Наталья Зотова
Конспект занятия педагога-психолога с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича «Волшебное путешествие в мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР НАСЕКОМЫХ»
Цель: развитие творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей детей.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия педагога-психолога с использованием развивающих игр В, В, Воскобовича „Волшебное путешествие в мир насекомых“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
Познавательные. Расширять представления детей о насекомых. Развивать логическое мышление, пространственное воображение, конструктивные умения и мелкую моторику рук. Закреплять умение ориентировки в пространстве, умение составлять из частей разных геометрических фигур целый многоугольник.
Развивающие. Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий. Развивать умение преодолевать тактильные барьеры. Развивать коммуникативные навыки. Развивать познавательный интерес, желание и потребность узнавать новое. Развивать умение рефлексировать свое эмоциональное состояние. Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей.
Воспитательные. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Формировать стремление оберегать насекомых, проявлять заботу. Формировать сплоченность детского коллектива.
Предварительная работа: посадка семян цветов в горшочек с землей.
Оборудование: тоннель физкультурный, персонажи фиолетового леса: пчелка Жужа, муравей Мурашек, гусеница Фифа, девочка Долька; чудо-цветок, развивающие игры В. В. Воскобовича : «Чудо Соты-1», «Шнур-затейник», «Геоконт», мячи, звезда дружбы и трудолюбия, игрушечная бабочка, баночка с медом; аудиопособия: песня «Настоящий друг» (Слова М. Пляцковского, муз. Б. Савельева, «Остров счастья» (Ж. Колмагорова, песня «Дружба» (гр. «Барбарики», «Поющий лес» (Волшебная музыка природы для детей, звук жужжания пчелы; изображения на интерактивной доске : муравей, муравейник, муравьи, тащащие хвоинку, гусеница, кокон, бабочки, улей, пчелы, мед.
Ход занятия:
Организационный момент
Психолог: Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть!
Коммуникативная игра «Приветствие улыбкой». (Под песню «Настоящий друг».) Я хочу, чтобы мы с вами поздоровались сегодня, необычным способом: поздоровались, прикоснувшись друг к другу пальчиками, и подарили каждому дружескую улыбку.
Вводная часть
Ребята, у нас произошло необыкновенное чудо. Сегодня я обнаружила, что в нашем горшочке с землей вырос чудо-цветок. Листья этого цветка крепко сомкнуты, но я думаю, теплом наших рук мы сумеем сделать так, чтобы он распустился.
Дети окружают цветок руками и он «раскрывается». В нем сидит сказочная девочка Долька.
Основная часть
Долька: Здравствуйте ребята, я не просто здесь появилась. Я прилетела пригласить вас в увлекательное путешествие – в чудесный мир. А куда именно, вы узнаете, отгадав мои загадки.
Из песка, сухих травинок,
Хвои, глины и соринок –
Дом уютный для семьи
Дружно строят ….(Муравьи)
Ее кокон, как яичко,
И летает, хоть не птичка,
Пьет нектар она с цветка,
Опасается сачка. (Бабочка)
Мастерица золотая
С песней по садам летает.
На подсолнухе звенит,
В домике пыльцу хранит (Пчела).
Долька: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали. А как назвать их всех одним словом? (Насекомые). Вы догадались, к кому в гости я хочу вас пригласить? Правильно, к маленьким жителям нашего мира – насекомым. Пойдемте со мной к волшебному тоннелю.
Пройдя этот волшебный тоннель, вы попадете в наш маленький мир. Первым кого вы встретите, будет силач.
Звучит музыка «Остров счастья» (Ж. Колмагорова). Дети пролезают в волшебный тоннель.
Психолог: Ой, ребята, Долька сказала, что нас здесь встретит силач.
Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? ( На интерактивной доске появляются изображения: муравей, муравейник, муравьи, тащащие хвоинку.) Самый сильный на земле – муравей. Он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее собственного веса. А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома они стоят. Как они называются? Муравейник- это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с кладовочками, со спальнями, детскими комнатами. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.
Присаживайтесь на полянку. Ребята, предлагаю вам почувствовать себя маленькими муравьишками. (На полу разложены пособия «Шнур-затейник» по количеству детей).
Мы с вами, как настоящие муравьи, попробуем построить муравейник. Возьмите Шнур-затейник. Здесь очень много разных входов и выходов. Наш шнурочек, как муравей, будет нырять и выныривать. Вам нужно изобразить с помощью шнура муравейник по образцу. (На блочке представлен образец муравейника – дети повторяют рисунок).
Появляется муравей Мурашек.
Мурашек: Какие вы ловкие, ребята, так быстро построили муравейники. А в муравейнике мы живем одной большой дружной семьей. В муравейнике столько муравьев, сколько в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют санитарами леса. Вместе мы можем решить любую сложную задачу. Ребята, а вы такие же дружные, как и муравьи? Помогите нам перенести в муравейник ягодки. Разделимся по парам. Вы должны будете переносить мячик, вместе, без помощи рук. Сначала вы будете нести, удерживая его лбами, затем спинами, затем животами. Я хочу посмотреть, как вы вместе сможете справиться с моей задачей.
Упражнение «Дружные ребята» (под песню гр. Барбарики «Дружба»).
Мурашек: Молодцы, ребята, справились с моим заданием. За это я хочу подарить вам звезду трудолюбия и дружбы. А вам пора отправляться дальше. В гости к какому насекомому вы попадете, предлагаю вам угадать.
Упражнение «Гусеница». Встаньте друг за другом. Руки положите на плечи впередистоящего и присядьте. Начинайте двигаться под музыку. Остановились. На какое насекомое вы были похожи? (На гусеницу).
Выставляется персонаж - гусеница Фифа.
Гусеница Фифа: Да, вы, и правда, были очень на меня похожи. Я приглашаю вас к себе в гости.
На интерактивной доске появляются изображения гусеницы, кокона, бабочки (соответственно рассказу).
Психолог: Ребята, послушайте и посмотрите, какие интересные превращения у этих насекомых. Бабочка откладывает яйца, из которых потом появляются гусеницы. Они малопривлекательны, активно поедают листья растений и быстро растут. Этим самым они наносят вред растениям. Гусеницы бывают разного цвета, окраски, одни гладкие, другие с волосками. Затем гусеница превращается в куколку. А потом куколка лопается и из нее выходит бабочка. Она сначала сидит и сушит свои крылышки, а потом уже начинает летать. Вот такое превращение бабочки.
Гусеница Фифа: А теперь предлагаю вам самим превратиться в гусеничку-куколку. А помогут вам в этом ваши друзья.
Упражнение «Качели-куколки». Мы будем выполнять упражнение в парах. По очереди вы будете качаться в куколке, пользуясь поддержкой своего друга. Сначала ваш партнер превращается в куколку, закрывает глаза (ребенок садится в позу эмбриона, психолог показывает с помощью ребенка, а вы садитесь сзади него, поддерживаете за плечи и очень аккуратно его покачиваете. Выберите себе пару. Начинаем упражнение. Очень бережно покачивайте своего друга. Ваш друг полностью в ваших руках, вы сейчас отвечаете за его безопасность, за его комфорт, за его удовольствие. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов»).
Поделитесь впечатлениями, приятно было выполнять это упражнение, а может быть кому-то было страшновато?
Ребята, в дружбе очень важно поддерживать друг друга, ведь друзья на то и нужны, чтобы в любой ситуации, приятной или неприятной поддержать, помочь своему товарищу.
Гусеница Фифа: Вы немного почувствовали себя куколкой бабочки. Бабочки постепенно выходят из кокона. Помогите моим сестрам вытащить из кокона свое второе крылышко.
Игра «Геоконт». (На геоконте сконстуировано туловище бабочки и левое крыло). Дети, посмотрите на «Геоконт». Как вы думаете, сможет ли полететь такая бабочка? Это что у бабочки? (Туловище). Одно крылышко есть, симметрично отобразите второе крыло бабочки. (Дети конструируют правое крыло бабочки на «Геоконте»).
Психолог: Молодцы, у всех получилось.
Гусеница Фифа: А теперь предлагаю вам почувствовать себя бабочками.
Релаксация «Порхание бабочки». (Под музыку «Поющий лес»). Мы приляжем на полянку, отдохнем. Закройте глазки и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Они легки и грациозны.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он бабочка, что у него яркие красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья плавно и медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на пахучую серединку цветка. Вдохните его аромат. Глубоко вдохните и откройте глаза. (2 мин)
Гусеница: Я хочу подарить вам бабочку – символ красоты. Берегите красоту, замечайте ее, восхищайтесь ею. Вам пора отправляться дальше.
Слышится жужжание.
Психолог: Как вы думаете, ребята, к кому мы теперь в гости попали. Пожужжим и полетаем, как пчелки.
На интерактивной доске появляются изображения: улей, пчелы, мед.
С самых древних времен пчелок уважали и почитали. Как вы думаете, почему? Пчела - великая труженица. Питаются пчелы цветочной пыльцой и нектаром. А нам дают сладкий мед, который хранится в сотах. Живут эти насекомые в улье семьями. Самая главная пчела-матка (царица пчел, и рабочие пчелы, которые добывают мед. А еще у пчелок есть жало, через которое они выпускают яд. Таким образом, они защищаются от врагов. Но еще укусами пчел даже лечат людей. Пчелки все делают вместе: ищут еду и воду, вместе защищают свой дом от врагов, воспитывают подрастающее поколение.
Мы с вами превращаемся в пчелок. И будем строить соты.
Игра «Соты». Дети, вы должны из разобранных частей сот составить целую ячейку сот по цвету.
Пчелка: Молодцы, соты вы построили, предлагаю их наполнить сладким медом. Я дарю вам баночку меда. Отправляйтесь с ним домой и отведайте этот полезный вкусный подарок.
Психолог: Спасибо тебе, пчелка. Ребята, подойдите к волшебному тоннелю. Нам пора отправляться в детский сад.
Дети пролезают в тоннель.
Заключительная часть
Психолог: Вот мы и дома.
Ребята, понравилось вам наше путешествие?
Ребята, сегодня вы побывали в маленьком мире – мире насекомых. Как вы думаете, нужны ли нам насекомые? Какие правила нужно соблюдать, чтобы стать настоящим другом природы?
1. Не лови, и не убивай насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают ее.
2. Не разоряй муравейники. Муравьи – санитары леса.
3. Оберегай шмелей, бабочек, стрекоз.
4. Останови человека, который хочет поймать бабочку или раздавить гусеницу.
Ни к чему обижать
Бабочку на ветке.
Веселее в лесу
От ее расцветки.
Не пугайте жуков
С длинными усами.
И поверьте, что жуки
Вас не тронут сами!
Если вам по душе
Красота земная,
Берегите ее устали не зная!
(М. Пляцковский)
До свидания, ребята, а сладкий подарок вы отведаете в группе.