Сухорукова Татьяна
Конспект занятия по артикуляционной гимнастике для детей с тяжелыми нарушениями речи от 3 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Задачи:
• укрепить мышцы речевого аппарата,
• формировать правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.,
• улучшить дикцию.
Упражнение 1 «Бегемотик»
Темочки:
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- ОНР, нарушение речи
- Подготовительная группа
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Цель: научить удерживать рот широко открытым. Активировать круговые мышцы рта и подвижность верхней губы. Научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию на счет до 5.
Методические указания: следить, чтобы губы были растянуты, зубы должны быть видны, корень языка опущен, язык располагается в полости рта симметрично.
Широко откроем рот
Как голодный бегемот.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
Упражнение 2 «Лягушка»
Цель: развивать круговые мышцы губ.
Ход выполнения упражнения: Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
Методические указания: следить, чтобы губы при улыбке не подворачивались внутрь.
Подражаем мы лягушка
Тянем губы прямо к ушкам
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Упражнение 3 «Хоботок»
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Ход выполнения упражнения:Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать в таком положении под счет до 5-10. Повторять 3 – 4 раза.
Методические указания: следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты.
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Упражнение 4 «Змея»
Цель:вырабатывать умение удерживать язык узким, развивать боковые мышцы языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, слегка приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта. Движения языком производятся в медленном темпе и выполняются 5 – 6 раз.
Методические указания:
1) губы растянуты в улыбке без напряжения;
2) язык не загибается и не касается губ;
3) следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем.
Только так, а не иначе.
Упражнение 5 «Качели»
Цель:вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Ход выполнения упражнения: Улыбнуться, приоткрыть рот, поднять язык за верхние зубки и плавно опустить вниз за нижние зубки. Проделать упражнение 10 – 15 раз.
Методические указания: Двигается только язык – нижняя челюсть неподвижна.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
Упражнение 6 «Футбол»
Цель:укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Ход выполнения упражнения:Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку, так как будто там мячик. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд.
Методические указания:рот при этом закрыт
Буду я в футбол играть,
Должен мяч не пропускать.
Поиграю я в футбол
И забью в ворота гол.
Упражнение 7 «Лошадка»
Цель:отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Ход выполнения упражнения: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадкацокает копытами»).
Методические указания:
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться;работает только язык.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Упражнение 8 «Расческа»
Цель:развитие артикуляционной моторики.
Ход выполнения упражнения: Кончик языка упирается в нижнюю десну. «Причесывание» спинки языка зубами. (Язык при этом выкатывается, как «катушка»). (10-15 сек).
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне причёска.
А зовут меня. (расчёска).
Упражнение 9 «Часики»
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Ход выполнения упражнения:Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
Методические указания:
1. Следить, чтобы работал только язык, в нижняя челюсть оставалась неподвижной;
2. Движения языка должны быть симметричными;
3. Язык не загибается и не касается губ.
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?