Господарец Елена Павловна
Конспект занятия по декоративной лепке с детьми подготовительной группы «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность.
Задачи занятия :
Образовательные:
- Формировать умение использовать в лепке приёмы раскатывания пластилина в жгут, шар, раскатывая его между ладонями прямыми и круговыми движениями;
- Учить детей украшать силуэты кукол-барышень элементамидекоративной росписи (кругами, точками, используя для этого пластилин);
Публикация «Конспект занятия по декоративной лепке с детьми подготовительной группы „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Подготовительная группа
- Темочки
- Формировать умение последовательно, передавать в пропорции и форме характерные черты промысла Дымки.
- Закреплять знания о промысле, представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение;
- Развивать умение лепить из пластилина с натуры дымковскую барышню;
- Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество;
- Развивать мелкую моторику рукпосредством работы с пластилином.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке.
- Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров;
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность.
Словарная работа: Слобода, табун, кормилица.
Планируемый результат занятия : Умение передать характерные признаки дымковской игрушки (кокошники, оборки и прочее).
Образовательные области: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, коммуникативное развитие.
Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек, беседа о народных промыслах. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: Дымковские игрушки, технологическая карта по этапам лепки.
Раздаточный материал: набор пластилина; доска для лепки, стека; салфетки для рук.
Ход занятия.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня для нашего занятия по лепке «Дымковская барышня» вам понадобятся: дымковские игрушки или картинки с изображением дымковских игрушек, технологическая карта по этапам лепки, набор пластилина, доска для лепки, стека, салфетки для рук.
Предложите ребенку отгадать загадку:
Веселая красная глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назовите меня (Дымковская игрушка).
Ребенок называет, вы показываете картинки дымковских игрушек и проводите с детьми беседу о Родине дымковских игрушек. Расскажите ребенку такую историю:
- Не за высокими горами, не за синими морями есть страна волшебных мастеров. Это слобода (деревня) Дымково. Зимой, когдатопятсяпечии летом в пасмурные дни, слобода, расположеннаяна берегу рекиВятки,вся будто в дымке, поэтому и назвали ее Дымково, а игрушку Дымковской. «Дымка», так еще ласково и нежно называют дымковскую игрушку. И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает: «Глазам – радость, душе – отрада». Считалось, что если в доме есть дымковская игрушка – конь, значит, в этом доме будет достаток, не будет голода и нужды.
Расскажите ребенку, что существует и другой вид игрушек. Загадайте загадку:Зонтикгрибком,
Руки крендельком –
Ходит девица пешком.
Что за игрушка?
Если ребенок не отгадает, скажите ему, что это Дымковская барышня.
Рассмотрите с ребенком выставку дымковских барышень (или картинки с их изображением). Прочитайте стихотворение:
1. Посмотри, как хороша, эта девица – душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня уж так красива!
Как лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт.
2. А вот ещё барышня.
- За студеною водицей
Водоноска - молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет.
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша.
Эта девица - краса,
Тугая черная коса.
Рассмотрите дымковскую барышню более пристально. Спросите у ребенка:
Из чего она сделана?
Что делают с игрушкой, после того как вылепят из глины?
Для чего обжигают?
Что делают после обжига?
Подведите итог сказанного ребенком:
Дымковские игрушкилепили из глины, обжигали для прочности, красили белилами, наносили на белый фон рисунок.
Продолжите рассматривать дальше.
Что одето на голове у барышни (кокошник).
Во что она одета? Какойформы юбка или сарафан? (колокол, блузка).
Какие цвета присутствуют в дымковской росписи? С чем можно сравнить эти цвета? (с радугой).
Рассмотрите с детьми узоры дымковской росписи : круги, полоски, точки, клетка, горошины, волнистые линии.
Предложите детям отдохнуть и размяться.
Физкультминутка.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем.
Нужно ноги укреплять,
Раз, два, три, четыре, пять! (Приседания.)
Напоследок потянулись,
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись.
И на место все уселись.
После физкультминутки предложите ребенку приступить к работе. Слепить и украсить дымковскую барышню.
Объясните последовательность лепки.
1. Лепка юбки – колокола. Раскатываем из куска пластилина шар, вдавливаем указательным пальцем внутрь шара, формируем колокол.
2. Лепка туловища. Скатываем небольшой кусок пластилина в овал и прилепляем к узкой части купола. Тщательно примазываем.
3. Лепка и прикрепление головы. Для головы надо взять кусок пластилина меньше, чем для туловища. Раскатываем шар и примазываем к туловищу.
4. Приступаем к рукам. Раскатываем палочку и делим ее пополам. Примазываем тщательно к туловищу.
5. Украшение игрушки – витые букли, шляпа или кокошник, воротник, оборки.
6. Места соединения, швы заглаживаем.
Предложите еще раз посмотреть на технологическую карту по лепке, или воспользоваться ею в процессе работы.
Если ребенок устанет, то предложите ему сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Ладошки».
Разотру ладошки сильно.
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
Пальчик в пальчик я вложу.
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Во время лепки ребенком контролируйте его работу, помогите, если в этом есть необходимость.
По окончании работы предложите ребенку рассказать о своей игрушке, похвалите его за старание.
Литература: Методическое пособие. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» подготовительная группа, ноябрь. Занятие 28.
Интернет ресурсы: сайт maam.ru; сайт nsportal.ru; Инфоурок.