Осницкая Татьяна
Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе «Зимние горки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе
Тема: «Зимние горки»
Цель: создание условий в понимании и умении различать смену времен года.
Задачи:
Сформировать у детей обобщенное представление о зиме как время года. Уточнить представление о жизни растений и животных в это время года.
Находить слова для описания красоты природы, время действия.
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе „Зимние горки“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Упражнять умственные умения детей объяснять, сравнивать, рассуждать, делать выводы, высказывать свое мнение.
Закреплять умение правильно строить предложение, при ответе на вопросы. Уметь рассказывать о зиме и ее явлениях в стихах, пословицах, загадках.
Знакомить с народными приметами, пословицами.
Развивать творческую активность, логическое мышление, память.
Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
Демонстративный материал: Иллюстрации о зиме, иллюстрации о диких животных, иллюстрации о зимующих птицах. Игрушка снежный комочек, конверт с письмом, ведерко со снегом.
Оборудование: фланелеграф, магнитофон, столы, стулья, мяч.
Словарная работа
Активизация словаря: вьюга, метель, снегопад, оттепель, иней, ночлег, логово.
Пассивный словарь :белокоса, белолица, скакуны, символика года
Предварительная работа
Подготовка детей: наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций, беседы о зиме, зимних месяцах, рисование на тему «Зима», чтение стихов, сказок, загадок, заучивание пословиц и поговорок о зиме.
Подготовка педагога: подбор материала к занятию – иллюстрации, заучивание пословиц и поговорок.
Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстрации о зиме, диких животных, зимующих птицах, зимних забавах детей.
Словесные: чтение стихов, загадок. Название народных примет, поговорок о зиме, вопросы, ответы детей.
Игровые: игровые ситуации
Ход занятия
1. Вводная часть
Сегодня мы отправимся в путешествие по нашим знаниям о зиме, хотите?
Дети
Воспитатель: Скажите, в какое время года бывают глубокие снежные сугробы?
Дети
Воспитатель: Сейчас какое время года?
Дети: Зима
2. Основная часть
Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки о зиме и скажем, что мы видим?
Дети
Воспитатель: Посмотрите какой красивый зимний лес. Он похож на сказочный лес – чем покрыты ветви деревьев?
Дети
Воспитатель: В какую погоду образуется инеи? В оттепель, ветреную, вьюжную, морозную?
Дети:(Думают и отвечают)
Воспитатель: Подумайте, скажите, как можно назвать зиму, какая она?
Дети: Зимушка, чародейка, царица снегов, волшебница, снежная королева
Воспитатель: Молодцы, много назвали, красивых слов о зиме вспомните, и скажите, какая зимой бывает погода?
Дети: Зимой погода бывает снежная, вьюжная, морозная, солнечная, холодная, теплая и т.
Воспитатель: Посмотрите, а на этих картинках, какая погода нарисована?
Дети
Воспитатель: Как вы догадались, что солнечная погода?
Дети: На снегу видно тень от деревьев
Воспитатель: Молодцы, правильно заметили и ответили (сюрпризный момент)
Воспитатель: Ой, посмотрите, нам что – то несут
Няня: Вот возьмите, это вам передали
Воспитатель: Спасибо, ребятки посмотрим, что это за письмо необычное с сюрпризом: что там интересно? (развязывает узелок, а там волшебный комочек) посмотрите, это волшебный комочек. Кто же нам его прислал? Чтобы узнать, нужно загадку отгадать. (см приложение 5 «Загадка о зиме №1)
Дети: Зима!
Воспитатель: Правильно, зима. Неужели это письмо с сюрпризом прислала зима? Давайте почитаем письмо.
«Дорогие ребятки! Я – волшебница Зима
Много снега намела
С вами я в снежки играла
И на санках всех катала
Бабу снежную лепила
Долго я у вас гостила
Но пора мне собираться
И на Север возвращаться
Мой комочек берегите
Путь дорожку укажите
Буду ждать его я здесь, на севере
С новостями от вас всех
Помогите волшебному комочку вернуться на Север 4
Воспитатель: Ребята поможем Волшебному комочку вернуться на Север?
