Татьяна Тимченко
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Точка. Линия. Прямая и кривая линия»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ПОГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ : «ТОЧКА. ЛИНИЯ. ПРЯМАЯ И КРИВАЯ ЛИНИЯ
Цель:
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе „Точка, Линия, Прямая и кривая линия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Точка и линии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
1. Сформировать представление о точке, прямой и кривой линиях, о том, что через одну точку можно провести сколько угодно прямых линий, а через две точки – только одну прямую и сколько угодно кривых.
2. Тренировать умение читать прямые и кривые линии, пользоваться линейкой.
Задачи:
1. Мотивировать детей на включение в познавательную деятельность.
2. Актуализировать способ ориентации по элементарному плану.
3. Создать мотивационную ситуацию для формирования представления о точке и линии.
4. Сформировать представлении о точке, прямой и кривой линиях.
5. Закрепить представление о числовом ряде.
6. Тренировать умение выделять прямые и кривые линии.
7. Сформировать представление о том, что через две точки можно провести сколько угодно кривых линий.
8. Познакомить со способом начертания прямой с помощью линейки.
9. Сформировать представление о том, что через две точки можно провести сколько угодно кривых линий.
Материалы:
Демонстрационный: рисунок к заданию Запомни дорогу, географическая карта, образцы выполнения задания “От города до города”, картина к заданию “Кто больше”, карточки с числами.
Раздаточный: рисунок к заданию “Запомни дорогу” листы для выполнении задания “От города до города”, фломастер, линейка, веревки 3 шт.
Ход ОД:
1. Воспитатель спрашивает у детей:
–Можно ли маленьким детям куда – либо уходить одним?
-Почему вы считаете, что этого делать нельзя?
- Воспитатель выслушивает ответы детей, после чего рассказывает о Крошке Еноте, который жил на краю вместе с мамой и папой. Каждое утро родители отправлялись по делам, а Крошке еноту строго настрого запрещали уходить далеко от дома чтобы не заблудился.
Как-то раз Крошка Енот услышал от болтливой сороки что на берегу озера которое находится за лесом, растет вкусная трава, и решил пока родителей нет дома сходить за этой травой и принести ее к обеду.
-Как вы думаете, правильно ли решил поступить Крошка Енот?
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за малышом, и в случае необходимости оказать ему помощь.
2. Дети подходят к доске, на которой расположен рисунок.
- Воспитатель обращает внимание на то что от дома довольно далеко. Увидела болтливая сорока, что Крошка Енот один идет, и спрашивает:
-Куда идешь малыш?
- За вкусной травой к дальнему озеру.
- А дорогу туда знаешь? Спрашивает сорока.
Не знает дороги Крошка Енот. Пожалела его сорока и говорит:
- Я полечу а ты иди за мной, да запоминай дорогу. Обратно одному идти придется, у меня дела в соседнем лесу. И запомни: идти обратно можно только той же дорогой, если пойдешь другим путем- жди неприятностей.
Крошка Енот просит детей запомнить дорогу до озера.
- Хотите помочь Крошке Еноту?
- Сможете это сделать?
- Что нужно для того чтобы запомнить дорогу?
2. Воспитатель проводит кривую линию от дома до озера, и просит детей повторить этот путь, только в обратном направлении.
- Смогли ли вы с Крошкой Енотом запомнить дорогу?
- Почему не смогли (Потому что в лесу нет ни тропинок, ни дорог.)
- Значит что нам нужно узнать? (Нужно узнать способ, который поможет найти обратную дорогу.)
4. – Как это можно узнать?
Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку ’Мальчик с пальчик’.
- Что делает герой сказки для того, чтобы найти обратную дорогу домой? (бросал камешки).
- Какого размера были эти камешки (они были очень маленькими.)
Воспитатель предлагает детям пройти за столы, изобразить на рисунках к заданию “Запомни дорогу” камешками.
- Как вы будете изображать очень маленькие камешки (точками)
- Как вы будете рисовать точку? (кончиком фломастера).
