Наталия Стёпкина
Конспект занятия по ФЭМП по измерению массы предметов «Поход в ботанический сад» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
План - конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему- измерение массы
Воспитатель: Стёпкина Н. А.
Тема: «Поход в ботанический сад»
Образовательная область: Познавательное развитие в интеграции с образовательными областями, социально –коммуникативное и речевое развитие
Программное содержание:
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП по измерению массы предметов „Поход в ботанический сад“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
o Познакомить с понятием «масса» и единицами её измерения (килограммы, граммы, понятиями тяжелее – легче.
o Формировать представление об измерении массы предметов с помощью весов.
o Учить сравнивать предметы по массе, определять вес предметов.
Развивающие:
o Развивать мышление (умение анализировать, сравнивать, делать выводы, внимание, память, познавательный интерес.
Воспитательные:
o Воспитывать навыки самостоятельной и коллективной работы.
o Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Демонстрационный материал: Интерактивная доска или белый экран и проектор, ноутбук, магнитная доска, указка, напольные весы, картинка с изображением подснежников, две корзинки одинаковой формы, размера, цвета, но разные по весу (одна тяжёлая – с книгами внутри, вторая лёгкая – пустая, обе прикрыты салфетками, аудиозапись песни А. Петряшевой «Шарики воздушные в небо улетят», электронные задания.
Раздаточные материалы: воздушные шары (10–12 шт, листочки с заданиями.
Ход занятия:
1. Организационный момент
-Ребята, я хочу рассказать вам одну историю. Это было весной, солнце пригревало, становилось теплее, и снег начал подтаивать. Гуляя по парку, я заметила, что вдалеке, на проталине, около дерева, что-то белеет. Мне захотелось узнать, что это такое, и я смело ступила на снег. Но сделав два шага, провалилась. Выбравшись из сугроба, я заметила, что по снегу шагает ворона, и очень этому удивилась. Как вы думаете, почему я провалилась в сугроб, а ворона – нет?» (Весной снег становится рыхлым, человек тяжелее, чем ворона, поэтому он проваливается.)
Сегодня мы с вами будем знакомиться с понятием – «Масса».
2 Ознакомление с новым материалом.
Я вам предлагаю вспомнить сказку про первоцветы («Двенадцать месяцев», в которой злая мачеха отправила свою падчерицу в лес за подснежниками. Посмотрите на картинку с изображением подснежников. (Слайд№2) У меня тоже есть две корзинки. Чем же они отличаются? одинаковой формы, размера, цвета, но разные по весу (одна тяжёлая – с книгами внутри, вторая лёгкая – пустая, обе прикрыты салфетками.) Для объёма в пустую корзинку можно положить мятую бумагу. Сравните корзинки, не беря их в руки, при ответе нужно использовать слова одинаковые, разные. Дети отвечают, что корзинки одинаковые, они похожи по форме, размеру и цвету. Я считаю, что эти корзинки разные. Каким способом можно убедиться в этом? (Предположения детей.) У предметов есть свойства, которые не всегда можно увидеть. Чтобы обнаружить это свойство, нужно взять корзинки в руки. (Выходят два ребёнка и по очереди поднимают корзинки.) Корзинки одинаковые или разные? (Разные.) По какому признаку они отличаются? (Одна корзинка тяжёлая, а другая – лёгкая.) Корзинки разные, они отличаются по массе.
