Татьяна Михайловна Бардина
Конспект занятия по естествознанию в старшей группе «Корабли пустыни» с использованием диаграммы Венна
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Социум, Познание
Раздел: Экология, Естествознание
Тема: «Корабли пустыни».
Цель: Расширение представления о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, ознакомление детей с жителем пустыни- верблюдом, с его характерными особенностями. Обучение умению выделять и характеризовать особенности внешнего облика животных. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Воспитание любви к животному миру.
Методы и приемы:
Публикация «Конспект занятия по естествознанию в старшей группе „Корабли пустыни“ с использованием диаграммы Венна» размещена в разделах
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
• Словесные (вопросы детям, беседа, художественное слово, рассказ);
• Наглядные (показ иллюстраций);
• Практические (диаграмма Венна);
• Игровые.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, беседа по теме, чтение художественной литературы.
Ожидаемый результат:
Воспроизводит: характерные особенности животного – верблюд;
Понимает: верблюд - млекопитающее; и называют пользу, приносимую людям;
Применяет: навыки составления описательных рассказов по мнемотаблицам; умение отвечать на вопросы, делать выводы
Материалы и оборудование: аудиозапись «Крик верблюда», иллюстративный материал, мнемотаблица, лист ватмана, на котором нарисованы 2 пересекающихся круга – красный и зеленый – совпадающий участок окрашен в желтый цвет; жетоны/карточки с символами, которые относятся к волку, верблюду, к животным;
Словарная работа: караван, млекопитающее, мозоленогий, парнокопытные.
Билингвальный компонент: верблюд - туйе, пустыня - шол,
Ход ОУД:
1. Организационный момент
Педагог создаёт положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность с помощью стихотворения.
М. Алимбаев
КТО ЧТО ЛЮБИТ
Орлу
Всего милей
Вершины гор,
А соловью —
Листвой шумящий бор.
Любой рыбёшке
Всех милей река,
Как ни была бы
Та река мелка.
Воспитатель создаёт проблемную ситуацию, предлагает прослушать аудиозапись звуков животного, определить, кто кричит.
2. /Основная часть
Ориентирование детей на поиск, исследование проблемы.
«Корабли пустыни» — именно так называют этих животных. Действительно они подобно кораблям бороздящим просторы морей и океанов, медленно и верно бредут сквозь горячие пески. (Показывает иллюстрацию)
Проблемный вопрос: Как называют группу верблюдов, идущих вместе?
Рассказ о верблюде.
Верблюд – млекопитающее животное. Верблюды Они живут во многих странах, где есть пустыни, степи; бывают одногорбые и двугорбые, дикие и домашние. (Показ иллюстрации)
Шерсть у него густая, длинная, волнистая, красивая; самые длинные волосы на шее, затылке и горбе; шерсть бережет от зноя, холода, насекомых.
Голова небольшая, губы мягкие, обвислые; нос очень хорошо приспособлен – не пропускает вовнутрь пыль и не выпускает влагу. Длинные густые ресницы защищают его глаза от песка.
А ноги у нашего «корабля пустыни» высокие, сильные, крепкие, мягко ступают по песку; наполовину покрыты густой шерстью; на коленях – мозоли, которые защищают от горячего песка на отдыхе. Поэтому верблюда называют мозоленогим. Заканчиваются ноги раздвоенными копытцами. Такие животные относятся к парнокопытным.
Самое замечательное у верблюда - его горбы. В горбах накапливается жир и вода, которые он будет расходовать в переходах по пустыне. Поэтому верблюд до 10 дней может ничего ни есть и не пить. А когда вода и жир заканчиваются в его горбах, то горбы начинают обвисать и болтаться.
Питается наш герой сухой травой, верблюжьей колючкой. Когда не хватает их, хозяин подкармливает сеном. В редких случаях голод могут утолить костями, шкурой других животных. Пьют по 10 ведер воды за один раз, их называют «живым насосом».
Вот такой житель пустыни – верблюд.
Педагог приглашает ребят на работу в рекламное агентство и просит составить рекламу про верблюда.
Дети по желанию рекламируют верблюда, придерживаясь плана – мнемотаблица.
Организует работу в подгруппах, предлагая деление детей на подгруппы с помощью техники «распределение по объективным данным» (дети попадают в одну группу в соответствии с индивидуальными характеристиками (блондины, брюнеты, рыжие; кареглазые, голубоглазые, зеленоглазые; по росту).
Воспитатель предлагает детям с помощью техники «ДИАГРАММА ВЕННА» выполнить задание: дидактическая игра «Что ты знаешь о животных?».
Работа в парах /малых группах. Диаграмма заполняется самостоятельно, после чего дети добавляют информацию либо поправляют данные, работая в парах.
Дети с помощью вопросов воспроизводят правильную информацию: какие звуки издают? что едят? какую пользу приносят?
Объясняется задание: Между верблюдом и волком существуют сходства и различия. В красном кругу расположите карточки, нарисуйте символы или напишите слова, которые относятся к жизни волка (лес, когти, пасть, клыки, хищник, а в зеленом – относящиеся к жизни верблюда (колючка, молоко, горб, копыта, большой, тяжелый, караван …). В желтом секторе следует выделить общие для животных характеристики (живородящие, четвероногие, покрыты шерстью). Выделяется 5 минут.
Динамическая пауза
Солнце светит высоко -
Очень-очень высоко (ПОТЯГИВАЮТСЯ)
А колодец далеко
Очень – очень далеко (ВСТАЮТ НА НОСКИ, СМОТРЯТ ВПЕРЕД)
А вокруг одни пески
Слева, справа все пески (ПОВОРОТЫ В СТОРОНЫ С ОТВЕДЕНИЕМ РУКИ)
А пески те горячи
Очень – очень горячи (ПРИСЕДАЮТ)
Караван идет день полный
Впереди нелегкий путь. (ИДУТ ПО КРУГУ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ)
Но хозяин очень добрый,
Дал верблюдам отдохнуть (ЛЕГЛИ В КОМОЧЕК)
Воспитатель предлагает игру «Кто заблудился?»
Перечисляет несколько объектов, один из них не классифицируется с остальными в одну группу. Дети определяют объект, а остальные называют одним словом. Принимаются классификации по любому признаку
В: Верблюд, обезьяна, собака, черепаха, кенгуру.
Д: Черепаха. Все - млекопитающие, а она – нет. Или кенгуру. У неё есть сумка, а у других – нет. И т. д.
3. Рефлексия
С. Баруздин.
“Верблюд”
Интересно прокатиться
На коне и на слоне!
Но удобнее сидится
У верблюда на спине!
С виду горд и непреклонен,
Он на деле не таков!
По натуре он тихоня
И добряк из добряков!
У кого возможность будет
Съездить в дальние края,
Прокатитесь на верблюде,-
Право, здорово, друзья!
Воспитатель: Спасибо за работу, вы были активными, заинтересованными. Напоследок есть у меня для вас сюрприз. (Показ картинки)
На кого похож этот объект?
Воспитатель: Да, это тезка нашего героя. Тезка- это значит одинаковое название, имя. Это – верблюдка. Но кто это «верблюдка», что за зверь или птица, вы узнаете на следующем занятии.
Эмоциональный отклик. Оценивают своё участие в деятельности. Делятся впечатлениями