Папки-передвижки

Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова у детей подготовительной группы «Волшебная слоговая гусеница»

Ирина Смирнова
Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова у детей подготовительной группы «Волшебная слоговая гусеница»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формирование слоговой структуры слова у детей подготовительной к школе группы с фонетическим и фонетико-фонематическим нарушениями речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• способствовать обогащению словарного запаса;

• закрепить знания о звуках, буквах и слогах.

Коррекционно-развивающие:

• определять количество слогов в словах;

• развивать произношение сложных слов;

сформировать фонематический и слоговой анализ слов.

Коррекционно-воспитательные:

Публикация «Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова у детей подготовительной группы „Волшебная слоговая гусеница“» размещена в разделах

• способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы». Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи! Я смотрю на ваши лица и вижу, что в группе стало светлее. Это потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

Ребята, там кто – то стучится, кто – то к нам на занятие, пришел посмотрите, кто это? (Гномик)

- Он нам что-то принес в коробочке. Давайте откроем коробочку. А что это?

(Картинки)

Да, на этих картинках нарисованы разные предметы,

вам надо в названии каждого предмета выделить первый слог. И из этих слогов составить новое слово.

На экране вылетает детям картинка, они называют изображенный предмет и прохлопывают слово, разделяя на слоги и выделяют первый слог в словах :

призы – при;

ключик – клю;

черепаха – че;

ниточка – ни;

ящерица –я.

Логопед: Что придумал гномик нам,

Догадайтесь по слогам?

На столе складываем слоги в слово. (ПРИ-КЛЮ-ЧЕ-НИ-Я).

Итак, Гномик предлагает нам отправиться вместе с ним на поиски приключений на паравозике.

Чтобы дойти до конца и узнать куда мы добрались, нужно пройти испытания. За каждое, успешно пройденное, испытание вы будете получать по букве, из которых к концу получится слово, то заветное к чему мы сегодня будем стремиться.

Повторим правила поведения в пути:

• Наши ушки внимательно - (слушают)

• Наши глазки внимательно- (смотрят)

• Наши головы - (думают)

• Говорим мы - (полным ответом громко и четко)

Но прежде чем, мы с вами отправимся в путешествие, нужно немного размять наш язычок, для развития чистой речи. И Гнома научим правильно произносить звуки, составлять слоги и слова, потому что это у него не всегда получается. Давайте потренируемся вместе с ним.

II. Ход занятия

1. Артикуляционная гимнастика с картинками

(дети смотрят на экран, где расположены картинки с артикуляционной гимнастикой и выполняют упражнения)

• Чередование «Хоботок-улыбочка – домик открывается» - 5 раз

Улыбается ребенок,

Хоботок вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

• Чередование «Толстячки – худышки» - 5 раз

Вот толстяк - надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

• Упражнение «Маляр» - 5 раз

Язык как кисточка моя,

И её нёбо крашу я.

• Упражнение «Вкусное варенье» - 5 раз

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его язычком в ротик к себе.

• Упражнение «Чашечка» - 5 раз

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и чашечка моя.

• Чередование «Ступеньки» - язычок в упражнении «чашечка» установить на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Ужерживать в каждом положении 3-5 секунд.

Вот и чашечка моя

На верхнюю губку скачок,

На верхние зубки скачок,

За верхние зубки скачок.

• Упражнение «Качели» - 5 раз

«Чашкой» вверх

И «горкой» вниз

Гнется мой язык –

Артист!

• Упражнение «Грибок» - 5 раз

Широко открою рот,

Будто щелкну я вот – вот.

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз – и вся учеба.

• Упражнение «Часики» - 5 раз

Влево – вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

• Упражнение «Барабанщик» - 5 раз

За зубами в бугорок

Бьёт широкий язычок.

Логопед: Молодцы, получайте букву.

2. Развитие речевого выдоха. Чтобы хорошо произносить звуки речи, надо хорошо уметь выполнять дыхательные упражнения. Вот нам Гном и предлагает сделать несколько дыхательных упражнений.

Упражнение «Фокус» - развитие воздушной струи на середину языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

Логопед: Молодцы, хорошо размялись, теперь можно отправиться на встречу приключениям на паровозике.

Вот и ещё букву заработали, Молодцы!

3. Отработка навыков определения количества слогов в словах.

Логопед: Мы на поезде поедем,

Всех друзей с собой возьмем.

По вагонам всех рассадим,

Место каждому найдем!

Если в названии картинки один слог, посади друзей в первый вагон (одно окно, два слога – во второй (два окна, если три слога – в третий вагон (три окна, четыре слога – четвертый вагон (четыре окна)

Зебра, черепаха, волк, слон, заяц, сорока, белка, бегемот, гусеница, орел, синица.

Логопед: Вот молодцы, всех друзей рассадили, букву получите и можно в путь отправляться.

4. Зрительная гимнастика «Вот стоит зимний лес»

Вот стоит зимний лес! (выполняют круговые

В нем много сказок и чудес! движения глазами)

Слева – сосны, справа – ели. (выполняют движения влево – вправо)

Дятел сверху, тук да тук. (выполняют движения вверх – вниз)

Глазки ты закрой -

И скорей бегом открой.

Логопед: Молодцы! Букву получите.

5. Игра «Предлоги»

Логопед: Ребята, смотрите пока мы ехали и играли глазками все наши друзья спрятались на полянке, на которой остановился паровозик, давайте посмотрим на картинки и скажем, кто где спрятался.

(под кустиком, на дереве, около сугроба; на горке, в берлоге, за елкой)

5. Игра «Гусеница»

(деление слов на слоги, выкладывание слов по слогам)

Логопед: Ребята, давайте научим Гнома делить слова на слоги и покажем как хорошо вы это умеете.

Гном хочет узнать: «Чем отличаются звуки от букв?» (звуки мы слушаем и говорим - буквы мы читаем и пишем)

-«Какие бывают звуки и чем они отличаются?» Бывают гласные и согласные звуки. Они отличаются: Гласные звуки: Нет для голоса преград,

Звуки далеко летят,

Гласными мы их зовем,

Свободно тянем и поем.

Согласные звуки: Во рту образуется преграда

И воздух не проходит свободно.

Преграду создают губы, зубы и язык. Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

- «Что такое слог и слово Слог- это маленькая часть (кусочек) слова, в котором обязательно есть гласный звук. Слово состоит из слогов.

Ребята, перед вами на столе лежат слоговые гусеницы с картинками, каждый из вас по очереди должен отхлопать то, что нарисовано на его картинке по слогам и ответить сколько слогов в его слове.

- Например, на моей картинке нарисована машина – ма-ши-на!

Далее вам нужно разложить карточки со слогами по частям гусениц, так чтобы получилось слово – название предмета данное на картинке, как на моей гусеничке.

Логопед: Молодцы, все справились с заданием. Еще букву заработали.

6. Физкультминутка

Звери упражняются

Спортом занимаются:

Зебра – бегом, (бег на месте)

Зайка – кувырком. (вращают руками, согнутыми в локтях)

Лисичка хочет похудеть: (руки на поясе, вращение

Вправо – влево, вправо – влево туловищем вправо – влево)

Стала хвостиком вертеть.

Сорока – летает, (взмахи руками)

Синичка – порхает,

Орел в небе парит. (руки в стороны, повороты туловища)

Не умеет слон летать, (движения по тексту)

Не умеет слон порхать,

Но зато умеет бегать, прыгать и скакать,

На одной ноге стоять

И по бревнышку шагать. (шагают, приставляя носочек к пятке)

Логопед: Молодцы, поиграли, погуляли и еще букву заработали.

7. Развитие фонематического слуха. Обогащение словарного запаса. Работа над обобщением.

Логопед:

Подскажи словечко.

Каша, катер, ежевика –

Слог ты общий назови-ка.

Повтори слова пока.

Ну, конечно- это “КА”.

Собираем урожай,

С “КА” слова ты начинай!

- Здесь весною было пусто,

Летом выросла. КАПУСТА;

- Собираем мы в лукошко

Очень крупную. КАРТОШКУ;

- Тише, деточка, не плачь,

Я куплю тебе. КАЛАЧ;

- Вот пищит малютка-мышь,

“Растрепался мой”. КАМЫШ.

- Вот зеленый толстячок,

Крупный гладкий. КАБАЧОК;

- Юркнула лягушка в грязь,

А над ней проплыл. КАРАСЬ.

Картинки: капуста, картошка, калач, камыш, кабачок, карась.

Какие слова не относятся к сбору урожая (не овощи).

Молодцы! Вот последняя буква, давайте, ребята, соберем слово из заработанных букв. «СЮРПРИЗ»

III. Итог занятия

Давайте вспомним, что мы с вами делали на нашем занятии? Что вам больше всего понравилось?

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Конспект занятия по формированию ЗОЖ у детей подготовительной группы «Добрый доктор Айболит» Конспект занятия по формированию ЗОЖ у детей подготовительной группе «Добрый доктор Айболит». Программное содержание: 1. Дать детям общее.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова у детей подготовительной группы «Волшебная слоговая гусеница»
Опубликовано: 5 марта 2022 в 13:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова у детей подготовительной группы «Волшебная слоговая гусеница»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Смирнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД