Нарина Кесян
«Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.
Публикация «„Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша“» размещена в разделах
На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для того чтобы реализовать индивидуальный подход, целесообразно организовывать работу с учетом трех уровней развития детей (низкий, средний, высокий). Игры составлены на основе комплекта геометрических фигур. Этот комплект может состоять из геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат). По мере усвоения детьми основных форм, возможно, познакомить с овалом, ромбом на усмотрение педагога;
б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Целесообразно дать представление о последовательности цветов в спектре;
в) двух размеров (большой, маленький);
в) двух видов толщины (толстый, тонкий). Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.
В современных вариативных программах отводится особое место геометрическим фигурам. Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве геометрическим отношениям (соотношениям, включать подмножества в состав множества; разбивать множество на непересекающиеся подмножества. Задания в играх можно упрощать или усложнять, используя меньшее или большее количество признаков фигур и, в соответствии с этим, меньшее или большее количество элементов набора. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета, то их можно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Дети используют их по своему усмотрению в различных видах деятельности. В процессе манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени, следует предложить игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами. Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадрат, значит круг, или треугольник, или прямоугольник, не красный, значит синий, или желтый, или зеленый; не большой, значит маленький и т. п.). Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.
Цель:
Развитие у детей восприятие формы умения выявлять свойства в объектах, называя их и обобщать объекты по их свойствам, обосновывая свои рассуждения.
Задачи:
1. Развитие логического мышления, представления о множестве, умения производить операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагтрование);
2. Формирование представлений о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаками отрицания);
3. Ознакомление с формой, цветом, размером и толщиной объектов;
4. Формирование умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объясняя сходства и различия объектов, обосновывая свои рассуждения;
5. Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию;
6. Развитие познавательных процессов, мыслительных операций, психических функций, связанных с речевой деятельностью.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.
Формы организации работы с логическими блоками
1. Образовательная деятельность, обеспечивающая наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит образовательную деятельность детей, поможет детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом», «Ёлочка», «Бабочка», «Животные» и т. д.). Для того чтобы поддержать интерес детей к организованной деятельности, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачам и сюжетами, сказочными персонажами.
2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность:
а) подвижные игры (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
б) настольно-печатные игры (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);
в) сюжетно-ролевые игры: Магазин - деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта - адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. Аналогично, Поезд - билеты, места.
Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Каждую игру, возможно, использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания, тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога и детей.
Принципы обучения
1. Принцип системности предполагает, что знания и умения будут неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал будет усвоен на трех уровнях: уровне отражения, понимания и усвоения. На первом уровне у обучающегося должно сложиться общее представление о предмете, на втором он должен овладеть теоретическими знаниями о предмете, а на третьем — практическими умениями, которые достигаются в результате тренировок.
2. Принцип наглядности пользуется популярностью еще с древних времен и является достаточно эффективным, будучи интуитивно-понятным. Пользуясь, где это возможно, наглядным материалом учитель открывает для учеников еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, так как позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала. Учитывая этот принцип в разработке педагогического процесса, не стоит забывать, что избыточное количество всевозможных иллюстраций и схем рассеивает внимание и может привести к обратному эффекту.
3. Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала. Чтобы усвоить новую информацию, ученик должен иметь соответствующие базовые знания. Необходимо соотносить сложность и объем новых знаний с возрастом учеников и их индивидуальными особенностями, такими как состояние здоровья, способность к обучению, психофизическое состояние. Педагог должен приучить учеников к преодолению трудностей в процессе понимания и усвоения новых знаний, а так же построить элементы учебного материала в порядке возрастания его сложности.
4. Принцип сознательности и активности. Этот принцип отражает необходимость развития мотивации к обучению и стимулирования учебной деятельности. В основе этого принципа лежит понимание того, что без усилий со стороны обучаемых процесс обучения не будет иметь результатов. Обучение должно быть осознанным, осмысленным, целенаправленным с точки зрения обучаемого. Со стороны педагога должны быть созданы для этого условия, то есть материал должен излагаться в понятной и доступной всей группе учеников форме, необходимо объяснить ученикам важность и практическую ценность изучаемого предмета, должны учитываться индивидуальные способности и особенности мышления учащихся, создаваться возможности коллективной работы и всевозможно поощряться творческое мышление.
