Малясова Елена Александровна
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- развитие связной монологической речи;
- подбор предметов к действиям;
- образование родственных слов от слов солнце, трава;
- закрепление предлогов;
- составление предложений по картинкам;
- составление рассказа по опорной схеме;
- расширение активного словаря, активация пассивного словаря;
- закрепление умения грамматически правильно оформлять устные высказывания;
- закрепление умения проводить звукослоговой анализ, составление схемы слова птицы;
- закрепление умения составлять из букв-слоги; из слогов-слова; развитие ориентации детей в пространстве;
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развитие общей моторики;
- развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления;
Оборудование: мольберт, наборы для звукослогового анализа
буквы, предметные картинки, карточки, «Лабиринт», схема «Времена года», ребус, снеговик, мяч.
Ход занятия
I. Организация начала занятия.
Дети стоят полукругом около логопеда.
Логопед загадывает загадку:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там,
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает Кто это время года знает?
Дети: Это время года - весна!
П. Постановка цели занятия.
Л: Правильно ребята. Сегодня мы поговорим о весне.
Л: Давайте послушаем умеете ли вы красиво и правильно говорить?
Вы займёте свои места, если правильно повторите за мной фразу:
- ранняя, теплая, дружная весна,
- весёлые, звонкие, быстрые ручейки;
- тают, капают, блестят сосульки;
- прилетают грачи, скворцы, ласточки;
- тёмный, рыхлый, талый снег;
- пробуждается, оживает, радует природа;
- светит, греет, сверкает солнце;
- появляются, набухают, лопаются почки;
- чистое, ясное, голубое небо;
- молодая, зелёная, сочная травка;
- щебечут, свистят, поют птицы; и т. д.
Ш. Основная часть.
1. Д/игра «До - между - за»
Л: Назовите весенние месяцы
За каким месяцам идет март?
Какой месяц идет за мартом?
Какой месяц за апрелем?
Какой месяц между мартом и маем?
2. Л: Какие признаки весны вы знаете?
Д: пригревает солнце, тает снег, бегут ручьи, на проталинах появилась первая травка, на деревьях набухают почки, подул теплый ветер, день становится длиннее, а ночь короче и т. д.
Л: какой из этих признаков самый главный, самый важный, самый первый?
От какого признака зависят все остальные?
Почему тает снег, лед, бегут ручьи?
Д: Весной солнышко ярче светит и сильнее греет.
3. Л: Как можно назвать ласково солнце? - Солнышко.
-Как называется зайчик, который появляется от луча солнца? - Солнечный зайчик.
-Как называется очки, защищающие от солнца? - Солнцезащитные очки.
-Как называется растение, похожее на солнце? - Подсолнух.
Л: Ребята, как называются все эти слова похожие по звучанию?
Д: Слова, которые похожи по звучанию, называются родственные.
Л: Ещё одна из примет ранней весны, это появление первой травки на проталинах. А слова трава и солнце родственные?
Д: Нет.
Л: А давайте подберём родственные слова к слову трава
- Как ласково называют траву? - Травушка
- Как называют человека, который собирает и лечит травами?- Травник
- Чай из травы. Какой? - Травяной
Л: Слова травушка, травник, травяной как они называются?
Д: Слова, которые похожи по звучанию, называются родственные.
Д/игра «Договори словечко» (с мячом).
Л: Сейчас мы поиграем в игру «Договори словечко»
Я бросаю вам мяч, называя слово- действие, а вы добавляете слово - предмет, подходящее по смыслу и бросаете мяч мне.
Тает. снег, лед, сосулька бегут. ручьи
Светит. солнце пригревает солнце
Пробивается. трава прилетели птицы
Закапали. сосульки просыпается. медведь (ёж)
Звенит. капель (ручей) набухают почки
Д/игра «Звуковые домики»
Л: Посмотрите, ребята, здесь спряталось слово. Прочитайте его.
Л: Правильно, птицы!
Л: Каких перелётных птиц вы знаете?
Д: Скворец, грач, аист, соловей и т. д.
Л: Молодцы!
А теперь составим звуковую схему слова «птицы».
Один ребенок выходит к доске и составляет схему.
Л: Определите количество слогов (Сколько в слове гласных - столько и слогов)
Л: Какие гласные звуки в слове? Почему они гласные звуки?
(Гласные звуки мы можем петь, тянуть и воздух во рту не встречает преград).
Л: Сколько звуков в слове птицы?
Л: Давайте характеристику звукам.
