Елена Сафронова
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и рисованию в старшей группе (возраст 5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Сафронова Е. П.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида «Сказка» структурное подразделение № 156
Тема: «Путешествие с Красной Шапочкой»
Задачи:
Обучающие:
• Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, используя знаки >, <, =
• Закрепить представление о прямой, кривой, ломаной, замкнутой и незамкнутой линиях
• Уточнить пространственные отношения на, над, слева, справа, за, перед, вверху, внизу.
Темочки:
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• Закрепить состав числа 2-10
• Закрепить знания дней недели, частей суток, времён года
• Закрепить навыки количественного, порядкового, обратного счёта в пределах 10
• Закрепить названия геометрических фигур
• Закрепить умение выделять из группы предметы, отличающиеся каким-либо признаком
• Учить самостоятельно составлять композицию на объемных формах (тарелках) посуды, используя элементы хохломской росписи, ее колорит, растительно-травный орнамент.
• Совершенствовать умение рисовать концом кисти кайму, ветки, завитки, травку, ягоды.
Развивающие:
• Развивать конструктивные навыки и воображение
• Развивать внимание, память, мышление, связную речь
•Развивать самостоятельность в выборе цветовой гаммы.
Воспитывающие:
• Воспитывать отзывчивость, заботу, доброту, желание помогать
•Воспитывать интерес к русским народным художественным промыслам.
Материалы к занятию :
Демонстрационный – силуэтные изображения Красной Шапочки, бабушки, волка. Картинки природы с изображением на них прямой, кривой, ломаной, замкнутой и незамкнутой линий. Картинка с берёзой для уточнения пространственных отношений, «пирожки» с математическими выражениями в пределах10. Элементы хохломской росписи, предметы быта.
Раздаточный: карточки с заданиями для каждого ребенка, наборы геометрических фигур для игры «Выложи зверя», простые карандаши. Предметы художественных промыслов: Хохломская посуда; тарелки, стаканчики. Гуашь, кисти № 1, 2, палитра, салфетки, баночки с водой. Музыкальное сопровождение.
Предшествующая работа : чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка», разучивание физкультминутки «Собираем грибы». Знакомство с русским народными художественными промыслами, обучающие занятия по хохломской росписи, рассматривание образцов.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Психологический настрой детей.
Игра «Назови соседа ласково»
-Ребята, хотите отправиться в путешествие в сказку? (да)
Но отправиться туда можно только при одном условии, если вы ответите на вопросы. Согласны? (да)
Ну, тогда слушайте:
• Что сейчас утро или день?
• Когда вы приходите в детский сад?
• Сколько дней в неделе?
• Назовите все дни недели.
• Какой сегодня день?
• Какой день был вчера?
• Какой день идет за пятницей?
• Какой день между воскресеньем и пятницей?
• Какой день будет завтра, если сегодня вторник?
• Какой третий день недели? Седьмой? Пятый?
• Посчитайте по порядку 1-10
• Посчитайте обратным счётом от 10-1
• Назовите арифметические знаки, которые вы знаете (>, <, +, -, =)
Молодцы, теперь можно и в сказку отправляться, а в какую, узнаете, отгадав загадку:
Маленькая девочка Весело бежит, По тропинке к домику, Что в лесу стоит. Нужно этой девочке, К бабушке скорей Отнести корзинку С пирожками ей.
-Как называется сказка, в которую мы отправимся в путешествие?
-Правильно, Красная Шапочка, а написал её замечательный французский сказочник Шарль Перро. А вот и сама Красная Шапочка (выставляю на доску силуэтную картинку Красной Шапочки)
-Она уже готова идти к бабушке, но ведь в лесу живет злой волк, который может обидеть девочку.
-Поможем Красной Шапочке дойти до бабушки? (да)
-Тогда отправляемся в путь.
-Вышла Красная Шапочка из дома и отправилась вот по такой дороге (показ)
-На какую линию она похожа? (прямую)
-Пришла Красная Шапочка на полянку (показ картинки)
Остановилась девочка и стала собирать букет. Помогите Красной Шапочке сосчитать, сколько каких цветов она собрала.
Задание №1 (карточки) Необходимо составить пары и сравнить количество цветков с помощью знаков >, <.=
- Сколько ромашек сорвала Красная Шапочка? (4)
- Сколько колокольчиков? (5)
- Какой цифрой обозначили количество ромашек? (4) Почему?
- Какой цифрой обозначили количество колокольчиков? (5) Почему?
- Чего меньше, ромашек или колокольчиков?
- Какой знак вы поставили и почему?
Молодцы! Помогли Красной Шапочке сосчитать цветы.
