Елена Лякишева
Конспект занятия по ФЦКМ «Что такое толерантность?» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
К Международному дню толерантности.
Конспект занятия по ФЦКМ "Что такое толерантность?"
с детьми подготовительной группы.
Цель: дать детям представление о толерантности.
Задачи:
- познакомить детей с многообразием живущих на земле людей, уточнить
их возможные различия и найти сходства;
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ „Что такое толерантность?“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
- раскрыть понятие "толерантность", как то общее, что сближает всех людей;
- расширять словарный запас детей по данной теме;
- развивать познавательную активность, логическое мышление, зрительное
восприятие, конструктивные навыки, творческие способности, мелкую
моторику;
- воспитывать познавательные интересы, положительные нравственные качества, желание соблюдать правила толерантного общения.
Предварительная работа: чтение художественной и познавательной
литературы по данной теме, рассматривание фото и видеоматериалов,
беседы о положительных и отрицательных поступках, прослушивание
детских песен, изготовление плаката (предварительное раскрашивание).
Оборудование и материалы: плакаты по теме "толерантность", два пазла
(разрезанные картинки по теме, несколько мячей разного размера и цвета,
прозрачный одноразовый стакан с водой, кисть, желтая, оранжевая,
черная гуашь, распечатанные голуби, ножницы, клей-карандаши,
фломастеры, раскрашенный детьми плакат.
Ход занятия.
1 Оргмомент.
(На ковре лежат несколько мячей разного цвета и размера)
Воспитатель:
- Дети, что вы видите на ковре? (Мячи)
- Они одинаковые или чем-то отличаются друг от друга?
(Дети сравнивают, отвечают)
Верно, они все разные. А что их делает похожими?
(Они круглые, резиновые, это мячи)
Молодцы, вы верно сказали, что мячи отличаются по некоторым признакам,
но у них есть сходства по другим признакам, и это одни и те же предметы -
мячи.
Так и в мире людей:
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, все чем-то похожи.
- Как вы думаете, если люди такие разные, они могут дружить?
(Ответы детей)
Конечно, они должны дружить, уважать друг друга, лишь тогда на земле
будет мир. (Дети садятся у доски с плакатами).
2. Беседа о толерантности.
16 ноября во всем мире отмечается День толерантности. Этот праздник
придумали для того, чтобы напомнить всем жителям планеты
о необходимости доброжелательного отношения друг к другу, независимо
от всех различий между ними.
- Рассмотрим плакат. Что вы видите?
(Дети называют, обращают внимание на разные цвета рук, голубя -
символ мира, флаги разных стран)
Изображения говорят нам о многообразии людей на земле, об их
стремлении к миру.
- А что нужно сделать, чтобы с кем-то подружиться?
(Познакомиться, поздороваться)
Давайте поздороваемся, пожмем друг другу руки, ведь мы же друзья.
- Что же такое толерантность? Послушайте одну историю.
В вороньем царстве жило много серых ворон. Однажды среди них
появилась белая ворона. Она хотела свить себе гнездо, чтобы жить среди
серых ворон.
- Ты кто такая и что здесь делаешь? - спросили серые вороны.
- Я ворона, гнездо вью, - ответила белая.
- А почему ты белая?
- Не знаю, такая родилась.
- Улетай, ты не такая, как мы.
- Но ведь вы - вороны, и я - ворона.
- Улетай, не хотим с тобой дружить.
Белая ворона заплакала и улетела.
- Дети, почему заплакала белая ворона? (Обсуждение)
Верно, белая ворона была непохожа на других, поэтому они ее и не приняли.
- А как бы поступили вы? (Дети отвечают)
Молодцы, раз вы решили подружиться с белой вороной, значит вас можно
назвать толерантными людьми.
- Так что же такое толерантность? (Дети высказываются)
Давайте рассмотрим цветок, на лепестках которого написаны качества
толерантного человека.
(Дети садятся на ковре перед другим плакатом, читающие дети читают
слова на лепестках вслух)
3. Физминутка "На огромной на планете очень разные есть дети. "
4. Опыт с водой и красками.
- Но всегда ли мы бываем добры друг к другу? Проведем опыт.
Возьмем стакан с чистой водой. Представим, что это ребенок, который
только что проснулся. Мама улыбнулась ему и сказала: "Доброе утро,
мой дорогой!". (Воспитатель добавляет в воду желтую краску) Настроение
у малыша стало какое? (хорошее, веселое) Бабушка поцеловала
и приласкала ребенка (Воспитатель добавляет в стакан оранжевую краску).
- Какое у него настроение? (отличное, еще лучше)
На прогулке малыш играл в песочнице с другими ребятами. Пришел
мальчик постарше и сказал: "А ну подвинься, малявка!"- и толкнул малыша.
- Какое теперь настроение у ребенка? (плохое, он расстроился)
(Воспитатель добавляет в стакан черную краску)
Даже если мама будет успокаивать малыша, снова будет говорить ему
ласковые слова, настроение его не скоро поменяется. (Воспитатель добавляет в стакан желтую краску, оранжевую)
- Можно ли поведение старшего мальчика назвать толерантным? Почему?
(Ответы детей)
Человека можно расстроить и словом, и действием. Это неправильно.
Существуют правила толерантного общения:
- уважай собеседника;
- стремись учитывать интересы других;
- говори и действуй тактично, не обижая собеседника.
5. Собирание пазлов.
Давайте поиграем, соберем пазлы на тему нашей беседы.
(Две группы детей собирают пазлы)
6. Творческая часть.
Дети вырезают голубей, пишут на них качества толерантности, приклеивают
на плакат.
Предварительная работа над плакатом.
7. Итог занятия.
- Почему всем людям надо стремиться быть толерантными?
- Полученные вами сегодня знания пригодятся вам в жизни?
Запомните слово "толерантность", и, если вы его услышите, то будете
знать, что это - добро, уважение, милосердие, доверие - это то, что всегда
ведет к миру.
На прогулке дети познакомились с новыми играми народов России.
"Оленьи бега"
Цель: развивать быстроту бега, желание победить взаимодействуя
с напарником.
"Игра с Солнцем".
Цель: учить двигаться в заданном направлении друг за другом, развивать ловкость, быстроту реакции и движений.
Гори, Солнце, ярче,
Лето будет жарче,
А зима теплее,
Весна горячее.
(Дети идут взявшись за руки вокруг солнца цепочкой, останавливаются,
сделав круг, отходят назад. Солнце кричит: "Горю!". и бежит за детьми.)