Сейчас я расскажу вам о девочке Маше, она очень хотела посмотреть на подснежники. Мама решила сводить девочку в ботанический сад и велела принести Маше рюкзак. Маша быстро принесла мамин рюкзак и побежала одеваться. (Слайд№3). Мама положила в рюкзак термос с чаем, бутерброды и ещё много вкусностей. Когда всё было готово, Маша подбежала к рюкзаку и хотела его поднять, но рюкзак был очень тяжёлый и девочка не смогла его поднять. Маша спросила у мамы, что случилось с рюкзаком. Мама объяснила дочке, что сначала рюкзак был пустой, поэтому лёгкий, а сейчас он полный, поэтому тяжёлый. (Слайд№4)
Предметы отличаются друг от друга не только по размеру, форме, цвету, но и по массе. У пустого и полного рюкзака разная масса. Пустой рюкзак легче полного, значит его масса меньше полного, полный рюкзак тяжелее пустого, значит его масса больше. Мама показала Маше весы и сказала, что при помощи весов можно измерить предметы в граммах и килограммах. (Слайд№5). Они измерили пустой рюкзак – он весил один килограмм, (Слайд№6) а полный четыре килограмма, (Слайд№7) его масса увеличилась. (Слайд№8). По пути в ботанический сад мама рассказала Маше, что массу предметов можно определить на глаз. Они смотрели на работу грузчиков, которые разгружали продукты. Они несли коробки по-разному – один шёл легко, так как его коробка была лёгкая, а другой шёл, загибая ноги, так как его коробка была тяжёлая. (Слайд№9). Затем они увидели качели, на которой катались мальчик и девочка. Та сторона, где сидел мальчик опустился вниз, значит он тяжелее, чем девочка, а девочка легче, чем мальчик. (Слайд№10) Люди отличаются друг от друга не только ростом, но и массой. Через некоторое время, они оказались в ботаническом саду и долго любовались подснежниками. Дома мама показала Маше напольные весы, сказала, что при помощи них можно измерить свой вес. (Слайд№11). Мама рассказала, что существуют разные весы: электронные, (Слайд№12) весы с чашами (Слайд№13) и гирями. Продавцы используют гири массой 1кг,2кг,5кг,10кг. (Слайд№14) Теперь Маша знает, что такое масса и для чего нужны весы. (Слайд№15)
А сейчас мы с вами выполним задания, чтобы закрепить знания по нашей теме.
3. Какими же свойствами отличаются предметы друг от друга? (Формой, размером, цветом, массой.) С помощью какого прибора можно измерить массу предмета? (с помощью весов.) В чём измеряется масса? (в граммах и килограммах.) Как можно узнать свой вес? (Встать на напольные весы и взвеситься.)
4. Выполнение заданий на экране. Задание 1. Найди весы. После выполнения задания дети объясняют свой выбор и отвечают на вопрос: «Что взвешивают на этих весах?» (Слайд№16). Задание 2. Тяжёлое – лёгкое. Раскрасив, дети перечисляют лёгкие и тяжёлые предметы. (Слайд№17) Задание 3. Подбери зверя по весу Выполнив задание, ребята объясняют свой выбор. (Слайд№18) Задание 4. Разложи овощи на весах. Вы выполнили задания, проверим, правильно ли они выполнены. (Слайд№19)
5. Физкультминутка «Вы, наверное, устали?» Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись. За столы все уселись. Глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем и работать продолжаем.
6. Индивидуальная работа
Выполнение заданий на листочках
Задание 5. Расставь зверей на весах, после выполнения задания проводится проверка. Педагог предлагает вспомнить сказку «Пузырь, соломинка и лапоть», уточняет, почему соломинка переломилась, когда по ней пошёл лапоть? (Лапоть был тяжёлым, поэтому соломинка переломилась.) (Слайд№20)
Предлагаю выполнить следующее задание.
Задание 6. Мостики (Слайд№21)
Задание 7. Впиши вес Выполнив задание, несколько детей называют вес торта и арбуза. (Слайд№22)
Задание 8. Что весит больше, что меньше. После выполнения задания проводится проверка. (Слайд№23)
Задание 9. Сколько весит игрушка? В случае затруднения педагог объясняет принцип выполнения задания. Следующее задание выполняется аналогично заданию с игрушками. (Слайд№24, (Слайд№25)
Задание 11. Впишите подходящие цифры под животными. (Слайд№26)
Задание 12. Впишите подходящий знак между рисунками. (Слайд№27). Молодцы, ребята.
7. Я вам предлагаю поиграть в игру. «Не дай шарику упасть на пол». Ваша задача не дать воздушным шарам упасть на пол. Игра длится 2–3 минуты.
8. Подведение итогов занятия. Мы сегодня с вами узнали, что такое масса и способом его измерения. А теперь я вам предлагаю взвеситься на напольных весах и записать свой вес при помощи чисел.