Технологии:
I. «Теория развивающего обучения»
1. Включение в процесс не только рациональной, но и эмоциональной сферы.
2. Вариативность процесса обучения.
3. Самостоятельная мыслительная деятельность.
4. Сотрудничество взрослого и ребенка.
5. Атмосфера заинтересованности в каждом виде деятельности.
6. Избирательность в способах работы.
7. Право выбора ребенка.
II. «Теория проблемного обучения»
1. Создание проблемной ситуации и выхода из нее через самостоятельную деятельность.
2. Развитие творчества.
3. Познавательная деятельность, состоящая в поиске и решении вопроса.
4. Использование дифференцированных и разноуровневых заданий.
III. «Педагогика сотрудничества»
1. Гуманно-личностный подход к ребенку.
2. Отсутствие прямого принуждения.
3. Единство обучения и воспитания.
4. Личность ребенка – цель образовательной системы.
5. Сотрудничество воспитателя и ребенка.
6. Учет потенциальных возможностей ребенка, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
IV. «Теория развития познавательного интереса»
1. Заинтересованность самого педагога.
2. Активное использование полученных знаний.
3. Разнообразие самостоятельных видов работ, позволяющих ребенку доходить до истины.
4. Дифференцированный и индивидуальный походы.
5. Достижение каждым ребенком реального для него успеха.
6. Оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм работы.
7. Учет уровня поисковой деятельности.
V. «Технология индивидуализации обучения»
1. Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей.
2. Содействие средствами индивидуализации выполнению учебной программы каждым ребенком.
3. Формирование умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ребенка.
4. Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
Предполагаемый результат
В результате освоения данной инновационной деятельности дети:
1. Ознакомятся с моделированием и конструированием.
2. Смогут на основе сравнения толщины, цвета, формы распределять объекты по свойствам.
3. Научатся объяснять взаимное положение предметов в пространстве.
4. Овладеют более точным типом пространственного мышления, позволяющим представлять и анализировать.
5. Будут проявлять более уверенные инициативы.
Работа проводится два раза в месяц во вторую половину дня.
Длительность образовательной деятельности – 25 минут.
Категория обучаемых: 5 -6 лет.
Подгруппы
I Экспериментальная
II Контролируемая
Перспективное планирование по самообразованию на тему «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша» в старшей группе.
Месяц Вид деятельности Задачи Продукт Технологии
Сентябрь «Волшебные ступеньки» 1. Обучение детей определять на ощупь геометрические тела: куб, шар, конус, цилиндр;
2. Закрепление умения определять признаки геометрических фигур с помощью знаков;
3. Формирование умения кодировать и раскодировать блоки – описание фигур с помощью блоков;
4. Воспитание любознательности. Познавательно-игровая деятельность Теория развивающего обучения;
Теория проблемного обучения;
Игровая технология;
Теория развития познавательного интереса.
Сентябрь «В гостях у друзей» 1. Закрепление понятия соотношения количества предметов с цифрой, обозначающей это количество;
2. Упражнения на увеличение и уменьшение числа (сложение и вычитание);
3. Формирование умения классифицировать блоки по двум, трем признакам с помощью кодового обозначения признака;
4. Закрепление понятий «легкий – тяжелый, путем экспериментального наблюдения Познавательно-игровая деятельность Теория развивающего обучения;
Игровая технология;
Технология индивидуализации обучения;
Теория развития познавательного интереса.
Октябрь «Сказка о геометрических фигурах» 1. Закрепление умения различать геометрические фигуры по цвету, форме и размеру;
2. Развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать, классифицировать;
3. Побуждение детей выполнять задание самостоятельно;
4. Воспитание положительных эмоций от общения детей друг с другом. Познавательно-игровая деятельность Теория развивающего обучения;
Игровая технология;
Теория развития познавательного интереса;
Теория проблемного обучения;
Октябрь «В волшебном лесу» 1. Обучение детей читать и описывать геометрические фигуры с помощью знаков;
2. Формирование представления о символическом изображении вещей;
3. Воспитание усидчивости. Познавательно-поисковая деятельность Теория развивающего обучения;
Игровая технология;
Теория развития познавательного интереса;
Ноябрь «Математика в сказках»
1. Обучение детей выполнять сложение и вычитание чисел в пределах десяти, находить место натурального числа в числовом ряду;
2. Развитие умения логически мыслить, внимательно слушать и решать простейшие задачи
3. Воспитание добрых чувств, дружелюбия. Познавательно-игровая деятельность Теория развивающего обучения;
Теория проблемного обучения
Игровая технология;
Теория развития познавательного интереса.
