Валентина Быстрановская
Конспект занятия по ФЭМП для детей от 6 до 7 лет «Цифра 0»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Цифра 0»
Цель: формирование элементарных математических представлений о цифре 0.
Задачи:
Образовательные: познакомить с составом числа 10 из единиц. Уточнять представление о цифре 0. Продолжать учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному. Формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП для детей от 6 до 7 лет „Цифра 0“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 0 (ноль)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Развивающие: развитие мыслительной и речевой деятельности, речевого слуха, зрительного восприятия, тактильных ощущений, тонкой моторики.
Воспитательные: формирование положительного отношения к учебной деятельности. Совершенствовать морально-волевые качества воспитанников посредством развития усидчивости, умения выслушать собеседника, выносить собственное суждение.
Оборудование:
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Мяч, матрешки, карточки с цифрами от 0 до 9, 9 карточек с изображением грибов, магнитная доска.
Раздаточный материал. Карточки с цифрами от 0 до 9, цветные круги (по 10 шт. для каждого ребенка, счётные палочки.
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, на какое занятие мы собрались?
- Что мы учим на занятиях по математике?
Дети:
Воспитатель: правильно, на занятиях по математике, мы с вами знакомимся с цифрами, геометрическими фигурами. Вам, как будущим школьникам нужно быть очень внимательными, т. к. эти знаний очень пригодятся вам в школе. С чем сегодня мы с вами будем знакомиться, вы узнаете если отгадаете загадки:
1. Он похож на колобок,
Он пузат и круглобок.
На него похожа кошка,
Если сложится в клубок.
(ноль)
2. Он похож на букву О,
Он не значит ничего.
Но любую цифру в раз
Увеличит в 10 раз.
(ноль)
Основная часть:
Игровое упражнение «Назови число».
Воспитатель: на доске изображены цифры от 1 до 10. Посчитайте их.
Дети: (считают)
Воспитатель: каким образом еще можно посчитать эти цифры?
Дети: порядковый счет, обратный.
Воспитатель: У числа есть два соседа: одно число на один меньше, оно предыдущее, другое на один больше, оно последующее. Назовите предыдущее число числа пять
Дети: (отвечают, потом встают полукругом).
Воспитатель передает мяч ребенку, который называет число 4 и возвращает мяч воспитателю.
Воспитатель предлагает еще 3–4 аналогичных задания для определения предыдущего и последующего чисел к названному.
Игровое упражнение «Соберем разноцветные бусы».
Воспитатель: У вас на столах в тарелочках разноцветные круги. Посмотрите, к нам в гости пришли матрешки, давайте посчитаем их. Сделайте нашим матрешкам украшения – бусы. Задание следующее - бусы должны состоять из 10 разноцветных бусинок.
По окончании выполнения задания педагог уточняет: «Сколько бусинок вы взяли? Сколько бусинок какого цвета? Как вы составили число десять? Сколько единиц в числе десять?»
Игровое упражнение «Сколько осталось?».
На доске цифровой ряд (от 1 до 9).
Воспитатель: разложить на столе карточки с цифрами от 1 до 9 в порядке увеличения. Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
Воспитатель: Посмотрите на доску. Сколько грибов на доске.
Дети: отвечают (правильный ответ 9).
Воспитатель: Ребята, покажите соответствующую карточку с цифрой.
Воспитатель начинает справа налево убирать по одному грибу, а дети показывают цифрой, сколько грибов осталось. Когда не останется ни одного гриба, воспитатель объясняет: «Есть цифра, которая показывает, что здесь нет ни одного предмета. Это цифра ноль».
Воспитатель показывает карточку с цифрой 0, вместе с детьми обводит ее в воздухе и выкладывает в ряд перед цифрой 1. Затем читает стихотворение:
Ноль похож на сто предметов —
От браслетов до беретов:
Круглый стол, кольцо, часы,
На кружочек колбасы,
Барабан, баранку, сушку…
И на лысую макушку.
А. Усачев
Игровое упражнение «Я считаю зоопарк».
Я буду читать вам стихотворение, а вы выкладывать счетные палочки на столе.
Стихотворение В. Орлова «Я считаю»
Все, что вижу во дворе я,
Все, что вижу на пути,
Я умею, я умею
Сосчитать до десяти.
Я еду с мамой в зоосад
И считаю всех подряд.
Пробегает дикобраз,
Это - раз.
Чистит перышки сова,
Это - два.
Третьей стала росомаха,
А четвертой - черепаха.
Серый волк улегся спать,
Это - пять.
Попугай в листве густой,
Он - шестой.
Вот лосенок рядом с лосем,
Это будет семь и восемь.
Девять - это бегемот:
Рот - как бабушкин комод.
В клетке ходит лев косматый,
Он последний, он десятый.
Дальше мне не сосчитать -
Надо снова начинать!
Воспитатель: Сколько зверей мы с вами встретили в зоосаде?
- Сколько палочек вы выложили на столе?
- После какого числа стоит цифра 10 :
- Какой зверь был последним?
- Кто был первым?
- Каким по счету был попугай?
Молодцы, справились с заданием!
Физминутка. «Как живешь?»
Как живешь?
Вот так!
А плывешь?
Вот так!
- Как бежишь?
- Вот так!
- Вдаль глядишь?
- Вот так!
- Ждешь обед?
- Вот так!
- Машешь вслед?
- Вот так!
- Утром спишь?
- Вот так!
- А шалишь?
- Вот так!
Впереди нас ждет сказка. Сядьте удобно, вы готовы слушать?
- Я вам расскажу сказку про цифру.
- Однажды цифры поспорили с нулем и стали его дразнить:
- Ты, хоть, тоже цифра, но ровнехонько ничего не значишь! Вот мальчик возьмет цифру два и поставит два кубика, а возьмет тебя и ничего не поставит.
- Правда, правда, ничего — сказала единица.
- Ничевочка, ничевочка - затараторили цифры.
- Глупые вы, ничего не понимаете - сказал ноль.
- Вот ты единица значишь только один предмет, а я встану рядом с тобой справа и предметов станет ни один, а сразу десять.
- Теперь ты уже не 1, а совсем другая цифра 10.
Вот она - цифра десять. Значит цифра состоит из двух чисел 1 и 0.
С тех пор единица подружилась с нулем. И все остальные цифры поняли, что если ноль встанет с ними рядом, он сделает их на много больше.
- Как вы думаете, после какой цифры в числовом ряду встанет число 10.
- (После цифры 9)
- Почему?
- (Потому что 10 больше 9).
- С тех пор все цифры стали жить дружно.
Заключительная часть:
Воспитатель: Дети, чем мы сегодня занимались на занятии?
Дети: ---
- С какими цифрами мы познакомились сегодня?
- Где в числовом ряду стоит цифра 0, а где 10?
- Из каких цифр состоит цифра 10?
- Кто может посчитать от 0 до 10?
Воспитатель: ребята, что сегодня показалось вам сложным:
Дети: ---
Воспитатель: что понравилось больше всего?
Дети: ---
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, многое сегодня у вас все получилось!