Марина Владимировна Дорошенко
Конспект занятия «Песочная геометрия» Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Песочная геометрия»
Группа: старшая
Оборудование:большое зеркало, стол для рисования песком, песок вулканический, наглядный материал с изображениями: дома, солнца, облака, елки, тополя и их геометрических составляющих : круг, овал, квадрат и треугольник, треугольник, овал и прямоугольник, шаблон картины с геометрическими фигурами (см. приложение 1, однотонный кинетический песок, небольшие формочки для кинетического песка в виде геометрических фигур, большая формочка для кинетического песка в виде пирамиды, две формочки среднего размера и две маленького в виде пирамид (см. приложение 2, геометрический комод Монтессори, ботанический комод Мотессори, музыкальная композиция«Life» -Ludovico Еinaudi.
Публикация «Конспект занятия „Песочная геометрия“ Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Старшая группа
- Темочки
Цель: интеллектуальное развитие дошкольников средствами сенсорной комнаты как предпосылка опытно-экспериментальной деятельности.
Программное содержание :
1. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников.
2. Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
3. Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
4. Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
5. Развитие пространственных представлений относительно себя: вправо-влево, вверх-вниз.
6. Формирование умения определять пространственное расположение объектов при ориентировке на плоскости, определение их размещенности относительно центра плоскости, на которой они находятся.
7. Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.
8. Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
9. Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через игры.
10. Расширение эмоционального опыта.
11. Воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.
12. Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Предварительная работа:
1. Игры с кинетическим песком.
2. Игры с песочным столом.
Методы:
1. Воздействие, как совокупность приёмов;
2. Игровой;
3. Упражнение;
4. Заражение;
5. Стимулирование;
6. Поощрение;
Приё мы:
1. Воздействие, как совокупность средств и алгоритм их использования:
1.1. Пример.
1.2. Разъяснение.
Формы работы с детьми: монолог, слушание, решение проблемной ситуации, дидактическая игра, игра с правилами, экспериментирование, совместные действия, обсуждение.
Планируемые результаты:
- дети разовьют познавательные процессы восприятия памяти и внимания;
- закрепят имеющиеся знания о геометрических фигурах;
- сформируют умение ориентироваться на плоскости относительно себя;
- обогатят свой словарь;
- разовьют коммуникативные умения;
- разовьётся познавательная активность.
Ход Занятия:
Организационная часть.
Ритуал приветствия.
Психолог просит детей взяться за руки, встать в круг и говорит:
- Здравствуйте ребята! Мы с вами крепко взялись за руки и образовали такую геометрическую фигур, как круг. Круг - это символ гармонии. (Психолог интересуется у детей, знают ли они понятие «гармония») Гармония - это сочетание, равновесие чего-либо непохожего или совершенно разного. Так и каждый из нас не похож друг на друга, но заниматься мы будем одним делом и друг друга дополнять. А сейчас, чтобы нам до конца объединиться, давайте передадим по кругу частичку своего «тепла». ( Педагог прикладывает обе ладони к своей груди со словами: «Я отдаю частичку своего тепла тебе, Святослав», и перекладывает ладони на грудь ребёнка. Тот ребёнок, которому передали «тепло» делает аналогичные действия и т. д., пока круг не замкнется на педагоге.)
Затем психолог просит детей повернуться лицом к зеркалу, установленному в сенсорной комнате, и повторять движения по рассказываемому тексту.
- Весь мир устроен из фигур,
Лишь присмотритесь - я не лгу!
Взгляни направо, там -
Дома, машины, люди, звери.
Взгляни налево, там -
Столы, картины, люстры, двери.
Взгляни ты вверх, там –
Небо, солнце, облака.
Взгляни ты вниз -
Пруды, каналы и поля
И в целом вся наша Земля.
Основная часть.
- А сейчас я предлагаю вам сделать эксперимент и проверить, так ли это, и действительно ли можно составить все, что нас окружает, из геометрических фигур.
Педагог даё т детям инструкцию:
- Подойдите к песочному столу. Специально для этого эксперимента я равномерно распределила песок по всей поверхности, и разделила площадь стола на две равные части, для каждого из вас. Скажите, пожалуйста, на какие геометрические фигуры похожи обе равные части стола? (Прямоугольники)
- Теперь пусть каждый из вас найдите центр своего прямоугольника, и поставит на нём точку пальцем.
- Теперь поставьте точку в правом верхнем углу прямоугольника. Будьте внимательны, ведь у каждого из вас право и лево будут с разных сторон!
- Теперь поставьте точку в левом верхнем углу прямоугольника.
- Теперь поставьте точку в правом нижнем углу прямоугольника.
- И поставьте точку в левом нижнем углу своего прямоугольника.
- Молодцы! Вы справились и верно сориентировались в пространстве своего прямоугольника. Предлагаю вам посмотреть на плакат, на котором изображен дом. Из каких геометрических фигур можно построить дом? Правильно, из квадрата и треугольника (педагог показывает детям следующий плакат со схематическим изображением дома из геометрических фигур). Прошу вас нарисовать дом из фигур в центре своего прямоугольника.
- На следующем плакате изображено солнце. На какую геометрическую фигуру похоже солнце? (круг). Нарисуйте круг в правом верхнем углу своего прямоугольника.
