Татьяна Яковлева
Конспект занятия по ФЭМП «Шар» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ФЭМП во второй младшей группе.
по программе «Игралочка»
Тема: ШАР
Цель:
1. уточнить представления о шаре, сформировать представления о его свойствах, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки;
2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
3) закрепить представления о круге, счет до двух, умение выделять свойства предметов и сравнивать предметы по свойствам;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Шар“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение; развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, мелкую моторику рук; сформировать опыт самоконтроля.
Материалы к занятию :
Демонстрационный: предметы, имеющие форму шара, шар и куб для игры-соревнования.
Раздаточный: кусочки соленого теста, карточки с изображением плоских геометрических фигур.
Ход занятия:
• Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Чем вы занимаетесь дома, если из-за плохой погоды нельзя гулять? (ответы детей)
А у меня есть знакомые медвежата, которые оставшись дома, решили сначала навести порядок в доме, а потом поиграть.
- Хотите поиграть с медвежатами?
• 2. Актуализация знаний.
• 2.1. Игра «Наводим порядок».
Дидактические задачи: актуализировать представления о шарообразных предметах, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь.
Дети подходят к столу, на котором находятся 2 коробки. В одной коробке, красной, вперемешку лежат различные мелкие игрушки, матрешки (счетный материал, а также шарики одного размера разного цвета (по 2 — 3 шарика на каждого ребенка). Другая коробка, зеленая, пустая.
Воспитатель: Ребята, медвежата, торопясь на прогулку, побросали все игрушки в одну коробку. Теперь же они хотят разложить их так, чтобы в одной коробке были только шарики, а в другой — матрешки.
Детям предоставляется самостоятельность.
Воспитатель: - Что вы переложили в зеленую коробку? (ответы детей)
- Сколько шариков в зеленой коробке? (ответы детей)
- Чем шарики похожи? (ответы детей)
Что у шариков разное? (ответы детей)
• 3. Затруднение в игровой ситуации.
• 3.1. Игра «Ворота» (начало).
Дидактические задачи:
1. создать мотивационную ситуацию для исследования свойств шара;
2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
- Теперь можно и поиграть. (Для проведения игры ставятся два стула — это ворота. Одному человеку из первой пары воспитатель выдает шар, другому — такого же цвета и размера куб. Нужно прокатить предметы в ворота.
Второй паре детей воспитатель дает возможность выбрать предмет. Как правило, из-за шара возникает спор).
Почему вы выбираете именно этот предмет? (ответы детей)
Разве у предметов разный цвет? (ответы детей)
Может быть, у них разный размер? (ответы детей)
Чем же они отличаются? (ответы детей)
4. Открытие нового знания.
4.1. Игра «Ворота» (окончание).
Дидактические задачи:
3. уточнить представления о шаре, сформировать представления о свойствах шара;
4. сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
5. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
- Почему шар катится, а куб — нет?
(Дети должны исследовать шар и догадаться, что он катится потому, что он гладкий, у него нет углов, как у кубика.)
В завершение воспитатель вместе с детьми делает вывод: шар катится, а куб — нет.
5. Включение нового знания в систему знаний.
1. Игра «Колобок».
Дидактические задачи:
1. закрепить представления о шаре, сформировать умение различать шар на ощупь;
2. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать мелкую моторику руки.
Дети собираются около воспитателя.
- В какой сказке шарик укатился далеко от дома и от этого у него были неприятности? (ответы детей)
-Давайте испечем для бабушки и дедушки новый Колобок.
(Дети садятся за столы. У каждого кусок теста)
Дети катают шарики. У воспитателя много теста, и получается большой шар.
• Покажите, как укатился Колобок из дома.
(Дети катят шары по столу.)
• Красивый ли получился Колобок?
• Захотелось Колобку сфотографироваться, разослать свои фотографии в разные места, чтобы найти родственников — предметы, похожие на него. Колобок просит вас ему помочь.
(Дети изображают процесс фотографирования, делая фотоаппарат из рук.)
- А давайте вместе с Колобками погуляем, пока будут печататься фотографии, и посмотрим, нет ли родственников Колобка в группе.
2. Игра «Найди предмет».
Дидактические задачи:
6. организовать активный отдых детей, сформировать умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки;
7. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, умение считать до двух, пользоваться понятиями «один», «два» и «много», развивать речь.
Дети парами ходят по группе, в разных местах которой разложены мяч, яблоко, апельсин, нитка бус. Найдя какой-либо предмет, дети несут его на отдельный стол.
После того как предметы будут собраны, воспитатель задает вопросы:
• Сколько мячей? (Один.)
• Сколько фруктов? (Два.)
• Сколько бусин? (Много.)
• Чем похожи все предметы, которые вы принесли?
С помощью воспитателя дети приходят к выводу о том, что у всех этих предметов одинаковая форма — шар.
3. Игра «В Фотоателье».
Дидактические задачи:
1. закрепить представление о шаре, сформировать опыт соотнесения круга и шара;
2. развивать мыслительные операции анализ и сравнение, речь.
Дети вместе с воспитателем идут забирать фотографии Колобка. На полу врассыпную разложены карточки с изображенными на них плоскими фигурами — квадратами, треугольниками, кругами, причем количество карточек с кругами равно количеству детей.
Воспитатель рассказывает, что фотографии рассыпались и надо найти среди них фотографию Колобка. Каждый ребенок должен из множества карточек выбрать ту, на которой нарисован круг.
• Какую фигуру вы выбрали? (Круг.)
Почему вы не взяли, например, такую фотографию? Воспитатель показывает детям квадрат (треугольник). (ответы детей)
Как бы выглядела фотография мячика (апельсина, яблока? (ответы детей)
• 6. Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, и создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
Что интересного вы сегодня делали? (ответы детей)
- Вы смогли помочь Колобку найти родственников, напекли бабушке колобки.