Получи документы

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Весна»

Малясова Елена Александровна
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

- развитие связной монологической речи;

- подбор предметов к действиям;

- образование родственных слов от слов солнце, трава;

- закрепление предлогов;

- составление предложений по картинкам;

- составление рассказа по опорной схеме;

- расширение активного словаря, активация пассивного словаря;

- закрепление умения грамматически правильно оформлять устные высказывания;

- закрепление умения проводить звукослоговой анализ, составление схемы слова птицы;

- закрепление умения составлять из букв-слоги; из слогов-слова; развитие ориентации детей в пространстве;

Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи „Весна“» размещена в разделах

- развитие общей моторики;

- развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления;

Оборудование: мольберт, наборы для звукослогового анализа

буквы, предметные картинки, карточки, «Лабиринт», схема «Времена года», ребус, снеговик, мяч.

Ход занятия

I. Организация начала занятия.

Дети стоят полукругом около логопеда.

Логопед загадывает загадку:

Светает рано по утрам,

Проталины и тут, и там,

Ручей шумит, как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает Кто это время года знает?

Дети: Это время года - весна!

П. Постановка цели занятия.

Л: Правильно ребята. Сегодня мы поговорим о весне.

Л: Давайте послушаем умеете ли вы красиво и правильно говорить?

Вы займёте свои места, если правильно повторите за мной фразу:

- ранняя, теплая, дружная весна,

- весёлые, звонкие, быстрые ручейки;

- тают, капают, блестят сосульки;

- прилетают грачи, скворцы, ласточки;

- тёмный, рыхлый, талый снег;

- пробуждается, оживает, радует природа;

- светит, греет, сверкает солнце;

- появляются, набухают, лопаются почки;

- чистое, ясное, голубое небо;

- молодая, зелёная, сочная травка;

- щебечут, свистят, поют птицы; и т. д.

Ш. Основная часть.

1. Д/игра «До - между - за»

Л: Назовите весенние месяцы

За каким месяцам идет март?

Какой месяц идет за мартом?

Какой месяц за апрелем?

Какой месяц между мартом и маем?

2. Л: Какие признаки весны вы знаете?

Д: пригревает солнце, тает снег, бегут ручьи, на проталинах появилась первая травка, на деревьях набухают почки, подул теплый ветер, день становится длиннее, а ночь короче и т. д.

Л: какой из этих признаков самый главный, самый важный, самый первый?

От какого признака зависят все остальные?

Почему тает снег, лед, бегут ручьи?

Д: Весной солнышко ярче светит и сильнее греет.

3. Л: Как можно назвать ласково солнце? - Солнышко.

-Как называется зайчик, который появляется от луча солнца? - Солнечный зайчик.

-Как называется очки, защищающие от солнца? - Солнцезащитные очки.

-Как называется растение, похожее на солнце? - Подсолнух.

Л: Ребята, как называются все эти слова похожие по звучанию?

Д: Слова, которые похожи по звучанию, называются родственные.

Л: Ещё одна из примет ранней весны, это появление первой травки на проталинах. А слова трава и солнце родственные?

Д: Нет.

Л: А давайте подберём родственные слова к слову трава

- Как ласково называют траву? - Травушка

- Как называют человека, который собирает и лечит травами?- Травник

- Чай из травы. Какой? - Травяной

Л: Слова травушка, травник, травяной как они называются?

Д: Слова, которые похожи по звучанию, называются родственные.

Д/игра «Договори словечко» (с мячом).

Л: Сейчас мы поиграем в игру «Договори словечко»

Я бросаю вам мяч, называя слово- действие, а вы добавляете слово - предмет, подходящее по смыслу и бросаете мяч мне.

Тает. снег, лед, сосулька бегут. ручьи

Светит. солнце пригревает солнце

Пробивается. трава прилетели птицы

Закапали. сосульки просыпается. медведь (ёж)

Звенит. капель (ручей) набухают почки

Д/игра «Звуковые домики»

Л: Посмотрите, ребята, здесь спряталось слово. Прочитайте его.

Л: Правильно, птицы!

Л: Каких перелётных птиц вы знаете?

Д: Скворец, грач, аист, соловей и т. д.

Л: Молодцы!

А теперь составим звуковую схему слова «птицы».

Один ребенок выходит к доске и составляет схему.

Л: Определите количество слогов (Сколько в слове гласных - столько и слогов)

Л: Какие гласные звуки в слове? Почему они гласные звуки?

(Гласные звуки мы можем петь, тянуть и воздух во рту не встречает преград).

Л: Сколько звуков в слове птицы?

Л: Давайте характеристику звукам.

Л: Почему этот звук ты обозначила зелёным цветом? Назови его?

Р: Звук [ть]- мягкий, а мягкие согласные звуки мы обозначаем зелены: цветом.

Л: Почему звук [ц] - ты обозначила синим цветом?

Л: Молодец, садись!

Л: Чем мы обозначаем звуки на письме?

Д: На письме звуки обозначаем буквами.

