Тамара Тедеева
Конспект занятия по ФЭМП «Поможем белочке, подготовится к зиме» по изучению числа и цифры «5» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ФЭМП с применением системно-деятельностного подхода в средней группе на тему : «Поможем белочке, подготовится к зиме» (Число и цифра 5)
Автор: Тедеева Тамара Альбертовна,воспитатель, МДОУ «Детский сад №4 «Буратино» Тутаевского муниципального района.
Цель:
1) уточнить пространственные отношения «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения;
2) закреплять умение различать и называть размеры предметов – большой, маленький;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Поможем белочке, подготовится к зиме“ по изучению числа и цифры „5“ в средней группе» размещена в разделах
- Белка, белочки
- Белка. Конспекты занятий
- Белочка. Занятия по математике, ФЭМП
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по математике, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
3) формировать представление о числе и цифре 5, уметь считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством;
4) закреплять счётные умения, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству.
Материал к занятию :
Демонстрационный:
1) игрушки – белка, еж;
2) карточки с цифрами 1-5;
3) массажная дорожка;
4) карточка с цифрой 5.
Раздаточный:
1) листы бумаги с нарисованными на них двумя полками;
2) 5 больших грибов;
3) 5 маленьких грибов;
4) карточка с цифрой 5 по одной на каждого;
5) 5 шишек на каждого ребенка.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Скажите, какое сейчас время года?
Выслушиваются все ответы детей.
- А что осенью делают звери?
Выслушиваются все ответы детей.
После ответов детей воспитатель рассказывает, что белка собрала в лесу грибы и просит ей помочь их посушить.
- Хотите помочь белке?
- Сможете?
2. Актуализация знаний.
Часть 1.
Дидактические задачи:
1) уточнить пространственные отношения «верхний», «нижний», тренировать
2) умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения;
3) закреплять умение различать и называть размеры предметов – большой, маленький:
4) закреплять умение считать в пределах четырех.
- Скажите ребята где живет Белка?
Выслушиваются все ответы детей.
- Значит, нам надо идти в лес. Постройтесь друг за другом.
Дети за воспитателем идут по массажной дорожке.
По тропинке мы пойдем,
В лес осенний попадём.
Вот он лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес.
Дети по 2 человека садятся за столы, на которых для каждого приготовлен лист с нарисованными на нем двумя горизонтальными полосками (полками).
- Сколько полок в дупле белки?
Дети считают, согласовывая числительное с существительным в роде,- одна, две, всего две полки.
- Покажите верхнюю полку, нижнюю полку.
Дети проводят по полкам пальцем и говорят: «верхняя», «нижняя».
Воспитатель говорит, что белка просит положить сушиться на верхнюю полку не маленькие грибы.
- А на нижнюю полку положите сушиться остальные грибы.
После выполнения задания воспитатель задает вопрос:
- Какого размера вы положили грибы на верхнюю полку? (Большие)
- Посчитайте сколько грибов на верхней полке?
Дети считают: один, два, три, четыре – всего четыре гриба.
- На какую полку вы положили большие грибы? (На верхнюю)
- Какого размера вы положили грибы на нижнюю полку? (Маленькие)
- На какую полку вы положили маленькие грибы? (На нижнюю)
- Посчитайте сколько грибов на нижней полке?
Дети считают: один, два, три, четыре – всего четыре гриба.
- Что можно сказать о количестве грибов на верхней и нижней полке? (Их поровну)
Часть 2.
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.
-Хотите помочь белочке собрать грибы. (Да)
- А что нужно, когда вы идете собирать грибы. (Корзинка)
Дети имитируют движения.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для введения числа 5, счёт до пяти;
2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель рассказывает, что белка нашла ещё один большой гриб и
кладёт каждому воспитаннику по одному большому грибу.
- Положите большой гриб на верхнюю полку.
- Сколько грибов стало на верхней полке?
Дети считают хором, дотрагиваясь пальчиком до каждого большого гриба: один, два, три, четыре…
После этого некоторые дети могут сбиться, так как ещё не знают счета
до пяти.
Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше.
- Сумели вы сосчитать большие грибы? (Нет)
- Почему? (Потому что не знаем, как считать дальше)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) закреплять представление детей об образовании последующего числа из предыдущего, формировать представление о числе 5, умение считать до пяти, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из пяти предметов;
2) формировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия, опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»
- Что можно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает)
Воспитатель предлагает спросить у умного Ежа.
Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос.
Умный Еж отвечает: при счете за числом 4 идет число 5.
Если же кто-либо из детей посчитает правильно, воспитатель обращает на это внимание, а затем просит всех детей посчитать до пяти.
Воспитатель фиксирует внимание детей на технике счета: при счете надо дотрагиваться до каждого предмета один раз, проговаривая: один, два, три, четыре, пять. Затем надо обвести все грибы рукой и сказать: «Всего пять грибов».
Дети хором считают грибы и говорят: «Всего пять грибов».
- Как оказалось, что на верхней полке стало 5 больших грибов? (Было четыре гриба, белка принесла ещё один гриб.)
- Поровну ли грибов на верхнее и нижней полке? (Не поровну.)
- Каких грибов больше? (Больших.)
- Что нужно сделать, чтобы грибов на верхней и нижней полке было поровну? (Надо чтобы белка принесла ещё один маленький гриб)
Воспитатель кладет на столы дополнительные маленькие грибы. Дети берут по одному грибу и уравнивают грибы на верхней и нижней полке.
- Сколько грибов стало на нижней полке?
Дети хором считают грибы и говорят: «Всего пять грибов».
- Как получилось, что на нижней полке стало 5 грибов? (Было 4, белка ещё один гриб, стало 5)
- Теперь на верхней и нижней полке поровну грибов? (Да)
Воспитатель делает вывод: пять больших грибов и пять маленьких. Пять и пять – поровну.
5. Затруднение.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для введения цифры 5;
2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель говорит детям, что белочка хочет написать письмо
подруге и рассказать, сколько больших и маленьких грибов собрала.
Воспитатель кладет на середину стола карточки с цифрами 1,2,3,4,5,6.
Карточки с цифрами 5 столько же, сколько детей.
Воспитатель рассказывает, что белочка не знает, как записываются
цифры.
- Давайте поможем белочке записать, что она нашла 5 больших и 5 маленьких грибов.
- Выберите на столе карточку с цифрой пять.
Возникает затруднение, т. к. дети не знают, как пишется цифра 5.
- Смогли вы выбрать карточку с цифрой 5? (Не смогли.)
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как записывается цифра 5.)
6. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) познакомить детей с цифрой 5, формировать у них умение распознавать цифру 5 среди других цифр и соотносить ее с количеством;
2) закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».
- Что можно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает)
Дети могут предложить спросить у умного Ежа. Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос.
В ответ Еж показывает карточку с цифрой 5.
- Этот значок говорит о том, что предметов пять.
Дети выбирают карточку с цифрой 5 и кладут около листа с нарисованными на них двумя полками.
7. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: закреплять счет до пяти, соотносить число с количеством.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Скажите, что ещё белка припасет на зиму?
- Хотите помочь собрать шишки?
-А вы справитесь?
- Соберите для белочки во столько шишек (воспитатель показывает детям карточку с числом 5)
- А нам пора возвращаться в сад. Вставайте друг за другом.
Рыжей белке помогали
И немного мы устали.
По тропике пойдем
В детский сад мы попадем.
8. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей о, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Где мы сегодня с вами побывали?
- Кому помогали?
- Что делали?
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь белочке потому, знают где верх, а где низ, научились считать до пяти и узнали цифру 5.