Валентина Ивановна Козлова
Конспект занятия по лепкографике для детей 6–7 лет «Украшение матрёшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Украшение матрёшки
Цель: Учить детей отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике - пластилинографии.
Задачи:
Знакомить с историей создания русской матрёшки.
Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора.
Закрепить способы работы в технике «пластилинография» : раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином.
Закреплять умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка.
Публикация «Конспект занятия по лепкографике для детей 6–7 лет „Украшение матрёшки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Воспитывать интерес к народной игрушке.
Интегрируемые образовательные области: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-личностное развитие.
Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники: Познавательная, художественная, игровая.
Методические приемы и формы организации деятельности:
1. Организационный момент: приветственно - эмоциональная игра «Дрозд»,
2. Мотивация их интереса: кто-то спрятался под платком (отгадаете загадку – узнаете, кто это,
3. Рассказ педагога: из чего изготавливается матрёшка, как украшена, какие элементы росписи применяются; какие бывают матрёшки.
4. Физ. минутка «Хлопают в ладошки дружные матрёшки»;
5. Мотивация на выполнение работы: подружки нашей матрёшки грустные и печальные, потому что не украшен сарафан и платочек;
6. Напоминания способов выполнения лепкографики : ягодки, цветочки, листики;
7. Самостоятельная работа по украшению готовых силуэтов матрешек с помощью пластилина. (Включить музыкальную запись «Русские матрёшечки», автор слов: А. Осьмушкин, музыка В. Темнов,
8. Пальчиковая гимнастика «Долго-долго мы лепили»,
9. Выставка матрёшек-подружек, гостья Матрёшка хвалит детей.
10. Прочитать детям стихотворение В. Приходько «Матрёшка на окошке» :
Подготовка материала: Силуэты матрёшек, вырезанные из плотного разноцветного картона с нарисованными лицами, наборы цветного пластилина, стеки, салфетки, игрушка – Матрёшка (Ростовская); дощечки или клеёнки по количеству детей, ноутбук для прослушивания музыкальной записи.
Ход занятия.
Организационный момент: Эмоционально-приветственная игра «Дрозд»
- Ребята, у нас тут кто-то спрятался под платочком, а чтобы узнать кто, вам нужно отгадать загадку.
Загадывание загадки:
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок-глаз.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрёшка)
Педагог снимает платок и показывает матрёшку : - Дети, это что за кукла такая нарядная к нам пожаловала?
Дети: - Матрёшка!
Педагог: Правильно, матрёшка! А вы знаете, что самыми любимыми игрушками в народе у детей были матрёшки :
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Рассказ педагога: - Фигурка матрёшки вырезана из деревянного бруска, она разнимается на две части и так может в ней быть до 10-12 куколок. Сначала делают самую маленькую фигурку, обрабатывают шкуркой.
- Дети, как вы думаете, для чего фигурку обрабатывают шкуркой?
Дети: - Чтобы поверхность была гладкой и было легче расписывать.
Педагог: - Совершенно верно, и покрывают лаком. Наиболее известна Семёновская матрёшка - это прародительница современных матрёшек. Есть и Загорские матрёшки и Полхов-Майданские - все они отличаются росписью, но одеты одинаково: расписной сарафан, полушалок, передник. Давайте рассмотрим нашу матрёшку.
Дети: - Матрёшка одета в русский сарафан, на голове шаль и передник.
Педагог: - А какие узоры вы видите?
Дети: - Цветы, листочки, веточки, ягода, бутоны.
Педагог: - Матрёшки народ весёлый и нас приглашают поплясать.
Физкультурная минутка:
Хлопают в ладошки
Дружные матрёшки,
На ногах сапожки, Топают матрёшки.
Влево, вправо наклонись,
Всем знакомым поклонись,
Девчонки озорные
Матрёшки расписные.
В сарафанах ваших пёстрых
Вы похожи словно сёстры.
Ладушки, ладушки
Весёлые матрёшки.
(Движения выполняются по содержанию).
Практическая часть:
Педагог: - Посмотрите, а наша матрёшка пришла не одна, а с подружками. Но почему подружки такие невесёлые и грустные?
Дети: - У них не украшен сарафан и платочек.
Педагог: - Да, дети, они грустят, им хочется быть нарядными, а давайте мы поможем и украсим наряд?
Дети с радостью соглашаются.
- А как мы будем украшать? Что мы сможем вылепить?
Дети: - Цветочки и ягодки, листики.
Воспитатель: Давайте вспомним, как можно сделать цветочек и листики?
Дети:- Катаем колбаску из пластилина, делим на равные части, скатать шарики, разложить вокруг серединки и сплющить каждый до блинчика, листики – это овалы, которые тоже плющим.
Воспитатель: Я хочу познакомить с новым элементом – это клубничка. Возьмём шарик красного цвета, сплющим пальцами, чтобы получилась лепёшечка, с одной стороны слегка сплющить и приложить к веточке, накатать мелкие горошины жёлтого пластилина - это семена и ягодка готова! А ещё мы рисовали пластилином: отщипываем небольшой кусочек пластилина нужного нам цвета и растаскиваем по детали.
Педагог показывает процесс и уточняет у детей по ходу занятия : если дети захотят иметь другой цвет, то можно применить приём смешивания пластилина, допустим - взять одну часть красного цвета и две части белого и тщательно перемешать и размять пальцами, чтобы удобней было соблюдать пропорции раскатать одну длинную колбаску белого цвета и короткую - красного.
Матрёшка «раздаёт» своих подруг детям, воспитатель просит детей придумать свой узор матрёшкам и приступить к работе. (Включить музыкальную запись «Русские матрёшечки», Автор: А. Осьмушкин, муз В. Темнов.)
Во время работы матрёшка «ходит» и наблюдает за выполнением задания, может подсказать или похвалить ребёнка.
Гимнастика для уставших пальчиков.
Долго, долго мы лепили,
(руки сцеплены в замок и круговые вращения кистями)
Наши пальцы утомили,
(встряхивание кистями рук)
Пусть немножко отдохнут,
(поглаживание каждого пальчика по - очереди)
И опять лепить начнут.
Дружно руки разведём
(развели руки в стороны)
И опять лепить начнём.
(хлопают в ладоши)
Заключительная часть:
Дети делают выставку из поделок, матрёшка их хвалит.
Педагог: У вас получились настоящие русские матрёшки. Мы украсим наш класс и будем любоваться ими, а сейчас наша гостья хочет вас спросить:
- Какие игрушки были популярны в народе?
- Какие матрёшки в России самые известные?
- Какие костюмы носят матрёшки?
- Какое настроение возникает при взгляде на матрёшку? Чем вам нравится эта игрушка?
Прочитать детям стихотворение В. Приходько «Матрёшка на окошке» :
Матрёшка на окошке
Под ярким сарафаном.
И вся семья в матрёшке
Как в доме деревянном.
Открой – увидишь чудо:
Матрёшенька – детёныш.
А там ещё! Откуда?
А там опять…Найдёныш!
Умыты ручки, ножки
У каждой у матрёшки.
Поглажены одёжки,
Почищены сапожки…
Поют матрёшки в хоре.
Живут не зная горя,
И дружно, и счастливо,
И весело на диво!
Используемая литература: Давыдова Г. Н. «Пластилинография»1,2.– М. : Издательство
«Скрипторий 2003г», 2006., Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» - Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.–192с., Лыкова И. А. «Я - Будущий скульптор» – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с.