Л: Скажите, чем отличаются звуки от букв?

Д: Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем, видем, читаем.

Л: Обозначим слово «птицы» буквами.

Дети на линейках выкладываем слово «птицы»

Мы потрудились, можно немножко отдохнуть.

IV. Физкультминутка.

«Веснянка» (речь с движениями)

Солнышко, солнышко, золотое донышко Г ори, гори ясно, чтобы не погасло,

(идут по кругу, взявшись за руки)

Побежал в саду ручей (бегут по кругу)

Прилетели сто грачей(«летят» по кругу,

А сугробы тают, тают (медленно приседают)

А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх)

6. Д/игра «Лабиринт».

Л: Дети, пока мы с вами отдыхали к нам пришёл снеговик, посмотри у него письмо.

Логопед читает письмо.

Здравствуйте, дети!

Собрался я на север. Здесь мне больше нельзя оставаться. Но вот беда я заблудился в весеннем лесу. Помогите мне выбраться. Я никогда не видел весны. Мне очень хотелось бы посмотреть на неё. Но я не могу. Мне пора в дорогу.

Л: Дети, а почему снеговик не может остаться с нами?

Д: Снеговик растает.

Л: Ребята, поможем снеговику выбраться из весеннего леса?

Л: Оставайся снеговик, мы тебе поможем. И ребята тебе расскажут о весне. Л: я предлагаю вам попутешествовать по лабиринту. В нашем лабиринте 4 хода (показать). По этому лабиринту вы должны добраться до кармашков. В каждом кармашке - карточка. По этим карточкам вы

составите предложения о весне. А помогут вам путешествовать по «Лабиринту» - путеводители.

Л: А ты снеговик. Посиди и послушай, как наши дети могут составлять предложения.

Л: - Сергей, найдет путеводитель 1.

Р : Иду к солнышку, от солнышка к кораблику и т. д.

Дети самостоятельно составляют 2-3 предложения о весне по индивидуальным карточкам.

7. Предполагаемый рассказ - описание о весне по опорной схеме.

Л: Сейчас мы будем составлять рассказ по схеме. Кто-то начнёт, а вы внимательно слушайте и кто-то из вас продолжит рассказ.

«Весна»

Весной дни заметно стали длиннее, а ночи короче. В чистом голубом небе ярко светит солнце и греет тёплое, весеннее солнышко. Сырой, мокрый снег почернел, начал таять. Кое-где образовались и темнеют на снегу черные проталины. По полям и лугам побежали ручейки. На крышах домов выросли длинные, острые сосульки.

Деревья стоят ещё голые, но на ветках уже набухли почки.

Весной люди снимают тёплую, зимнюю одежду и надевают демисезонную. Большие изменения происходят весной и в жизни животных. Просыпаются медведи, ежи после зимней спячки. Заяц и белка меняют шубки.

Из тёплых стран в родные края возвращаются перелётные птицы. Грачи прилетают первыми. Дети весной по ручейкам и лужам пускают кораблики. Готовятся к прилёту птиц и строят скворечники. Играют в свои любимые игры Весна - прекрасное время года.

V. Итог занятия.

- А каком времени года мы сегодня говорили?

- Почему вам нравиться весна?

- А что вам не нравиться весной? (снег тает, половодье, грязно)

- Вы знаете много пословиц и поговорок о весне. Давайте их расскажем снеговику.

* Увидал грача, весну встречай.

* Март с водой, апрель с травой.

* Весенний дождь, лишним не бывает.

* Увидал скворца - знай: весна у крыльца.

* В марте щука хвостом лёд разбивает.

* Весна красна цветами, а осень пирогами

Снеговик: Ребята, мне очень понравился ваш рассказ о весне. И пословиц с поговорками вы очень много знаете. Я с удовольствием с вами остался, но мне пора в дорогу. Прежде чем отправиться на север, угощу я вас леденцами.

г

Д: Спасибо, досвидание снеговик!

Л: Занятие окончено.

Л: Сегодня хорошо отвечали, разгадывали ребус, сделали

звуковой анализ, составляли предложения по карточкам. ,

составляли рассказ по схеме., красиво сидели и поднимали руку

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактическая игра «Весёлый счёт» по развитию лексико-граммматических средств языка и связной речиДидактическая игра «Весёлый счёт» по развитию лексико-граммматических средств языка и связной речи Дидактическая игра «Весёлый счёт» по развитию лексико-граммматических средств языка и связной речи Здравствуйте, дорогие друзья и.

Дидактическая игра по развитию лексико-грамматических средств языка «Волшебные домики» для детей 5–7 летДидактическая игра по развитию лексико-грамматических средств языка «Волшебные домики» для детей 5–7 лет Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Обогащать словарный запас. 2. Упражнять.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки»Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки» (старшая группа) Задачи: – расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни, закрепление обобщающего.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «На лесной полянке» .

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Весна»
Опубликовано: 8 марта 2022 в 17:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Весна»» (включая файлы) размещена пользователем Малясова Елена Александровна (УИ 69941) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД