Надежда Лосева
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в старшей группе «Что такое деньги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в старшей группе
Конспект занятия по формированию основ финансовой
грамотности в старшей группе «Что такое деньги».
Публикация «Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в старшей группе „Что такое деньги“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.
Задачи:
1. Дать понятия: деньги, монета, банкнота, пластиковая карта.
2. Познакомить с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека.
3. Продолжать учить различать монеты, банкноты, пластиковые
карты.
4. Учить детей свободно называть отличительные и сходные черты
между монетой и банкнотой.
5. Формировать у детей начальные навыки обращения с деньгами.
Предварительная работа: рассматривание банкнот и монет,
заучивание пословиц.
Ход занятия:
Ребята, предлагаю вам отгадать загадку:
«В кошелек мы их кладем,
с ними в магазин идем».
Правильно, это деньги.
Я хочу спросить у вас.
Деньги… Какие чувства, представления у вас вызывает слово «деньги»? (Торговля, богатство, магазин, копилка, кошелек)
Скажите, что вы знаете о деньгах, для чего они нужны?
Правильно, деньгами расплачиваются за покупки, за оказанную услугу, работу. Родители получают деньги там, где они работают.
- Вот сейчас мы поиграем игру, которая называется
«Для чего нам нужны деньги».
Воспитатель: Я буду бросать мяч вам по очереди, а вы отвечайте, для чего нужны нам деньги.
Игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Итак, деньги нам нужны:
-для покупки продуктов питания;
-для оплаты бытовых услуг;
-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
-для оплаты проезда на транспорте;
-для покупки подарков;
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Можно помочь детям наводящими вопросами.
- Если мы едем на автобусе, мы платим?
- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим?
Мы пользуемся деньгами каждый день. За деньги можно купить разные вещи, и они имеют разную ценность.
Воспитатель: А всегда ли были такие деньги, как сейчас?
«Давным-давно, миллионы лет назад, когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого - наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе - зайца, а ты мне - большой горшок для варки похлёбки.».
-Как вы думаете, удобно было так платить за товар? Почему?
-Представьте, вы идете в магазин что-нибудь купить и вам надо взять с собой быка или мешок зерна? Это неудобно, потому что занимает много места, их нельзя положить в карман, как деньги.
-Поэтому люди придумали деньги. Первые деньги у нас в России назывались гривна. Их можно было рубить на несколько частей, отсюда и появилось название РУБЛЬ.
-Но долгое время основной единицей расчета оставалась копейка – маленькая серебряная монета с изображением всадника с копьем. Отсюда и ее название – КОПЕЙКА.
-Металлические деньги были очень тяжелые и занимали много места, их нельзя было положить в карман, и тогда придумали бумажные деньги.
Сейчас в России люди пользуются как металлическими, так и бумажными деньгами. Называются они МОНЕТЫ и КУПЮРЫ. Мы называем их рублями.
Давайте посмотрим одну историю.
Мультфильм об истории появления денег.
Воспитатель: Вот так начиналась история денег.
Деньги в нашей стране изготавливают специальные организации, на специальной бумаге и специальными красками, которые простой человек нигде не сможет взять. Настоящие монеты имеют специальные отличительные знаки для того, чтобы их не могли подделать. Поэтому деньги - это не просто бумажки и кусочек металла. В отличие от бумажек деньги не рвут, не мнут, на них нельзя рисовать. Если купюра испортилась, её могут не принять в магазине. Деньги берегут и обращаются с ними аккуратно.
Физминутка: «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).
Воспитатель: Отгадайте загадку:
У меня есть чудо — кошка,
На её спине — окошко.
Я кладу туда монеты,
Чтоб потом купить конфеты. (Копилка)
- Для чего же нужна копилка?
Дети: Чтобы копить деньги.
Воспитатель (демонстрирует копилку) А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим вместе.
Рассматриваем сначала монеты.
- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?
(Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает).
Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
- Какие монеты вы знаете?
(Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям. Круг «Монеты России»).
- Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.
Воспитатель достаёт банкноты.
- Как можно назвать эти деньги?
- Купюры или банкноты. А какие они?
- Бумажные, прямоугольные, шуршат.
(Можно продемонстрировать шуршание банкнотой).
- Какие купюры вы знаете?
(Называют купюры, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором. Круг «Банкноты России»).
Воспитатель: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак купюры и наоборот.
Игра «Дополни»
Монета круглая, а купюра …
Купюра бумажная, а монета …
Монета звенит, а купюра …
Монета металлическая, а купюра…
Воспитатель: Ребята, а где нужно носить деньги? (В кошельке)
- Правильно, они лежат у нас в кошельке в наличии, и поэтому называются наличными. А еще бывают деньги безналичные. Их у нас в наличии нет, а хранятся они в пластиковых карточках. Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).
О деньгах есть много пословиц. Давайте вспомним их.
o Деньги счет любят.
o Без счета и денег нет.
o Трудовые деньги век кормят.
o Береженая копейка рубль бережет.
o Деньги дело наживное.
o Рубль цел копейкой.
o Дружба – дружбой, а денежкам – счет.
o Не в деньгах счастье.
o Чаще счет, дольше дружба.
o Счет дружбы не портит.
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?
- Какие бывают деньги?
- Чем отличается монета от купюры?
- Как можно назвать монеты и кулюры, одним словом? (Наличные деньги)
Вы сегодня узнали много нового. Мне понравилось, как вы внимательно слушали, отвечали на вопросы, помогали мне. Давайте встанем в круг.
Упражнение «Мы молодцы»
Дети встают в круг, вытягивают ладошки к центру так, чтобы они легли друг на друга. Раскачивая руки вверх – вниз, ритмично произносят:
Раз, два, три!
Мы сегодня – молодцы!
После чего руки детей взметаются ввысь.
Попрощаемся с гостями и пойдем играть в спальню.