Дети
Воспитатель: Для этого нужно выполнить задания, которые ждут нас впереди. Давайте посадим Волшебный комочек на полянку у елочки, вот сюда.
Ребенок читает загадку:(см приложение 5, загадка № 2)
Воспитатель: О какой царице говорится в загадке?
Дети: Это зима
Воспитатель: Что это за тройка скакунов прилетела?
Дети: Это зимние месяцы
Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев? Дети: Три месяца
Воспитатель: Молодцы, первое задание выполнили. Наш волшебный комочек доволен. Вспомним с вами пословицы и народные
Дети индивидуально называют пословицы (см приложение 5)
Воспитатель: Молодцы, много назвали пословиц и народных примет. Послушайте такую пословицу «В зимний холод всякий молод» Как вы это понимаете.
Дети: Зимой надо тепло одеваться, больше двигаться, если будешь стоять – озябнешь
Воспитатель: Правильно ответили. И ещё с одним заданием справились. Зима – время зимних забавы игр для детей. Назовите, какие зимние забавы вы знаете?
Дети: Катание на санках, ледянках, катание на коньках и лыжах. Строят снежные постройки, лепят снеговиков, играют в снежки, хоккей.
Воспитатель: И ещё знаю, что вы любите играть в снежки. Давайте покажем Волшебному комочку, как мы играем. Игра в снежки
Воспитатель: Поиграли, отдохнули, садитесь и скажите мне – В какую погоду можно лепить снежные комочки (снежки?
Дети: В тёплую погоду
Воспитатель: Каким бывает снег в тёплую погоду?
Дети: Снег бывает липкий, мокрый, тяжёлый, обманчивый
Воспитатель: (Предлагаю посмотреть на снег) Подойдите все сюда и посмотрите, что это?
Дети: Снег
Воспитатель: Этот снег я принесла с прогулки, он такой же как на улице или изменился, чем? Можно ли сейчас вылепить снежные комочки? Почему?
Дети: Снег изменился, стал липким, потому что в группе тепло, из него можно лепить комочки (воспитатель лепит снежный комочек)
Воспитатель: Вот и ещё задание выполнили. Хорошо рассказали о свойстве снега. Садитесь на стульчики. Зима тёплое или холодное время года?
Дети: Холодное
Воспитатель: Какие птицы прилетают к нам только на зиму, а весной улетают туда, где зима и холод?
Дети: Это птицы – снегири и свиристели
Воспитатель: Скажите, какие животные живут в лесу?
Дети: называют индивидуально
Воспитатель: Это дикие животные, все они живут в лесу?
— Как же зимуют звери в лесу?
— Кто где находит себе ночлег и жильё? Давайте представим, что мы в лесу
(предлагаю фланелеграф и фигурки животных и деревьев). Вот посмотрите, это лес, а это его жители – звери. Игра «Как и где зимуют дикие звери»
Воспитатель: Молодцы, хорошо отвечали и правильно расположили все фигурки животных.
Воспитатель: Зима приносит холод не только людям, но ещё и животным. Давайте вспомним про лес. В лесу много деревьев. Все они зимой без чего?
Дети: Без листьев
Воспитатель: Но есть деревья, которые и летом и зимой бывают зелёными? Какие это деревья?
Дети: Это ели и сосны
Воспитатель: Почему они зелёные?
Дети: Потому что у них не листья, а хвоя. А хвою деревья не сбрасывают на зиму.
Воспитатель: Правильно. Каких вы знаете зимующих птиц?
Дети: (Перечисляют)
Заключительная часть: Ну, вот и я, Волшебный комочек узнали, чем вам нравится зима. Волшебному комочку понравилось, как вы занимаетесь. Но смотрите, что-то он приуныл, наверное, ему жарко стало.
Воспитатель: Молодцы были все, мне понравились ваши ответы. Волшебному комочку пора возвращаться на Север, а наше занятие закончено.