Алёна Васильевна Гладкова
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе на тему «Ломаная линия и ее длина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе на тему :«Ломаная линия и ее длина»
Цель: Формирование представлений о ломаной линии через выполнение различных заданий.
Задачи:
1)Познакомить воспитанников с ломаной линией, упражнять в измерении ее длины. Обратить внимание на то, что замкнутые линии образуют многоугольники в процессе составления геометрических фигур из палочек.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе на тему „Ломаная линия и ее длина“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Точка и линии
- Темочки
2)Уточнить представление о замкнутых и незамкнутых линиях, тренировать умение выделять и называть кривую, ломаную, отрезок, рисовать линии посредством игры с карточками.
3)Развивать произвольное внимание, связную речь, мыслительные операции в течение всего занятия.
Материалы к занятию : Листы бумаги (1/4 формата А4, карандаши простые по количеству детей, длинная деревянная палочка- шпажка, счётные палочки, круги синего, зеленого и красного цвета, карточки с написанными на них печатными буквами и цифрами.
Форма организации: групповая
Ход занятия:
Этап вводный
«Приветствие»
Дети сидят на ковре в кругу.
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я, (Поднять руки над головой).
Отвечаю Травам я, (Опустить руки на ковер).
Отвечаю Ветру я: (Поднять руки над головой и покачать ими).
"Здравствуй, Родина моя! " (Взять друг друга за руки).
1. Введение в ситуацию.
— Ребята, любите ли вы рисовать?
А хорошо ли вы это делаете?
У меня письмо от Незнайки, в котором он просит у вас помощи. Хотите помочь Незнайке?
Основной этап
2. Актуализация знаний.
2.1 Игра «Рисунок»
— Ребята, Незнайку, как вы уже знаете, учил рисовать художник Тюбик, но из этого ничего не вышло. Поэтому он просит помощи у вас. Недавно Незнайка и Гунька побывали в морском путешествии, и теперь Незнайка хочет нарисовать картину об этом, но некоторые детали он не знает, как нарисовать.
Он просит вас нарисовать одной линией посередине листа линию горизонта.
Одной линией волну в нижней части листа.
Ребята, если веревка — это прямая линия, то волна —
это какая линия?
— И еще Незнайке надо нарисовать одной линией молнию.
После того как дети выполнили задание «звонит телефон». Воспитатель говорит, что позвонил Гунька и спрашивает, чем дети занимаются.
Гунька говорит, что тоже хочет нарисовать такие же рисунки, но он тоже этого делать не умеет.
— Ребята, объясним Гуньке,как рисуется линия горизонта, волна и молния. Вы говорите, как это делается, а я буду рисовать на доске.
(В-ль, следуя словесным указаниям детей, рисует на доске линию горизонта. Если дети не скажут, что ее надо рисовать слева направо, то воспитатель рисует вертикальную линию. Дети должны будут уточнить свои указания, что рисовать нужно слева направо.)
Рассказывая о том, как нужно рисовать волну, дети должны сказать, что нужно нарисовать кривую линию слева направо.
3. Затруднение в ситуации.
— Ребята, как можно назвать линию, с помощью которой вы изобразили молнию?
Воспитатель выслушивает все ответы и обращает внимание детей на то, что ответы все были разными.
— Что нам сейчас нужно узнать?
4. Открытие нового знания.
-У меня в руках палочка.
-Какая она? (длинная, прямая, деревянная).
Артем, покажи, как из этой палочки сделать молнию?
— Что ты сделал для того, чтобы изобразить молнию?
— Когда ты сломал палочку, что получилось?
— Как можно назвать линию, выложенную из отрезков, которые получились, когда вы ломали палочку?
— Теперь вы сможете объяснить Гуньке, как надо рисовать молнию?
В-ль рисует на доске молнию.
— Сколько отрезков составляют нашу ломаную линию?
Отрезки, из которых состоит ломаная линия, называются звеньями.
— Сколько звеньев у ломаной?
5. Включение нового знания в систему знаний.
Ребята, Гунька и Незнайка хотят узнать, а можно ли измерить длину ломаной?
-Как вы думаете? А как?