Л: Почему этот звук ты обозначила зелёным цветом? Назови его?
Р: Звук [ть]- мягкий, а мягкие согласные звуки мы обозначаем зелены: цветом.
Л: Почему звук [ц] - ты обозначила синим цветом?
Л: Молодец, садись!
Л: Чем мы обозначаем звуки на письме?
Д: На письме звуки обозначаем буквами.
Л: Скажите, чем отличаются звуки от букв?
Д: Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем, видем, читаем.
Л: Обозначим слово «птицы» буквами.
Дети на линейках выкладываем слово «птицы»
Мы потрудились, можно немножко отдохнуть.
IV. Физкультминутка.
«Веснянка» (речь с движениями)
Солнышко, солнышко, золотое донышко Г ори, гори ясно, чтобы не погасло,
(идут по кругу, взявшись за руки)
Побежал в саду ручей (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей(«летят» по кругу,
А сугробы тают, тают (медленно приседают)
А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх)
6. Д/игра «Лабиринт».
Л: Дети, пока мы с вами отдыхали к нам пришёл снеговик, посмотри у него письмо.
Логопед читает письмо.
Здравствуйте, дети!
Собрался я на север. Здесь мне больше нельзя оставаться. Но вот беда я заблудился в весеннем лесу. Помогите мне выбраться. Я никогда не видел весны. Мне очень хотелось бы посмотреть на неё. Но я не могу. Мне пора в дорогу.
Л: Дети, а почему снеговик не может остаться с нами?
Д: Снеговик растает.
Л: Ребята, поможем снеговику выбраться из весеннего леса?
Л: Оставайся снеговик, мы тебе поможем. И ребята тебе расскажут о весне. Л: я предлагаю вам попутешествовать по лабиринту. В нашем лабиринте 4 хода (показать). По этому лабиринту вы должны добраться до кармашков. В каждом кармашке - карточка. По этим карточкам вы
составите предложения о весне. А помогут вам путешествовать по «Лабиринту» - путеводители.
Л: А ты снеговик. Посиди и послушай, как наши дети могут составлять предложения.
Л: - Сергей, найдет путеводитель 1.
Р : Иду к солнышку, от солнышка к кораблику и т. д.
Дети самостоятельно составляют 2-3 предложения о весне по индивидуальным карточкам.
7. Предполагаемый рассказ - описание о весне по опорной схеме.
Л: Сейчас мы будем составлять рассказ по схеме. Кто-то начнёт, а вы внимательно слушайте и кто-то из вас продолжит рассказ.
«Весна»
Весной дни заметно стали длиннее, а ночи короче. В чистом голубом небе ярко светит солнце и греет тёплое, весеннее солнышко. Сырой, мокрый снег почернел, начал таять. Кое-где образовались и темнеют на снегу черные проталины. По полям и лугам побежали ручейки. На крышах домов выросли длинные, острые сосульки.
Деревья стоят ещё голые, но на ветках уже набухли почки.
Весной люди снимают тёплую, зимнюю одежду и надевают демисезонную. Большие изменения происходят весной и в жизни животных. Просыпаются медведи, ежи после зимней спячки. Заяц и белка меняют шубки.
Из тёплых стран в родные края возвращаются перелётные птицы. Грачи прилетают первыми. Дети весной по ручейкам и лужам пускают кораблики. Готовятся к прилёту птиц и строят скворечники. Играют в свои любимые игры Весна - прекрасное время года.
V. Итог занятия.
- А каком времени года мы сегодня говорили?
- Почему вам нравиться весна?
- А что вам не нравиться весной? (снег тает, половодье, грязно)
- Вы знаете много пословиц и поговорок о весне. Давайте их расскажем снеговику.
* Увидал грача, весну встречай.
* Март с водой, апрель с травой.
* Весенний дождь, лишним не бывает.
* Увидал скворца - знай: весна у крыльца.
* В марте щука хвостом лёд разбивает.
* Весна красна цветами, а осень пирогами
Снеговик: Ребята, мне очень понравился ваш рассказ о весне. И пословиц с поговорками вы очень много знаете. Я с удовольствием с вами остался, но мне пора в дорогу. Прежде чем отправиться на север, угощу я вас леденцами.
г
Д: Спасибо, досвидание снеговик!
Л: Занятие окончено.
Л: Сегодня хорошо отвечали, разгадывали ребус, сделали
звуковой анализ, составляли предложения по карточкам. ,
составляли рассказ по схеме., красиво сидели и поднимали руку