Надежда Малахова
Конспект занятия по ФКЦМ на тему «Берёза» в средней группе
▼ Скачать +Заказ
Цель: Формирование у детей знаний о березе, ставшей символом России.
Задачи:
Развивающие:
1. Развивать у детей интерес к конкретному объекту березе как символе красоты нашей родной природы, вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о ней;
2. Развивать речь детей, умение находить нужные прилагательные для передачи образа березы.
Обучающие:
1. Расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях;
Публикация «Конспект занятия по ФКЦМ на тему „Берёза“ в средней группе» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
2. Пополнить знания и представления детей о березе как уникальном дереве, формировать эстетический образ берёзы.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к природе; бережное к ней отношение;
2. Вызвать эмоционально-положительное отношение к березе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь.
Методы и приемы
• Практический раскраски на каждого ребенка
• Наглядный: иллюстративный материал с изображением деревьев, изделий из бересты
• Словесный: беседа, загадка, физкультминутка «Деревья», дыхательное упражнение «Листочки»
• Игровой: хоровод «Береза», пальчиковая игра.
Материалы и оборудования для рисования:
• Ноутбук;
• Мольберт;
• Разрезанная картинка с изображением берёзы;
• Плакат с изображением березы;
• Тренажер для дыхания;
• Листы с нарисованным деревом без листьев4
• Цветные карандаши.
Предварительная работа:
• Беседы о березе;
• Чтение стихов о березе
Ход занятия:
I. Водная часть.
Воспитатель:
Выходи скорей, дружок,
И вставай со мной в кружок.
За руки возьмемся,
Друг другу улыбнемся!
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, какое у нас сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: А кто помнит названия весенних месяцев?
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Правильно. А какой сейчас месяц?
Дети: Апрель.
Воспитатель: Весна – удивительное время года. Природа просыпается. Ребята, а какие признаки наступления весны вы видите?
Дети: Светит теплое солнышко, появилась первая зеленая травка
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно назвали.
(Воспитатель обращает внимание на письмо). СЛАЙД 2
Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне в лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо,
Как мышку, на окошко заманил?
Воспитатель: Вам, ребята, хочется узнать от кого это письмо? (слайд Незнайка)
СЛАЙД 3
Незнайка: Это я принес письмо! Это мне его прислали. Мне нужно отгадать загадку и ответить на вопросы. А я не могу справиться с заданием. Помогите мне, ребята!
Русская красавица
Стоит на поляне.
В зеленой кофточке,
И в белом сарафане.
Дети: Береза
Воспитатель: Сколько фотографий деревьев я вам принесла! Попробуйте найти березку на этой фотографии. (Дети рассматривают иллюстрации деревьев)
Воспитатель: А почему, вы решили, что это берёза? А как легко березу отличить от других деревьев?
Дети: У березы белый ствол с черными точками, полосками.
Воспитатель: Да, береза - единственное дерево с белой корой. Её еще называют белоствольной. Это делает её красивой, трогательной и нежной.
Воспитатель: Как называется кора березы?
Дети: Береста.
Воспитатель и дети рассматривают поделки из бересты. ( Показ презентация: слайды изделий из бересты). СЛАЙД 4,5
Рассматривание образцов берестяных изделий
Воспитатель: Береста – это защитный слой дерева. Она защищает ствол от воды и вредных воздействий. В белой коре – бересте есть черные черточки. Они называются чечевички. Ребята, кто знает, для чего они нужны дереву?
Дети: Через них береза дышит.
Дети: Из бересты можно изготавливать украшения, посуду, обувь, разные предметы быта.
Воспитатель: Правильно! Ее используют при строительстве домов, а в древние времена ее использовали вместо бумаги, на ней писали. Значит березовая кора - береста, один из самых прочных и красивых материалов для изготовления разных поделок. Из бересты можно плести, делать на ней аппликации, а также рисовать.
Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть много берез? СЛАЙД 6
Дети: В лесу
Воспитатель: Как называют такой лес?
Дети: Березняк
Воспитатель: Да, так называют березовый лес. Молодцы, поводим хоровод. СЛАЙД 7
Хоровод «Берёзонька» слова и музыка Елены Энверовны Обуховой.
1. Ты берёзонька в нашем огороде
Поливать тебя будем по утрам.
А, берёзонька, славишься в народе
Ты листвою яркою, приглянулась нам. (Дети идут по кругу)
2. Платье новое на себе ты носишь, (показывают платье)
Серьги длинные на ветвях висят. (показывают серёжки)
Ты, берёзонька, хороводы водишь (дети идут по кругу)
Стройная красавица, радуешь ребят.
3. Летом листики зеленью блистают (машут вверху руками)
Белым инеем, славишься зимой (машут руками снизу)
Чудо бабочки в облаках летают, (машут руками, как крыльями)
Мы хотим, берёзонька, все дружить с тобой. (дети показывают на берёзу)
Пальчиковая гимнастика. СЛАЙД 8
Ветер по лесу летал
Листья у берёз считал
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальцы загибать,
А потом, а потом по порядку разогнём.
Воспитатель: Что это черные, продолговатые, кое-где из них пробиваются первые листочки? СЛАЙД 9.
Дети: На ветках березы набухли почки.
Воспитатель: Правильно, зимой почки на деревьях и кустарниках были маленькие, плотно закрыты и не пропускали холодный воздух. Они спали. А весной деревья и кусты начали просыпаться. Почему?
Дети: Стало теплее.
Воспитатель: Что же произошло с почками?
Дети: Они набухли и стали больше.
Воспитатель: Сейчас я аккуратно наклоню вам веточку березы, а вы потрогаете их и скажете, какие почки у березы?
Дети: Мелкие, темно-серые.
Воспитатель: Ребята, сейчас, мы с вами нарисуем почки. Наши деревья без листьев.
(Дети выполняют работу под музыку "Во поле береза стояла")
Воспитатель: Ребятки, я слышала, что береза - самое распространенное дерево в нашей стране. Куда бы не поехал человек: на север, юг, запад или восток, везде встретит белоствольную красавицу нашего леса. Символ и гордость русского народа.
Воспитатель: Люди говорят, что у березки есть косы. Присмотрелась я, да и правда, ветки у неё, как косы заплетенные, вниз спускаются, друг с другом переплетаются. И подумала я, а что если ветер сильный подует, то расплетутся эти косы, покажите как ветер подует, а если слабый ветерок, покажите, как слабый ветерок дует, то запутается он в ветвях, не знаю, выберется ли. (Дети работают с дыхательным тренажером)
СЛАЙД 10.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: С каким деревом вы сегодня познакомились?
Дети: Березой.
Воспитатель: Что вы нового сегодня узнали о березе?
Дети: У березы есть косы, из бересты делают разные изделия.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы прекрасно рассказали о берёзе.
Воспитатель: Какое дерево является одним из символов России?
Дети: Береза.
Воспитатель: Какие задания были самыми интересными?
Воспитатель: Посмотрите, у нас есть березка. А давайте сделаем так, чтобы березка «оделась» в красивый наряд, давайте приклеим листья к березке. Но листочки у нас не простые, посмотрите одни листочки зеленые, а другие желтые. Если радует тебя березка и весна выбери листочек зеленый, а если грустно тебе выбери желтый и повесьте на дерево. (работа детей)
Воспитатель: Вот какая красивая березка у нас получилась. И за это я хочу сделать вам небольшой сюрприз. У меня есть шкатулка, в которой находятся ленточки. Согласно старинной легенде на береза люди завязывали лоскуток ткани, или ленточку и загадывали желание. Давайте, каждый завяжет на березе свою ленточку и загадает желание, и оно должно обязательно сбыться. (Дети берут ленточки). СЛАЙД 11.