Идет Красная Шапочка по лесу, а тропинка вдруг стала вот такая (показ).
- На какую линию похожа тропинка? (На ломаную)
-Идет Красная Шапочка по этой тропинке и видит, что прячутся за кустиками какие-то звери. Уж не волк ли? Давайте поможем Красной Шапочке узнать, что это за звери.
Игра «Собери зверя» Из геометрических фигур выложите зверя (по подгруппам).
- Какие животные у вас получились? (заяц, лиса, белка, медведь)
- Каких фигур понадобилось для выполнения зайца? Медведя? Лисы? Белки?
Красная Шапочка пригласила зверушек с собой, ведь всем вместе веселее идти.
Идёт Красная Шапочка со зверушками дальше, а дорога стала вот такой (показ)
думает, наберу грибов, вот бабушка обрадуется. А звери стали ей помогать.
Физкультминутка
Все зверушки на опушке (идут по кругу, взявшись за руки) Ищут грузди и волнушки. Белочки скакали, (скачут поскоками) Рыжики срывали, («срывают грибы») Лисичка бежала, (бегут, как лиса) Лисички собирала, («срывают грибы») Скакали зайчата, (скачут на двух ногах) Искали опята, («срывают грибы») Медведь проходил, (идут вперевалку) Мухомор раздавил. (топают ногой)
- Все вместе собрали вот такие грибы (Показ грибов)
- Все ли грибы можно взять с собой? (Нет)
- Почему? (Мухомор ядовитый гриб)
- Правильно ли поступил медведь, растоптав мухомор? (Нет, мухомором лечатся лоси)
Молодцы, помогли Красной Шапочке разобраться с грибами, можно идти дальше.
Идёт Красная Шапочка, а на пути лесное озеро (показ)
Решила девочка обойти озеро, а зверушки остались отдохнуть. Пошла она вокруг озера и вернулась опять в то место, где отдыхали зверушки. Почему?
- На какую линию похожа дорога вокруг озера? (замкнутую)
Собралась Красная Шапочка идти дальше, а тут из-за кустов выскочил голодный злой волк (показ). Испугались звери и разбежались кто куда. Давайте обхитрим волка, ведь в корзинке у Красной шапочки есть пирожки.
- Угостим волка пирожками?
Задание №2 (Карточки с заданиями) На пирожках написаны математические выражения, их нужно решить. Если ответ будет меньше шести – пирожок волку, больше шести – пирожок бабушке. (Дети решают математические выражения.)
2+3=5 4+4=8
10-2=8 9+1=10
3+4=7 6-5=1
4-2=2 5+2=7
9-6=3 1+4=5
А пока волк ест пирожки, мы проводим Красную Шапочку к бабушке, но на пути болото, которое нужно обойти (показ).
- На какую линию похожа дорожка вокруг болота? (незамкнутую)
- Чем отличается замкнутая линия от незамкнутой линии? (у незамкнутой линии есть два конца)
Посмотрите, а вот и бабушка встречает Красную Шапочку (показ)
Молодцы, ребята, помогли Красной Шапочке обхитрить злого волка и добраться до дома бабушки.
–Я предлагаю, бабушке Красной шапочки подарить сувенир - расписанную тарелочку.
Давайте вспомним особенности Хохломского промысла. Предлагаю рассмотреть схему – подсказку, по ней мы вспомним особенности, которые необходимы для изобразительной деятельности.
1. Фон (красный, черный, золотой, желтый).
2. Цветовая гамма, используемая в Хохломском промысле (черный, зеленый, золотой, желтый, оранжевый, красный).
3. Ягодно -травный орнамент.
4. Виды ягод.
Физминутка: Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть опять.
– Ребята, мы с вами вспомнили особенности Хохломского промысла, теперь вы можете приступить к работе и пройдите к столам.
– С чего надо начинать рисовать?
– Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета.)
– Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок.)
Даю указания к работе:
– Обратите внимание на расположение орнамента (тарелка – по кругу.)
– Не ошибитесь в выборе цветовой гаммы.
– Сейчас вы почувствуете себя настоящими народными умельцами. Каждый из вас сам придумает узор для Хохломской посуды.
Пальчиковая гимнастика. Наши пальцы хороши, Нарисуют завитки. Завитки крученые, Ложки золоченые. А на ветке ягодки Спелые и вкусные. Будут наши ложечки Самые искусные.
(Под народную мелодию дети приступают к рисованию.)
Самостоятельная изобразительная деятельность детей. Индивидуальная работа.
Итог.
Подведение детей к окончанию работы, чтение стихотворения:
Роспись Хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама,
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудесней наша Хохлома.
Выставка работ.
Похвалить детей за активное участие.