Оксана Александровна Лоскутова
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй средней группе «Поможем зимующим птицам»
▼ Скачать + Заказать документы
Городская акция
Тема: "Зимующие птицы".
Интеграция областей: Музыка, коммуникация, социализация, конструирование, познание.
Цель: Накормить зимующих птиц с помощью подсказок – символов.
Задачи
1. Образовательные:
Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
Закрепить понятие «зимующие» птицы.
Совершенствовать умение называть птиц порядковым числом.
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй средней группе „Поможем зимующим птицам“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
2. Развивающие:
Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная;
3. Воспитательные :
Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Форма проведения: ролевая игра «Путешествие в лес».
Вид занятия : комплексное.
Демонстрационный материал: игрушки зайца, белки, лисы, волка, ежа, медведя, лисы, воробья, вороны, снегиря, синицы; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; иллюстрации зимнего пейзажа в лесу; модели с видами питания зимующих птиц; конверт, волшебный мешочек, настоящая кормушка, семечки.
Раздаточный материал: изображения кормушек с моделями видов питания зимующих птиц, птицы : воробей, ворона, синица, снегирь, разрезанные на части (голова, туловище, хвост).
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, мольберт, сорока (человек, играющий роль либо игрушка)
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети входят в группу, здороваются с гостями. В это время слышится голос сороки.
Воспитатель : ребята, вы слышите, кто-то шумит.
Влетает Сорока, трещит:
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель : Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Сорока.
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Сорока!
Воспитатель : Что случилось, Сорока?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.
Воспитатель : Ребята, отправимся в лес и поможем Сороке разобраться?
Дети: Да.
Воспитатель : Тогда я предлагаю взять с собой волшебный мешочек. Я думаю, что он пригодится нам в лесу. А как мы попадём в лес? (Ответы детей). А, я знаю волшебные слова, они нам помогут оказаться в лесу.
Воспитатель : Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.
Воспитатель : Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Тихо, спокойно в лесу. Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?
На столе стоят игрушки животных и птиц. Дети их называют.
Воспитатель : Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису и т. д. ?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель : Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?
Дети: Птицы.
Воспитатель : Поставьте под дерево животных, а на дерево посадите птиц. Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?
Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
Спинка зеленовата, животик желтоват,
На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика. (Синица)
Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
Дети находят загаданных птиц на дереве и говорят какая она по счёту (четвертая, вторая и т. д.)
Воспитатель : Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель : Почему они так называются?
Дети: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель : Ребята, скажите, а какая зима? (Подходим к иллюстрациям). Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Дети размышляют.
Воспитатель : Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.
Воспитатель : Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель : Правильно, ребята. (Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.
Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью на планшет)
Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим:
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:
Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:
Сорока: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто, чем питается. Я карточки перемешиваю…
Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.
Воспитатель : Молодцы, ребята, правильно! (Говорит таинственным голосом). А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, как играли вороны, хотите, я вас научу?
– Сорока, давай играть вместе с нами.
Физминутка «Вороны»
Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны.
Кар-кар-кар (громко)
Кар-кар-кар (громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.
Кар-кар-кар (тихо)
(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).
Сорока находит под деревом рисунки с перепутанным изображением птиц (ворона – снегирь, воробей – синица) :
Сорока: Ой, пока вы здесь играли, я под деревом что-то нашла!
Сорока поднимает рисунки и держит их в правой и левой руке.
Сорока: Кто же это не пойму?
Воспитатель : Не суетись, Сорока, мы сейчас с ребятами разберёмся. Давайте посмотрим, кто это на картинке справо. Кому принадлежит голова? Кому принадлежит туловище?
Аналогично рассматривается второй рисунок слево.
Сорока: Вот теперь я узнаю птиц, как у вас ловко получается. А что это за конверт под деревом лежит?
Сорока подаёт конверт.
Сорока: Кто же его оставил? Это конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит?
Сорока (или воспитатель) достаёт части птичек.
Сорока: Если сложить части птицы, то получится целая птица.
Воспитатель : Возьмите по конверту и сложите не пенёчках свою птицу.
(Дети проходят к пенёчкам и выкладывают птиц)
Воспитатель : Какие молодцы! Ребята, но нам нужно помочь птицам и накормить их. А поможет нам в этом волшебный мешочек, который мы захватили с собой.
(Достает изображения кормушек с подсказками – символов)
Воспитатель : Посмотрите, это кормушки с кормом. А как узнать какую птицу нужно посадить на кормушку? (Есть подсказка – символ). Давайте сложим птичек на кормушках.
Воспитатель выясняет индивидуально у каждого ребёнка какую птицу он выкладывает и почему.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Всех птиц посадили на свою кормушку. То-то удивится старичок Лесовичок, когда увидит, что все птицы на своих кормушках сидят. Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже будет нелегко зимой. Заглянем в волшебный мешочек. Что здесь? (Достаёт пачку с семечками)
Дети угощают Сороку семечками.
Сорока: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания, ребята!
Дети прощаются с Сорокой.
Воспитатель : Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!
Итог
– Каких птиц вы повстречали в лесу?
– Как можно назвать их одним словом?
– Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.
Кого угостим салом?
Рябиной?
Семечками?
Остатками пищи?
Хорошо, теперь вы знаете о птицах немного больше.