ирина яковлева
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по математическим тропинкам»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по математическим тропинкам»
Цели:
- закрепить счет в пределах десяти (прямой, обратный);
- Закреплять представления о количественном составе числа 7 и 8.
Задачи:
- тренировать умение считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке, умение составлять числовой ряд;
- закреплять знания о геометрических фигурах;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе „Путешествие по математическим тропинкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;
- тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.
- развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;
- развивать мелкую моторику рук.
- воспитывать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях.
Демонстрационный материал : изображение цифр с 1 до 10, геометрические фигуры, магнитная доска, домики с окошками.
Раздаточный материал : карточки-цифры с 1 до 10; наборы геометрических плоскостных фигур, альбомные листы по количеству детей, двухполосные карточки.
Методы и приемы: объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, педагогическая оценка.
Содержание занятия :
Вводная часть:
Организационный момент.
а) приветствие детей;
в) психологический настрой;
с) сюрпризный момент;
Ход занятия.
Дети стоят полукругом на ковре.
В. – Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим им хорошее настроение.
Все вместе: Встанем рядышком по кругу
Скажем здравствуйте друг другу,
Нам здороваться не лень
Всем привет и добрый день
В. -Добрый день! А теперь ребята, с хорошим настроением, начнем наше занятие.
- Ребята, сегодня утром я нашла у себя на столе письмо. Давайте прочитаем его.
Письмо: «Здравствуйте дорогие ребята, пишет вам Король Считай Второй из Страны Математики. Я приглашаю вас посетить мою Страну. Но путь Ваш будет нелегким. Чтобы в нее попасть, нужно много знать.
Чтоб жилось вам всем не скучно,
Веселее было, лучше.
Приглашаю к себе в гости,
В страну знаний и чудес!
Будем мы, друзья, сейчас
Выполнив мои заданья
Ждут призы, ребята вас!»
В. -Ребята, я знаю, что вы очень любите путешествовать. Сегодня в путешествие мы отправимся на автобусе. Но чтобы занять свои места в автобусе, что нам нужно для этого?
Дети: - Билеты.
В. - Правильно. Но будьте внимательны, нужно правильно занять свое место. Дети соотносят Все сели? Итак, отправляемся в сказочное путешествие.
Основная часть.
А вот и первая остановка. А называется она «Трудные задачки».
1. Сколько пальцев на одной руке?
2. сколько глаз у светофора? (3)
3. сколько солнышек на небе? (1)
4. сколько ушей у двух мышей? (4)
5. сколько лап у двух собак? (8)
6. сколько спинок у трех свинок? (3)
7. сколько хвостов у двух котов? (2)
8. если сегодня понедельник, то завтра будет …
9. какой день недели идет после субботы?
10. какой день недели стоит между средой и пятницей? (четверг)
11. сколько частей суток? (4)
12. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2)
13. Сколько времен года? Назовите их. (Весна, лето, осень и зима)
14. Какое время года сейчас?
15. Сколько осенних месяцев в году? Назовите их.
16. Сколько месяцев в году?
17. Сколько концов у двух палок?
18. У какой фигуры нет ни начала, ни конца?
19. На дереве сидели 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?
20. Коля прибежал из школы домой первым, а Оля второй. Кто бегает быстрее, а кто медленнее?
- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.
Вторая остановка называется «Загадки».
- Ребята, попробуем отгадать загадки короля Считай Второго?
1) Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо. (Круг.)
2) Моя загадка коротка:
Три стороны и три угла.
Кто я? (Треугольник.)
3) С детства я знакомый твой,
Каждый угол здесь прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам представиться я рад.
А зовут меня … (Квадрат.)
4) Нет углов у меня,
Нет сторон у меня.
И похож на дыню я.
Ну и кто же отгадал,
Что зовут меня … (Овал.)
5) Есть четыре стороны -
Противоположные равны.
Еще четыре прямых угла
Похож на холодильник я.
Ну, подумайте, друзья
Как же все зовут меня? (Прямоугольник.)
