Баймашкина Н. И.
Конспект занятия по аппликации для детей старшей группы «Украсим рубаху для Алдуни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по аппликации для детей старшей группы.
Тема: «Украсим рубаху для Алдуни»
Цель : познакомить детей с композицией мордовской рубахи (панар, отметить особенности
силуэта рубахи, расположение вышивки, подбор цвета;
Задачи: развивать эстетический вкус; упражнять детей в вырезывании полосок; в составлении из
Публикация «Конспект занятия по аппликации для детей старшей группы „Украсим рубаху для Алдуни“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
них простейшего мордовского орнамента;
закреплять навыки работы с ножницами, клеем;
Воспитывать интерес к мордовскому народному искусству;
Материал к занятию : полоски цветной бумаги (красного, синего, желтого цвета) размером 18Х4 см, 22х2см, по одной на одного ребенка; по одному прямоугольнику красного цвета7,5х6см; кисти, клей, ножницы, клеенки, салфетки из ткани; кукла - мордовка; иллюстрированная книга «Мордовский национальный костюм», предметы быта, украшенные мордовским орнаментом, мордовская рубаха (панар).
Предварительная работа: игры с национальной куклой; рассматривание национального костюма мордвы, посещение мини- музея детского сада с целью настоящего национального костюма; рисование элементов орнамента.
Ход занятия.
Игровая ситуация: Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, кажется, к нам гости!
Кто бы это мог быть?
(Открывает дверь, вносит национальную куклу)
Кукла: Шумбратада, шабат!
Здравствуйте дети, дети! Узнали вы меня?
Дети: здравствуй, Алдуня!
Воспитатель: (обращаясь к Алдуне)
- Алдуня, а почему ты такая грустная?
Алдуня : ребята, меня пригласили на конкурс мордовской песни. А я случайно, испачкала рубаху. Пробовала постирать, не помогло. А так хочется на конкурс! Что делать не знаю?
Воспитатель: Алдуня, из -за этого не стоит расстраиваться. У наших детей очень умелые ручки. Я, думаю, они с удовольствием тебе помогут. Как, ребята, поможем Адуне украсить новую рубаху?
Дети: Да! (кукла остается на занятии)
Воспитатель: Но, сначала, давайте рассмотрим иллюстрации в книге «Мордовский национальный костюм», и мордовскую рубашку.
Главным предметом женской одежды является рубаха, по мордовски -панар.
В старые времена рубаха шилась из грубого холста. Украшалась вышивкой, шилась она просто в форме прямоугольника (демонстрирую)
- посмотрите и скажите, как располагается вышивка на рубахе?
Дети: Вышивка располагается на рукавах, по низу рубахи, по вороту и по переднему и среднему швам.
Воспитатель: -Какие цвета преобладают в вышивке? (красный, черный, синий, желтый и зеленый0
- Чем еще кроме вышивки украшалась рубаха? (тесьмой)
- А теперь, посмотрите, как можно украсить рубаху для Алдуни (показываю образец)
- Дети, из каких элементов составлена композиция?
Дети из полосок разной ширины.
Воспитатель: В какой части рубахи широкие, узкие полоски (по низу широкие, по швам узкие полоски).
- Дети, как нужно полоски вырезать, чтобы они получились ровные аккуратные (сложить прямоугольник пополам).
- Кто из вас покажет способ вырезания полосок из прямоугольника? 9 ребенок демонстрирует вырезывания).
Дети, а кто скажет, как вырезывается украшение для ворота рубахи?
(выслушивает ответы детей, вместе с ребенком демонстрирует способ вырезывания).
- Ворот, украшается треугольником. Его можно вырезать из прямоугольника. Для этого складывается прямоугольник по диагонали, хорошенько разглаживается линяя сгиба и по ней разрезается получится треугольник. Треугольник складывается пополам, вырезается середина.
Физминутка (Мордовская народная игра «Горшочек» -«Сяканят»)
.Игра «Горшочек»
(«Сяканят»)
Содержание и правила игры.
Сажают детей по кругу, остальные дети встают за их спинами. Покупатель, выбрав «горшок», убегает от продавца. Добежавший первым становится за спиной «горшочка».
Воспитатель: (Сажаю детей на места)
- Дети прежде чем приступить к работе, вспомним правила безопасности работы с ножницами.
Дети: надо быть осторожными, высоко их не поднимать, после того как вырезывание полосок закончим, ножницы надо положить или в стаканчик, или на салфетку.
Воспитатель: правильно. А теперь приступайте к вырезыванию элементов для украшение рубахи.
(Включаю мордовскую мелодию для фона. Во время самостоятельной работы оказываю помощь затрудняющимся, слежу за техникой безопасности. По окончанию обрезывания проводится
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, четыре, пять ---(поочередно из сжатых кулачков
Вышли пальчики гулять выставляются пальцы рук, начиная с
Раз, два, три, четыре, пять мизинца.
В домик спрятались опять Пальцы сжимаются в кулачок, на
последнюю фразу, стучат по столу
кулачком.
Воспитатель: Дети, а теперь разложите элементы на силуэтах рубах в той последовательности, как вы будете их наклеивать.
- В какой части украшается рубаха сначала? (низ рубахи).
- Какими полосками? (широкими)
- Какую часть будем украшать после низа рубахи? Какими полосками? (по швам и рукава)
- Какую часть будем украшать в последнюю очередь?
(Проверяю правильность расположения орнамента, предлагаю начать самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь. В конце занятия все работы оцениваются детьми и Алдуней. Она отбирает лучшие рубахи для поездки на конкурс, чтобы не обидеть других детей, она говорит, что в остальных рубахах будет ходить в гости.)
(Кладет все работы в сундучок)
Алдуня : Дети, а вы знаете какую песню я буду петь на конкурсе? «Луганяса келунясь». Давайте споем ее вместе. (Дети и взрослые поют песню)
Алдуня : Спасибо, ребята, за красивые рубахи, и песню. Мне пора ехать на конкурс!
Дети: Алдуня, мы желаем тебе успеха на конкурсе!
Алдуня : Спасибо, ребята! До свидания!
(Дежурные помогают воспитателю убрать материалы со стола, а остальные идут мыть руки)