Наталия Федотова
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «Жизнь диких животных зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять знание детей о лесных жителях.
Программные задачи: Расширять и закреплять знания детей о жизни диких животных зимой (белка, заяц, медведь). Сформировать умение выделять характерные особенности внешнего вида животных и образа жизни. Заложить основы экологических знаний. Развивать любознательность, интерес, образное мышление, наблюдательность, внимание, речь, умение вести диалог, двигательную активность. Расширять кругозор детей. Совершенствовать интонационную выразительность, отчетливое произношение слов и звуков. Воспитывать дружеские отношения, эмоциональную отзывчивость, прививать любовь к родному краю, к братьям нашим меньшим,
Публикация «Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе „Жизнь диких животных зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
оборудование: Елки, деревья, снежинка, мягкие игрушки белка, заяц, медведь, кормушка, зерно, бочонок, корзина, грибы, шишки, морковь.
Ход занятия
Дети подойдите ко мне. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. (Входят, встают вокруг воспитателя). Давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте!
Давайте встанем в круг.
Воспитатель:
"Собрались все дети в круг,
Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).
И друг другу улыбнёмся" (улыбаются)
Воспитатель: Сегодня утром я шла в детский сад и ко мне на руку упала снежинка. Снежинка не простая, она волшебная на ней есть послание. (Читаю)
«Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада №10. Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»
Ребята, мы принимаем приглашение наших лесных друзей? (ответы детей)
Воспитатель: Прежде чем отправиться в путь вспомним, какое сейчас время года?
Дети: Зима
Воспитатель: Молодцы, правильно. Ребята, а как вы догадались, что сейчас зима?
Дети: (Индивидуальные ответы.) На улице много снега, деревья голые, без листьев, птицы улетели в тёплые края, солнце греет мало, небо серое, на улице холодно и морозно.
Воспитатель: Как люди одеваются зимой?
Дети: Одеваются тепло. шапки, куртки, шубы, сапоги, варежки
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу.
Если в лес гулять пошел ты,
А на улице зима
Должен правила простые
Ты усвоить для себя
Вести себя ты должен тихо,
Нигде там мусор не бросать,
Не разорять кормушки лихо,
Зверей и птичек не пугать
Ходить ты должен по тропинке
И рядом с взрослыми всегда
Ведь потеряться в лесной глубинке
Каждый может раз и навсегда.
А еще ты друг запомни,
Что на улице зима,
Это значит, день короткий
Наступили холода.
Ты теплее одевайся,
Руки, ноги береги,
Нас зови, и не стесняйся
На подьем мы все легки.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги
Ведь они нам не враги!
Воспитатель: Молодцы. Вы правильно рассказали правила. Теперь мы можем с вами, отправится в путешествие. Возьмём с собой гостинцы для животных и птиц и оправимся в путь. Повторяйте за мной ребята.
Двигательное упражнение «Прогулка в лес»
В лес отправимся гулять, Дети маршируют.
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдём Ходят «змейкой» между
Друг за дружкою гуськом.
На носочки встали Бегут на носочках.
И к лесу побежали.
Ноги выше поднимаем, Ходят высоким шагом
На сугроб не наступаем.
И снова по дорожке
Мы весело шагаем. Маршируют.
Воспитатель. Вот мы и в лесу. Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо-тихо в лесу.
Воспитатель: Ребята, вы умеете отгадывать загадки? Если вы отгадаете загадку, то узнаете, какого животного зимой в лесу не встретишь?
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
Дети: Медведь
Воспитатель: Не стало в лесу малинки, нет землянички. Что кушать косолапому. Нечего. Решил медведь поспать. Уснул медведь, тепло ему в своей берлоге, спать до весны. Медведи усиленно питаются осенью, копят толстый слой жира и всю зиму спят до весны.
Воспитатель: Почему мы не встретим медведя зимой?
Дети: Он спит, впадает в спячку.
Воспитатель: А где спит медведь?
Дети: В берлоге.
Воспитатель: Чем медведь питается?
Дети: Малиной, медом.
Воспитатель: Дети, чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше, но оставим мишке гостинец – бочонок с медом, он проснется весной и полакомится гостинцем. (Достаю бочонок). А нам пора дальше идти.
Воспитатель: Послушайте еще загадку, и мы узнаем, кто спрятался под кустом.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Дети. Заяц
Воспитатель: (показывает игрушку зайчик). У зайца длинные уши, хвостик короткий. Задние лапы длинные и сильные, чтобы прыгать и отбиваться от врагов было удобно. Он меняет шубку 2 раза в год. Летом - серый, зимой - белый. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников – лисы и волка. На зиму заяц ничего не заготавливает, а питается корой деревьев. У него даже норки нет, живёт под кустиком.
Воспитатель: Чем же питается заяц, ребята?
Дети: Питается корой деревьев, веточками.
Воспитатель: Есть ли у него норка?
Дети: Нет, он живет под кустом.
Воспитатель: Какая шубка у зайца зимой? Почему?
Дети: Белая. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников.
Воспитатель: Почему зайца называют трусишкой?
Дети: Потому что он боится хищных зверей - лису, волка.
Воспитатель: Что бы зайка нас не боялся, давайте поиграем с ним.
Физминутка «Зайчики»
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать. (Прыжки вперед-назад)
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись (Движения выполнять по содержанию текста)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (Приседание на корточки, потирание рук)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (Выполнение прыжков, стоя на месте)
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг - и ускакал. (Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)
Воспитатель: Спасибо тебе большое, зайчик за интересную игру, но нам пора прощаться. Давайте мы угостим зайца морковкой. (Угощаем). А теперь пойдём дальше. До свидания!
Воспитатель: Отгадав загадку, мы узнаем, кого мы сейчас встретим.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Дети: Белка.
Воспитатель: (показывает игрушку белочки ставлю на пенек). Белка - маленький, рыжий, безобидный зверек. Зимой свою рыжую шубку белка меняет, на более тёплею - серенькую. Живёт белка в дупле. Белки на зиму делают запасы: сушат ягоды, грибы, орехи. У неё сильные задние лапы, что позволяет ловко прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево. А пушистый хвост как парашют помогает держаться в воздухе.
Воспитатель: Где живет белка, ребята?
Дети: Белка живет в дупле.
Воспитатель: Чем питается?
Дети: Ягоды, грибы, орехи.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, белка нам приготовила задание.
Дидактическая игра «Четвертый лишний» детям предлагается исключить из перечисленных четырех картинок, одно животное которое они считают лишним.
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови,
И свой выбор объясни.
1. Белка, синица, лиса, волк (сова птица, все остальные звери)
2. Медведь, волк, лиса, заяц (медведь единственный впадает в спячку)
3. Кошка, медведь, заяц, белка (кошка домашнее животное, все остальные дикие)
Воспитатель: Почему они дикие?
Дети: Они живут в лесу, сами добывают пищу.
Воспитатель. Спасибо белка за твое интересное задание, мы тебя хотим угостить гостинцами грибами и шишками (достаю корзинку)
Звучит музыка «Голоса птиц».
Воспитатель: А это ещё кто?
Дети: Это птицы поют.
(На дереве висят птицы) Посмотрите, кто сидит на дереве? (птицы)
Воспитатель. Давайте, назовем их. (Синица, дятел, снегирь, воробей, ворона)
Воспитатель. Какие это птицы? (зимующие)
Воспитатель: Почему они зимующие? (они не улетают в теплые края, а остаются у нас)
Воспитатель: Птицам очень трудно зимой. Многие из них голодают, так как нет ни семян, ни плодов, ни насекомых. Все покрыто снегом, на улице холодно. Но мы с вами можем помочь птицам. Как люди помогаю птицам зимой? (Вешают кормушки)
Воспитатель: А чем питаются птицы зимой?
Дети: Семечками, зерном
Воспитатель: Правильно ребята. Давайте и мы с вами поможем птицам. Что у меня есть на тарелочке. Давайте их покормим. (Дети кормят птиц)
Воспитатель: Молодцы ребята, птицы нас благодарят за то, что мы их угостили. Давайте мы с вами потанцуем. Танец «Снегирей»
Воспитатель: Дети нам уже пора возвращаться в детский сад. Скажем.
До свиданья, зимний лес,
Полный сказочных чудес!
По тропинкам мы гуляли
На полянке поскакали
Подружились мы с тобой
Нам теперь пора домой.
Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад.
Воспитатель Вам понравилась прогулка?
Воспитатель: Ребята, мы с вами очень долго гуляли в лесу и очень много узнали о лесных жителях. Давайте вспомним, кого мы встретили в лесу, отгадав загадки.
Побывали мы в лесу, повстречали там … лису
Глубоко дупло – не мелко, в нем в тепле ночует … белка.
Возле этой елки бродят злые … волки
Беленький да маленький под кусточком … заинька.
Начал громко он реветь узнаете? Я … медведь.
Воспитатель. С кем вам больше всего понравилось играть? (ответы детей).
Вы все сегодня молодцы, хорошо отвечали и выполняли все задания зверей.