- Ну, как король Считай Второй, ребята всё правильно отгадали? Едем дальше?
Третья остановка называется «Ориентировка».
Король Считай Второй будет вам называть место расположения геометрических фигур на ваших альбомных листах, а вы, ребята, внимательно слушайте его и правильно выполняйте его задания.
В верхний правый угол кладем квадрат, в центр листа кладем овал, в левый верхний угол кладем треугольник, в нижний правый угол кладем квадрат, в нижний левый угол кладем круг.
В. -Ну что, Считай Второй, ребята справились с твоим заданием?
С. В. - Да, молодцы ребята.
Четвертая остановка называется «Прятки».
Король считай Второй и его подданные геометрические фигурки хотят поиграть с нами в прятки.
(Воспитатель прикрепляет на магнитную доску геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник, показывает их, а дети называют геометрические фигуры. Затем воспитатель говорит: «Ночь». Дети закрывают глаза, а он прячет одну фигуру. Педагог говорит: «День». Дети открывают глаза и показывают геометрическую фигуру, которой нет. И тогда воспитатель, возвращает фигуру на место. Игра в прятки повторяется для всех геометрических фигур. Также воспитатель может просто поменять фигурки местами, не убирая их.)
- А вот и пятая остановка впереди. А называется она «Физкультминутка».
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, подтянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Шестая остановка называется «Угадай - ка».
А здесь все цифры разбежались, на поляне заигрались.
- Попрошу я всех ребят построить числа быстро в ряд!
( Дети должны выложить числовой ряд из карточек с изображением цифр:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10). Групповой и индивидуальный счет в прямом и обратном порядке.
- А сейчас поиграем в игру «Угадай - ка».
Воспитатель называет число, дети находят и показывают соответствующую карточку с цифрой. (Самое маленькое число (1, самое большое число (10, число 3,число 5; число, живущее между числами: 3 и 5, 6 и 8, 7 и 9; соседи чисел 4, 8, 3 и т. д.)
- Молодцы, ребята! Поедем дальше.
Вот наша последняя седьмая остановка «Счетная полянка».
- Вы попали на прекрасную полянку, где растут у нас математические примеры, которые нам нужно с вами решить. Возьмите двухполосные карточки, выложите на верхней полоске 7 зайчиков, а на нижней полоске 6 морковок.
-Ребята, посмотрите, чего у нас больше зайчиков или морковок? -Зайчиков
- А им хватит морковок? - нет.
-Чего у нас больше? Чего у нас меньше? Какое число больше 7 или 6?
-А что нужно сделать, чтобы зайчикам хватило морковок? -Прибавить одну морковку или убрать одного зайчика.
-Выложите на верхней полоске 8 птичек, а на нижней полоске 6 кормушек,
- Ребята, посмотрите, чего у нас меньше птиц или кормушек? – Кормушек. А на сколько кормушек меньше, чем птиц? – на 2
-А что нужно сделать, чтобы кормушек было столько, сколько птиц? – Добавить 2 кормушки или убрать 2 птички. Молодцы!
Дидактическая игра «Засели домики»
Посмотрите, ребята, у нас на доске висят домики. В них живут цифры. В первом домике живет цифра 6. Нужно добавить в окошки такие числа, чтобы у нас в сумме получилась цифра 6. А во втором домике у нас живет цифра 8.
- Молодцы, ребята, все числа вы вернули на свои места, наше путешествие закончилось.
Подведение итогов:
-Ребята, вам понравилось наше путешествие?
-Что запомнилось? Какие задания вам больше всего понравились?
- Занятие закончилось, давайте поблагодарим короля математики Считай Второго за наше сказочное путешествие! Скажем ему до свидания, ему пора отправляться в свою страну!
- Ребята, смотрите, Считай Второй нам что-то оставил, он оставил Вам сюрприз с благодарственным письмом!
Письмо: Ребята, большое Вам спасибо, за увлекательное путешествие вместе с Вами, Вы очень хорошо потрудились, я вам оставил сюрприз и жду вас снова в своем королевстве! Король Считай Второй.