наталья чепас
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия
Формирование целостной картины мира «Насекомые».
Старшая группа №1
Длительность занятия 25 минут
Составитель Чепас Н. М.
Цель: создание условий для формирования и закрепления представлений об особенностях жизни насекомых.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе „Насекомые“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
• познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки (наличие 6 ног, разделённого на 3 части туловища, усиков)
• расширять и углублять представления о пользе насекомых
• развивать умение слушать собеседника, не перебивать
• продолжать обогащать речь детей природоведческим словарём
Оборудование и материалы: презентация, предметные картинки по теме, муляжи насекомых, раскраски на тему насекомые, волшебный мешочек с фишками, бабочка на цветке.
Ход занятия:
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Там многое заметишь, друг!
Личинку тащит - (муравей,
Спешит куда-то меж корней большой сосны.
На толстый сук
Уселся золотистый (жук).
Порхают (бабочка) и (мотылек,
Пьют хоботком душистый сок,
И собирает мед (пчела,
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
Ещё, давайте вспомним живых существ, без которых мы не представляем лесную полянку: Кузнечик, Божья коровка, Стрекоза
-Давайте будем осторожны и внимательны. Мне кажется, что полянка, на которой мы оказались, подготовила для нас много полезной и интересной информации.
Звучит музыка леса
Так давайте же обсудим, кто же это кто нас окружает - конечно же, это НАСЕКОМЫЕ!
Будем разбираться, кто же это насекомые, почему насекомые, чем они схожи и чем различаются.
Насекомые – самый многочисленный вид животного мира. Они живут везде, за исключением Арктики и Антарктики. Как вы думаете, почему? (Потому что холодно)
• Одно из характерных отличий всех насекомых – это шесть ножек давайте их посчитаем, поэтому пауки (Считаем ножки пауков., например, не принадлежат к насекомым. Пауки - это пауки, не насекомые!
• Ребята, давайте рассмотрим части тела насекомых.
• А теперь посмотрите на эти насечки на теле, поэтому они и называются НАСЕКОМЫЕ.
Насечки на теле - НАСЕКОМЫЕ!
Засиделись мы с вами на полянке. Давайте немного разомнемся, а заодно и узнаем интересненькое про секретное насекомое :
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся-
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел.
(Берём стульчики и садимся за столы)
Кто же это был? (Бабочка)
Конечно - это бабочка. Почему бабочка такая красочная. Естественно, это для того, чтобы маскироваться. В природе всё продумано, и, чтобы защитить живое существо, окрас ей в этом помогает. Какая красивая наша бабочка, а вот интересно всегда ли бабочка была такой красивой.
-Рассматриваем «Как бабочка стала бабочкой?»
1. Бабочка откладывает яйца на растение. Из яиц вылупляются гусеницы. Гусеница прогрызает скорлупу яйца и выбирается наружу.
2. Молодая гусеница много ест и быстро растет.
3. Достигнув определенных размеров, гусеница превращается в куколку: она ткет себе твердый кокон, внутри которого идет бурная перестройка всего ее организма.
4. Куколка лопается и на свет появляется взрослая бабочка. Крылья у нее еще мягкие и сморщенные, но они быстро высыхают на солнце.
-Чем питается бабочка? (нектаром растений)
(Встаём рядом со стульчиками)
Физкультминутка
Муравьи проснулись рано
Потянулись
Встали прямо
Прыг да скок, прыг да скок,
Новый начался денёк.
Улыбнулись всем друзьям
Побежали по делам.
-А сейчас мы с вами узнаем: Как же появляются муравьишки?
-А где же живут муравьи?
А вот ещё, один интересный факт, у каждого муравейника свой запах, поэтому муравьи по запаху ищут свой муравейник и в чужой попасть не смогут.
Из чего строят муравьи свои дома?
(палочки, веточки, листочки, иголки с сосен)
-А чем питаются муравьи? (другими насекомыми)
Обратите внимание, как интересно получается, есть насекомые безобидные, которые питаются растениями, например, как бабочка. А есть - хищники, которые - питаются другими насекомыми, например, как муравей.
Среди насекомых тоже есть хищники и травоядные.
Мы сейчас с вами узнаем, какие насекомые хищники, а какие травоядные. Нам в этом поможет "Волшебный мешочек»
Дидактическая игра
Волшебный мешочек
Достаём из волшебного мешочка фишку, если фишка красного цвета, то это цвет опасности, значит это насекомое-хищник, а если фишка зелёного цвета - это цвет безопасный, это насекомое - травоядное. Таким образом, мы с вами поделимся на две команды.
«Команда Хищников» и
«Команда Травоядных».
Команда Хищников садится за один стол, а команда травоядных за другой, чтобы не было беды.
А сейчас у меня для вас сюрприз - раскраски насекомых. Команда хищников раскрашивает только хищников, команда травоядных, только травоядных.
Пока дети раскрашивают насекомых, мы проговариваем:
-Что сегодня узнали новенького?
-Какие насекомые опасны для других насекомых?
-Из чего появляется бабочка?