Получи документы

Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова у детей подготовительной группы «Волшебная слоговая гусеница»

Ирина Смирнова
Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова у детей подготовительной группы «Волшебная слоговая гусеница»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формирование слоговой структуры слова у детей подготовительной к школе группы с фонетическим и фонетико-фонематическим нарушениями речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• способствовать обогащению словарного запаса;

• закрепить знания о звуках, буквах и слогах.

Коррекционно-развивающие:

• определять количество слогов в словах;

• развивать произношение сложных слов;

сформировать фонематический и слоговой анализ слов.

Коррекционно-воспитательные:

Темочки:

• способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы». Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи! Я смотрю на ваши лица и вижу, что в группе стало светлее. Это потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

Ребята, там кто – то стучится, кто – то к нам на занятие, пришел посмотрите, кто это? (Гномик)

- Он нам что-то принес в коробочке. Давайте откроем коробочку. А что это?

(Картинки)

Да, на этих картинках нарисованы разные предметы,

вам надо в названии каждого предмета выделить первый слог. И из этих слогов составить новое слово.

На экране вылетает детям картинка, они называют изображенный предмет и прохлопывают слово, разделяя на слоги и выделяют первый слог в словах :

призы – при;

ключик – клю;

черепаха – че;

ниточка – ни;

ящерица –я.

Логопед: Что придумал гномик нам,

Догадайтесь по слогам?

На столе складываем слоги в слово. (ПРИ-КЛЮ-ЧЕ-НИ-Я).

Итак, Гномик предлагает нам отправиться вместе с ним на поиски приключений на паравозике.

Чтобы дойти до конца и узнать куда мы добрались, нужно пройти испытания. За каждое, успешно пройденное, испытание вы будете получать по букве, из которых к концу получится слово, то заветное к чему мы сегодня будем стремиться.

Повторим правила поведения в пути:

• Наши ушки внимательно - (слушают)

• Наши глазки внимательно- (смотрят)

• Наши головы - (думают)

• Говорим мы - (полным ответом громко и четко)

Но прежде чем, мы с вами отправимся в путешествие, нужно немного размять наш язычок, для развития чистой речи. И Гнома научим правильно произносить звуки, составлять слоги и слова, потому что это у него не всегда получается. Давайте потренируемся вместе с ним.

II. Ход занятия

1. Артикуляционная гимнастика с картинками

(дети смотрят на экран, где расположены картинки с артикуляционной гимнастикой и выполняют упражнения)

• Чередование «Хоботок-улыбочка – домик открывается» - 5 раз

Улыбается ребенок,

Хоботок вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

• Чередование «Толстячки – худышки» - 5 раз

Вот толстяк - надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

• Упражнение «Маляр» - 5 раз

Язык как кисточка моя,

И её нёбо крашу я.

• Упражнение «Вкусное варенье» - 5 раз

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его язычком в ротик к себе.

• Упражнение «Чашечка» - 5 раз

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и чашечка моя.

• Чередование «Ступеньки» - язычок в упражнении «чашечка» установить на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Ужерживать в каждом положении 3-5 секунд.

Вот и чашечка моя

На верхнюю губку скачок,

На верхние зубки скачок,

За верхние зубки скачок.

• Упражнение «Качели» - 5 раз

«Чашкой» вверх

И «горкой» вниз

Гнется мой язык –

Артист!

• Упражнение «Грибок» - 5 раз

Широко открою рот,

Будто щелкну я вот – вот.

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз – и вся учеба.

• Упражнение «Часики» - 5 раз

Влево – вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

• Упражнение «Барабанщик» - 5 раз

За зубами в бугорок

Бьёт широкий язычок.

Логопед: Молодцы, получайте букву.

2. Развитие речевого выдоха. Чтобы хорошо произносить звуки речи, надо хорошо уметь выполнять дыхательные упражнения. Вот нам Гном и предлагает сделать несколько дыхательных упражнений.

Упражнение «Фокус» - развитие воздушной струи на середину языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

Логопед: Молодцы, хорошо размялись, теперь можно отправиться на встречу приключениям на паровозике.

Вот и ещё букву заработали, Молодцы!

3. Отработка навыков определения количества слогов в словах.

Логопед: Мы на поезде поедем,

Всех друзей с собой возьмем.

По вагонам всех рассадим,

Место каждому найдем!

Если в названии картинки один слог, посади друзей в первый вагон (одно окно, два слога – во второй (два окна, если три слога – в третий вагон (три окна, четыре слога – четвертый вагон (четыре окна)

Зебра, черепаха, волк, слон, заяц, сорока, белка, бегемот, гусеница, орел, синица.

Логопед: Вот молодцы, всех друзей рассадили, букву получите и можно в путь отправляться.

4. Зрительная гимнастика «Вот стоит зимний лес»

Вот стоит зимний лес! (выполняют круговые

В нем много сказок и чудес! движения глазами)

Слева – сосны, справа – ели. (выполняют движения влево – вправо)

Дятел сверху, тук да тук. (выполняют движения вверх – вниз)

Глазки ты закрой -

И скорей бегом открой.

Логопед: Молодцы! Букву получите.

5. Игра «Предлоги»

Логопед: Ребята, смотрите пока мы ехали и играли глазками все наши друзья спрятались на полянке, на которой остановился паровозик, давайте посмотрим на картинки и скажем, кто где спрятался.

(под кустиком, на дереве, около сугроба; на горке, в берлоге, за елкой)

5. Игра «Гусеница»

(деление слов на слоги, выкладывание слов по слогам)

Логопед: Ребята, давайте научим Гнома делить слова на слоги и покажем как хорошо вы это умеете.

Гном хочет узнать: «Чем отличаются звуки от букв?» (звуки мы слушаем и говорим - буквы мы читаем и пишем)

-«Какие бывают звуки и чем они отличаются?» Бывают гласные и согласные звуки. Они отличаются: Гласные звуки: Нет для голоса преград,

Звуки далеко летят,

Гласными мы их зовем,

Свободно тянем и поем.

Согласные звуки: Во рту образуется преграда

И воздух не проходит свободно.

Преграду создают губы, зубы и язык. Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

- «Что такое слог и слово Слог- это маленькая часть (кусочек) слова, в котором обязательно есть гласный звук. Слово состоит из слогов.

Ребята, перед вами на столе лежат слоговые гусеницы с картинками, каждый из вас по очереди должен отхлопать то, что нарисовано на его картинке по слогам и ответить сколько слогов в его слове.

- Например, на моей картинке нарисована машина – ма-ши-на!

Далее вам нужно разложить карточки со слогами по частям гусениц, так чтобы получилось слово – название предмета данное на картинке, как на моей гусеничке.

Логопед: Молодцы, все справились с заданием. Еще букву заработали.

6. Физкультминутка

Звери упражняются

Спортом занимаются:

Зебра – бегом, (бег на месте)

Зайка – кувырком. (вращают руками, согнутыми в локтях)

Лисичка хочет похудеть: (руки на поясе, вращение

Вправо – влево, вправо – влево туловищем вправо – влево)

Стала хвостиком вертеть.

Сорока – летает, (взмахи руками)

Синичка – порхает,

Орел в небе парит. (руки в стороны, повороты туловища)

Не умеет слон летать, (движения по тексту)

Не умеет слон порхать,

Но зато умеет бегать, прыгать и скакать,

На одной ноге стоять

И по бревнышку шагать. (шагают, приставляя носочек к пятке)

Логопед: Молодцы, поиграли, погуляли и еще букву заработали.

7. Развитие фонематического слуха. Обогащение словарного запаса. Работа над обобщением.

Логопед:

Подскажи словечко.

Каша, катер, ежевика –

Слог ты общий назови-ка.

Повтори слова пока.

Ну, конечно- это “КА”.

Собираем урожай,

С “КА” слова ты начинай!

- Здесь весною было пусто,

Летом выросла. КАПУСТА;

- Собираем мы в лукошко

Очень крупную. КАРТОШКУ;

- Тише, деточка, не плачь,

Я куплю тебе. КАЛАЧ;

- Вот пищит малютка-мышь,

“Растрепался мой”. КАМЫШ.

- Вот зеленый толстячок,

Крупный гладкий. КАБАЧОК;

- Юркнула лягушка в грязь,

А над ней проплыл. КАРАСЬ.

Картинки: капуста, картошка, калач, камыш, кабачок, карась.

Какие слова не относятся к сбору урожая (не овощи).

Молодцы! Вот последняя буква, давайте, ребята, соберем слово из заработанных букв. «СЮРПРИЗ»

III. Итог занятия

Давайте вспомним, что мы с вами делали на нашем занятии? Что вам больше всего понравилось?

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Конспект занятия по формированию ЗОЖ у детей подготовительной группы «Добрый доктор Айболит» Конспект занятия по формированию ЗОЖ у детей подготовительной группе «Добрый доктор Айболит». Программное содержание: 1. Дать детям общее.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова у детей подготовительной группы «Волшебная слоговая гусеница»
Опубликовано: 5 марта 2022 в 13:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова у детей подготовительной группы «Волшебная слоговая гусеница»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Смирнова (УИ 323859) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД