Ирина Смирнова
Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова у детей подготовительной группы «Волшебная слоговая гусеница»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование слоговой структуры слова у детей подготовительной к школе группы с фонетическим и фонетико-фонематическим нарушениями речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• способствовать обогащению словарного запаса;
• закрепить знания о звуках, буквах и слогах.
Коррекционно-развивающие:
• определять количество слогов в словах;
• развивать произношение сложных слов;
• сформировать фонематический и слоговой анализ слов.
Коррекционно-воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова у детей подготовительной группы „Волшебная слоговая гусеница“» размещена в разделах
- Гусеница. Конспекты занятий
- Гусеницы и червячки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
• способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы». Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи! Я смотрю на ваши лица и вижу, что в группе стало светлее. Это потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.
Ребята, там кто – то стучится, кто – то к нам на занятие, пришел посмотрите, кто это? (Гномик)
- Он нам что-то принес в коробочке. Давайте откроем коробочку. А что это?
(Картинки)
Да, на этих картинках нарисованы разные предметы,
вам надо в названии каждого предмета выделить первый слог. И из этих слогов составить новое слово.
На экране вылетает детям картинка, они называют изображенный предмет и прохлопывают слово, разделяя на слоги и выделяют первый слог в словах :
призы – при;
ключик – клю;
черепаха – че;
ниточка – ни;
ящерица –я.
Логопед: Что придумал гномик нам,
Догадайтесь по слогам?
На столе складываем слоги в слово. (ПРИ-КЛЮ-ЧЕ-НИ-Я).
Итак, Гномик предлагает нам отправиться вместе с ним на поиски приключений на паравозике.
Чтобы дойти до конца и узнать куда мы добрались, нужно пройти испытания. За каждое, успешно пройденное, испытание вы будете получать по букве, из которых к концу получится слово, то заветное к чему мы сегодня будем стремиться.
Повторим правила поведения в пути:
• Наши ушки внимательно - (слушают)
• Наши глазки внимательно- (смотрят)
• Наши головы - (думают)
• Говорим мы - (полным ответом громко и четко)
Но прежде чем, мы с вами отправимся в путешествие, нужно немного размять наш язычок, для развития чистой речи. И Гнома научим правильно произносить звуки, составлять слоги и слова, потому что это у него не всегда получается. Давайте потренируемся вместе с ним.
II. Ход занятия
1. Артикуляционная гимнастика с картинками
(дети смотрят на экран, где расположены картинки с артикуляционной гимнастикой и выполняют упражнения)
• Чередование «Хоботок-улыбочка – домик открывается» - 5 раз
Улыбается ребенок,
Хоботок вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
• Чередование «Толстячки – худышки» - 5 раз
Вот толстяк - надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
Вот худышка – щеки впали:
Видно, есть ему не дали.
• Упражнение «Маляр» - 5 раз
Язык как кисточка моя,
И её нёбо крашу я.
• Упражнение «Вкусное варенье» - 5 раз
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его язычком в ротик к себе.
• Упражнение «Чашечка» - 5 раз
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и чашечка моя.
• Чередование «Ступеньки» - язычок в упражнении «чашечка» установить на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Ужерживать в каждом положении 3-5 секунд.
Вот и чашечка моя
На верхнюю губку скачок,
На верхние зубки скачок,
За верхние зубки скачок.
• Упражнение «Качели» - 5 раз
«Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнется мой язык –
Артист!
• Упражнение «Грибок» - 5 раз
Широко открою рот,
Будто щелкну я вот – вот.
Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз – и вся учеба.
• Упражнение «Часики» - 5 раз
Влево – вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
• Упражнение «Барабанщик» - 5 раз
За зубами в бугорок
Бьёт широкий язычок.
Логопед: Молодцы, получайте букву.
2. Развитие речевого выдоха. Чтобы хорошо произносить звуки речи, надо хорошо уметь выполнять дыхательные упражнения. Вот нам Гном и предлагает сделать несколько дыхательных упражнений.
Упражнение «Фокус» - развитие воздушной струи на середину языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.
Логопед: Молодцы, хорошо размялись, теперь можно отправиться на встречу приключениям на паровозике.
Вот и ещё букву заработали, Молодцы!
3. Отработка навыков определения количества слогов в словах.
Логопед: Мы на поезде поедем,
Всех друзей с собой возьмем.
По вагонам всех рассадим,
Место каждому найдем!
Если в названии картинки один слог, посади друзей в первый вагон (одно окно, два слога – во второй (два окна, если три слога – в третий вагон (три окна, четыре слога – четвертый вагон (четыре окна)
Зебра, черепаха, волк, слон, заяц, сорока, белка, бегемот, гусеница, орел, синица.
Логопед: Вот молодцы, всех друзей рассадили, букву получите и можно в путь отправляться.
4. Зрительная гимнастика «Вот стоит зимний лес»
Вот стоит зимний лес! (выполняют круговые
В нем много сказок и чудес! движения глазами)
Слева – сосны, справа – ели. (выполняют движения влево – вправо)
Дятел сверху, тук да тук. (выполняют движения вверх – вниз)
Глазки ты закрой -
И скорей бегом открой.
Логопед: Молодцы! Букву получите.
5. Игра «Предлоги»
Логопед: Ребята, смотрите пока мы ехали и играли глазками все наши друзья спрятались на полянке, на которой остановился паровозик, давайте посмотрим на картинки и скажем, кто где спрятался.
(под кустиком, на дереве, около сугроба; на горке, в берлоге, за елкой)
5. Игра «Гусеница»
(деление слов на слоги, выкладывание слов по слогам)
Логопед: Ребята, давайте научим Гнома делить слова на слоги и покажем как хорошо вы это умеете.
Гном хочет узнать: «Чем отличаются звуки от букв?» (звуки мы слушаем и говорим - буквы мы читаем и пишем)
-«Какие бывают звуки и чем они отличаются?» Бывают гласные и согласные звуки. Они отличаются: Гласные звуки: Нет для голоса преград,
Звуки далеко летят,
Гласными мы их зовем,
Свободно тянем и поем.
Согласные звуки: Во рту образуется преграда
И воздух не проходит свободно.
Преграду создают губы, зубы и язык. Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
- «Что такое слог и слово?» Слог- это маленькая часть (кусочек) слова, в котором обязательно есть гласный звук. Слово состоит из слогов.
Ребята, перед вами на столе лежат слоговые гусеницы с картинками, каждый из вас по очереди должен отхлопать то, что нарисовано на его картинке по слогам и ответить сколько слогов в его слове.
- Например, на моей картинке нарисована машина – ма-ши-на!
Далее вам нужно разложить карточки со слогами по частям гусениц, так чтобы получилось слово – название предмета данное на картинке, как на моей гусеничке.
Логопед: Молодцы, все справились с заданием. Еще букву заработали.
6. Физкультминутка
Звери упражняются
Спортом занимаются:
Зебра – бегом, (бег на месте)
Зайка – кувырком. (вращают руками, согнутыми в локтях)
Лисичка хочет похудеть: (руки на поясе, вращение
Вправо – влево, вправо – влево туловищем вправо – влево)
Стала хвостиком вертеть.
Сорока – летает, (взмахи руками)
Синичка – порхает,
Орел в небе парит. (руки в стороны, повороты туловища)
Не умеет слон летать, (движения по тексту)
Не умеет слон порхать,
Но зато умеет бегать, прыгать и скакать,
На одной ноге стоять
И по бревнышку шагать. (шагают, приставляя носочек к пятке)
Логопед: Молодцы, поиграли, погуляли и еще букву заработали.
7. Развитие фонематического слуха. Обогащение словарного запаса. Работа над обобщением.
Логопед:
Подскажи словечко.
Каша, катер, ежевика –
Слог ты общий назови-ка.
Повтори слова пока.
Ну, конечно- это “КА”.
Собираем урожай,
С “КА” слова ты начинай!
- Здесь весною было пусто,
Летом выросла. КАПУСТА;
- Собираем мы в лукошко
Очень крупную. КАРТОШКУ;
- Тише, деточка, не плачь,
Я куплю тебе. КАЛАЧ;
- Вот пищит малютка-мышь,
“Растрепался мой”. КАМЫШ.
- Вот зеленый толстячок,
Крупный гладкий. КАБАЧОК;
- Юркнула лягушка в грязь,
А над ней проплыл. КАРАСЬ.
Картинки: капуста, картошка, калач, камыш, кабачок, карась.
Какие слова не относятся к сбору урожая (не овощи).
Молодцы! Вот последняя буква, давайте, ребята, соберем слово из заработанных букв. «СЮРПРИЗ»
III. Итог занятия
Давайте вспомним, что мы с вами делали на нашем занятии? Что вам больше всего понравилось?