Ноябрь «Путешествие по волшебной стране» 1. Формирование умения детей классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру и толщине;
2. Развитие умения читать геометрические фигуры по знакам;
3. Обогащение сенсорного опыта в выделении геометрических фигур;
4. Воспитание доброжелательных взаимоотношений. Познавательно-игровая деятельность Теория развивающего обучения;
Игровая технология;
Теория развития познавательного интереса.
Декабрь «Прямоугольник и квадрат» 1. Развитие умения анализировать, сравнивать, различать геометрические фигуры, их расположение;
2. Формирование у детей представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, дети могли бы распознать эти фигуры;
3. Воспитание самостоятельности. Познавательно-поисковая деятельность Теория развивающего обучения;
Игровая технология;
Технология индивидуализации обучения;
Теория развития познавательного интереса.
Декабрь «Космическое путешествие» 1. Развитие у детей логического мышления, памяти, сообразительности;
2. Активизация детского воображения;
3. Закрепление знаний счета в пределах 10 (прямой и обратный, состав числа 10 из двух меньших чисел, находить предыдущее число;
4. Воспитание стремления высказывать свои мысли, суждения при помощи точной и ясной речи, развитие доказательной речи.
Познавательно-игровая деятельность Теория развивающего обучения;
Игровая технология;
Теория развития познавательного интереса.
Январь «Математическая тропинка» 1. Упражнение детей в счете от 1 до 10;
2. Развитие умения классифицировать и обобщать предметы по признакам;
3. Закрепление знаний детей о днях недели;
4. Воспитание дружеских отношений, взаимовыручки, желания помогать друг другу. Познавательно-поисковая деятельность Теория развивающего обучения;
Игровая технология;
Технология индивидуализации обучения;
Теория развития познавательного интереса.
Февраль «Чудесные кольца» 1. Развитие мыслительных операций, умственных способностей, сообразительности;
2. Обогащение речи детей словами – антонимами;
3. Закрепление знания детей геометрических фигур и их свойств;
4. Воспитание желания к общению и самовыражению. Познавательно-игровая деятельность Теория развивающего обучения;
Теория проблемного обучения
Игровая технология;
Теория развития познавательного интереса.
Март «Веселые приключения» 1. Обучение логическому мышлению и способности подводить итог;
2. Развитие умения различать геометрические фигуры по величине, форме, цвету и толщине;
3. Продолжение накапливания у детей опыта практического освоения окружающего пространства: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа;
4. Упражнение в умении систематизировать геометрические фигуры по их признакам;
5. Воспитание любознательности. Познавательно-поисковая деятельность Теория развивающего обучения;
Игровая технология;
Теория развития познавательного интереса.
Март «Мы всезнайки» 1. Развитие творческого воображения, логики, мышления;
2. Закрепление в счете в пределах 10;
3. Упражнение в ориентировке на плоскости и в пространстве;
4. Воспитание взаимоуважения и взаимовыручки. Познавательно-игровая деятельность Теория развивающего обучения;
Игровая технология;
Технология индивидуализации обучения;
Теория развития познавательного интереса.
Апрель «Гуси - лебеди» 1. Формирование умения группировать предметы по форме, цвету, размеру;
2. Развитие речи, умения выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи;
3. Закрепление умения ориентироваться на плоскости;
4. Воспитание у детей умения слышать друг друга, желания прийти на помощь, попавшему в беду. Познавательно-поисковая деятельность Теория развивающего обучения;
Теория проблемного обучения
Игровая технология;
Теория развития познавательного интереса.
Май «Прогулка в сказочный лес» 1. Совершенствование навыка счета у детей предметов от 1 до10, соответствия числа и цифры;
2. Закрепление навыка определения цвета и геометрических фигур;
3. Развитие способности анализировать и устанавливать логические связи; Познавательно-поисковая деятельность Теория развивающего обучения;
Теория проблемного обучения
Игровая технология;
Теория развития познавательного интереса.