*Можно воспользоваться нитью.
Давайте попробуем измерить ломаную нитью. Прикладываем нить к линии, растягиваем её.
-Чему равна длина ломаной, мы все равно точно ответить не сможем, нам потребуется линейка.
*Чтобы узнать длину ломаной линии, нужно измерить все длины всех звеньев, а потом их сложить.
-А отрезки измерять вы уже учились. Напомните мне, что нужно сделать. (-Совмещаем нулевое деление с началом отрезка, причем отрезок должен находиться над шкалой, определяем, на каком делении находится конец отрезка. Записываем: 2+3+1, считаем.)
- Ребята, на столах лежат карточки с рисунками. Как вы думаете, какая дорожка длиннее?
Давайте определим, правы ли вы, измерив каждую ломаную.
- Находим длину красной ломаной. Измеряем первое звено, второе звено.
- Чему равна длина красной ломаной?
- Измеряем длину синей ломаной…
Вы были правы: красная дорожка оказалась длиннее синей.
Физкультминутка.
Мы отрезки измеряли
И немножечко устали.
А сейчас мы дружно встанем-
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поднимись,
Ручки вверх и ручки вбок,
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим вприпрыжку:
Молодцы вы, ребятишки.
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
А сейчас мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно!
5.1 Игра со счетными палочками.
— Какие самые первые друзья всех детей?
— Об этом я загадаю вам загадку:
Это детская площадка.
Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки
Принесли с собой …
— Выложите с помощью палочек первую букву в слове «игрушки».
После выполнения задания всеми детьми воспитатель пишет печатную букву «И» на доске.
— С помощью какой линии изображена эта буква?
— Сколько отрезков составляют ломаную линию, с помощью которой изображена буква «И»?
— Замкнутой или незамкнутой линией изображена эта буква?
— Почему вы думаете, что эта линия незамкнутая?
— Превратите эту линию в замкнутую.
— Что у вас получилось?
— Почему эту фигуру называют треугольником?
— Как можно назвать фигуру, у которой 4 угла?
— Сколько палочек вам надо добавить, чтобы выложить четырехугольник?
—Как вы думаете, сколько будет углов у фигуры, выложенной пятью палочками?
— Какой мы с вами делаем вывод: многоугольник изображается замкнутой ломаной линией.
Проведем игру на внимание. Если линия замкнутая - встают девочки, если незамкнутая – мальчики.
5.2 Игра «Буквы и цифры»
— Ребята, Гунька и Незнайка все поняли, и у Незнайки получится красивая картина о морском путешествии. Но т. к. и Гунька, и Незнайка скоро тоже пойдут в школу, то они хотят узнать, с помощью каких линий пишутся буквы и цифры.
В-ль пишет на доске букву «Б» и вместе с детьми разбирает, какие линии использованы для ее написания.
Далее дети подходят к столу, на котором лежат карточки с написанными на них печатными заглавными буквами и цифрами (надписью вниз).
Каждый ребенок берет по одной карточке и определяет, какие линии использовались для написания его буквы или цифры.
На ковре три круга разного цвета (синий, красный, зеленый). Воспитатель предлагает детям, у которых на карточке знак, изображенный только кривой линией, встать к синему кругу.) (С,З,О,8,9)
Детям, у которых на карточке знак, в написании которого использованы и кривые линии, и отрезки — в красный круг. (Э,Ю,Р,В,Ф,Я,Ч,Ю)
Детям, у которых на карточке знаки, в написании которых использованы ломаные линии – в зеленый круг. (М,И,П,Г,1)
Назовите знаки, которые написаны только с помощью кривой линии, только с помощью ломаной линии и с помощью кривых линий и отрезков.
Заключительный
6. Итог.
— Что нового вы узнали?
— Кому смогли помочь?
— Какие знания вам дали возможность рассказать Гуньке, как рисовать молнию, с помощью каких линий изображаются цифры и буквы?
-Какое задание оказалось самым самым интересным?
-Какое задание вызвало у вас затруднение?
Ребята,вы такие молодцы! Вас ждет сюрприз -подарок от Незнайки и его друзей.