- Как вы думаете, камешки надо бросать близко или далеко друг от друга?
-Почему вы думаете, что близко?
Дети самостоятельно рисуют точки.
Воспитатель относит чей- либо рисунок подальше от детей.
- Что Саша изобразил дорожку точками.
Делает вывод: линия получается из множество точек, которые стоят рядом друг с другом.
- Как по другому можно нарисовать линию?
Воспитатель уточняет, что линию можно изобразить карандашом или фломастером проводя по бумаге.
Дети проводят линию, соединяя между собой нарисованные точки.
Воспитатель на рисунке, расположенном на доске проводит прямую дорогу от домика до озера.
- Чем этот рисунок отличается от тех, которые сделаны вами?
Воспитатель делает вывод: линии могут быть прямыми и кривыми.
Крошка Енот благодарит детей, теперь он найдет обратно дорогу.
5. – Крошка Енот пришел домой и нарисовал картину (показывает). А когда нарисовал, задумался: сколько прямых и кривых линий я нарисовал.
- Крошка Енот просит вас ему помочь ему.
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, для этого им надо взять карточки с числами.
- Разбейтесь на две команды так, чтобы в каждой из команд не было одинаковых чисел.
Одна команда будет считать кривые, а другая прямые линии, которые они видят на рисунке.
- Сколько прямых (кривых) линий на картинке?
Каких линий больше? На сколько?
Крошка Енот благодарит детей.
6. Воспитатель приглашает детей к карте.
- Крошка Енот очень понравилась эта картина. Дети, по просьбе воспитателя рассказывают, что это карта.
- Это во многом раз уменьшенная модель Земли.
- Где карта реки, города, спрашивает Крошка Енот?
- Как на карте обозначаются города? – реки?
7. Воспитатель предлагает детям представить, что возникла необходимость в прямой дороге, которая будет проходить через город.
- С чего начинается строительство дороги?
Воспитатель проводит итог: сначала дорогу надо нарисовать на плане.
Предлагает детям пройти в конструкторское бюро.
Воспитатель предлагает детям взять желтую карточку – план.
- Сколько городов обозначено на плане (один).
- С помощью чего можно провести по- настоящему прямую линию?
- Как вы будете чертить по линейки?
Вместе с воспитателем дети проговаривают алгоритм”Совмещаем линейку с тоской, прижимаем линейку плотно по бумаге. Проводим фломастером прямую линию по бумаге. ” Воспитатель проводит горизонтальную линию через точку.
- Как вы нарисуете дорогу, если ехать надо в другом направлении?
Дети проводят самостоятельно через одну точку? (много, сколько угодно).
- Возьмите карточку – план другого цвета.
- Сколько городов обозначена на втором плане? (два)
- Сколько дорог, прямых линий, можно провести между двумя городами через две точки.
Дети проводят у себя, а воспитатель на доске.
- Сколько прямых можно провести через две точки?
Воспитатель говорит, что они только что были чертежниками и подготовили хорошие чертежи для строительства дорог.
1. Воспитатель рассказывает детям, что на Земле не так много больших городов, гораздо больше населенных пунктов.
- Как вы думаете, что такое населенный пункт? (это место, населенное людьми: город, деревня, поселок).
Воспитатель рассказывает, что между большими городами прокладывают трассы, прямые асфальтированные дороги, по которым может проехать с большой скоростью много машин.
- А как можно добраться от одной деревни до другой?
(дойти пешком)
- Чем отличается дорога, от тропинки по которой люди ходят пешком?
(дорога широкая, а тропинка узкая, дорога асфальтированная, а тропинка нет, дорога прямая, а тропинка кривая).
Воспитатель обозначает два населенных пункта на ковре и предлагает детям проложить тропинки через населенные пункты. (веревками).
- Сколько тропинок- кривых линий можно протоптать от одного населенного пункта до другого?
2. Ребята, кому вы сегодня помогли?
- Что полезного сделали?
- Что нового вы узнали?