- На этом плакате изображено облако. На какую фигуру похоже облако (овал). Нарисуйте овал в левом верхнем углу своего прямоугольника.
- На следующем плакате изображена Ёлка. На какую фигуру похожа ель? (треугольник) Нарисуйте ёлку в виде треугольника в правом нижнем углу своего прямоугольника.
- На последнем плакате изображено дерево тополь. На какие геометрические фигуры можно разложить это дерево? Крона похожа на овал (уточнить, что означает слово «крона») а ствол на прямоугольник. Нарисуйте тополь в виде фигур в левом нижнем углу своего прямоугольника.
(Педагог закрепляет с детьми умение ориентироваться на плоскости, задавая индивидуальные вопросы: «Виталий, в какой части прямоугольника расположен дом? – «Дом расположен в центе прямоугольника»).
- Вот такая замечательная картина из геометрических фигур у нас получилась (психолог показывает плакат с изображением шаблона картины из фигур) Ну, что, ребята, убедились, что весь окружающий нас мир можно составить из фигур? (Да).
- Друзья, мы закончили, теперь нужно стереть изображение и привести в порядок наш песочный стол. Это совсем несложно, ведь песок сухой и сыпучий. Посмотрите, какие крупные у него песчинки, а все потому что это песок не обычный, а вулканический. Это продукт извержения вулканов. Вы знвете, что такое вулкан (ответы детей) А сейчас повторяйте за мной:
Игра с песком «Вулкан».
- Вот вулкан – это гора (собирает песок ладонями горку)
А внутри горы – дыра. (протыкает горку пальцем)
Из горы идет дымок (щепотку песка рассыпает над горкой)
Летят камни, серый смог (разравнивает поверхность песка)
И, конечно же, песок. (стряхивает песок с рук)
Физкультминутка.
Здесь закончили играть,
Станем дальше продолжать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать. (пряжки на месте)
Наклонился правый бок. (наклоны туловища вправо-влево)
Раз, два, три!
Наклонился левый бок.
Раз, два, три!
А сейчас поднимем ручки и дотянемся до тучки (руки вверх)
Ногу правую подняли и немного подержали.
Раз, два, три!
Ногу левую подняли и немного подержали.
Раз, два, три!
Головою повертели
И за столик дружно сели.
(На столе стоят формочки геометрических фигур на каждого ребёнка, большая форма пирамида с кинетическим песком и пирамида бумажная для наглядности).
- Какую геометрическую фигуру вы видите в центре стола? Правильно, это пирамида. Пирамида – это объёмная фигура, многогранник, основание которого – квадрат, а остальные грани – треугольники, имеющие общую вершину. (Педагог снимает форму и на столе остаётся кулич в виде пирамиды из кинетического песка).
-Это куличик из кинетического песка. Этот песок не мокрый, но отлично держит форму! Кинетический песок состоит из обычного кварцевого песка и специальной синтетической (химической) добавки (Е900, что делает его гораздо пластичнее обычного мокрого песка. Кинетика - значит движение. В нем сочетается сыпучесть, а вернее текучесть и формируемость, плотность и пористость. Этот песок может принимать любую форму и долго держать её. Можете потрогать и сами убедиться в свойствах этого песка.
- Так же у вас на столе есть формочки геометрических фигур, из которых мы составляли картину на песочном столе. Сейчас ваша задача вспомнить, какие фигуры и где они располагались на песке, и составить точно такую же картину, сделав куличики из кинетического песка. Как только вы услышите музыку, можете приступать к делу! Я даю вам на выполнение этого задания четыре минуты. И будьте внимательны, музыка подскажет вам, когда время будет подходить к концу. Постарайтесь успеть (Педагог включает музыкальную композицию. По окончанию задания подводятся итоги правильности выполнения).
Заключительная часть.
- Ребята, пока вы выполняли задание, я заметила, что из моего геометрического комода сбежали фигуры! Их нужно непременно вернуть в свои домики и отправить обратно в комод, иначе они могут потеряться и дети не смогут с ними играть. Поможете мне отыскать их (Пока дети ищут фигуры и ставят в подходящие им ячейки, педагог убирает все лишнее со стола и подготавливает необходимый материал для проведения рефлексии).
- Ну что, все фигуры нашлись! Огромное спасибо вам, мой друзья, без вас я бы не справилась. Но мне кажется здесь что-то не так… Вам так не кажется? Какие фигуры лишние (ответы детей). Эти фигуры сбежали из ботанического комода и их мы тоже вернём на место.
Психолог просит детей сесть за стол и подводит итоги занятия, задает вопросы.
- О чем мы сегодня говорили?
- Какие направления в пространстве повторили и закрепили?
- Какие геометрические фигуры вспомнили?
- Что такое пирамида?
- Какая фигура самая гармоничная?
- О каком песке узнали?
Рефлексия.
-Ребята, если вам понравилось, о чем мы сегодня говорили и вам всё понятно, вы много запомнили и можете это повторить, то сделайте куличик из кинетического песка, выбрав большую пирамиду, а если было трудно и непонятно, но хочется еще раз поиграть со мной и с фигурами, то сделайте куличик маленькой пирамиды.
Ритуал прощания.
Передача по кругу положительных впечатлений от встречи, как в начале занятия.