Марина Желиготова
Конспект занятия «Отражение времен года в творчестве А. Вивальди для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ интегрированного занятия в подготовительной группе
ТЕМА:
«ОТРАЖЕНИЕ ВРЕМЕН ГОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А. ВИВАЛЬДИ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
(интеграция областей «Музыка», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»)
Публикация «Конспект занятия „Отражение времен года в творчестве А, Вивальди для детей“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Цель занятия : Воспитывать музыкально – эстетический, вкус детей;
Продолжать накапливать опыт восприятия произведений мировой
музыкальной культуры разных эпох, формировать сокровищницу
впечатлений; Продолжать развивать художественно - эстетический вкус,
фантазию воображение, знакомить с понятиями соло, скрипка,
скрипичный оркестр, расширять общий кругозор детей при знакомстве с
музыкальными произведениями зарубежных композиторов.
Продолжать знакомить детей с музыкальными терминами – мажор,
минор.
Методические ресурсы:
картина К. Ф. Юона, портрет Антонио Вивальди, фотография с изображением скрипки, оркестра, карточки двух цветов красныйе и желтые, готовый фон для рисования, слайды весеннтих пейзажей «Мартовское солнце», компьютер, аудиозапись концерта А. Вивальди «Весна» (1часть, отрывок из симфонии №40 В. А. Моцарта, «Каприс» Паганини для скрипки.
Словарная работа: колорит, мажор, минор, соло, оркестр, фотокопия
Задачи:
Продолжать формировать целостный образ весны, созданного в произведениях живописи и музыки интегрированными средствами выразительности (цвет, колорит, тембр); умение передавать особенности весенней природы, творчески применяя нетрадиционные формы и раннее усвоенные способы изображения в рисовании;
расширять представления о признаках весны; совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины;
приобщать к словесному искусству; привлекая внимания детей к выразительным средствам (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); пополнить музыкально-литературный багаж детей песнями, рассказами, стихотворениями;
развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к поэтическому слову, восприимчивости к красоте природы, выраженной в произведениях искусства;
продолжать работу по воспитанию музыкальной культуры и культуры речевого общения.
Предварительная работа:
Наблюдение весенних явлений природы на участке детского сада,
чтение и заучивание стихотворений, загадок на тему «Весна», разучивание песени на тему
«Весна», рассматривание слайдов, репродукций картин: «Мартовское солнце» (К. Ф. Юона) Рассматривание сюжетных картин по теме «Весна», картин художников-
музыкальное произведение «Весна» Антонио Вивальди. Заучивание стихотворений о весне.
Слайд – 1
Дети заходят в зал, останавливаются вдоль боковой стены.
М. Р. Здравствуйте, ребята, какое сегодня замечательное зимнее утро, какой свежий и чистый воздух. Посмотрите, к нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте пожелаем им доброго утра и передадим им свое хорошее настроение.
Валеалогическая песенка – распевка «Доброе утро»
Доброе утро разводят руки в стороы
Улыбнись скорее улыбаются друг другу
И сегодня весь день выполняют приужинку
Будет веселее.
Мы погладим лобик гладят лобик
Носик и щечки гладят носик и щечки
Будем мы красивыми, наклоны головы вправо влево
Как в саду цветочки.
Разотрём ладошки движения по тексту
Сильнее-сильнее,
А теперь похлопаем
Смелее-смелее.
Ушки мы теперь потрем,
И здоровье сбережем
Улыбнемся снова
Будьте все здоровы! Разводят руки в сторону.
Муз. рук. - Ребята, вы любите чудеса? (ответы детей) Кажется, они уже начинаются. (Звучит сказочная музыка) Сегодня в наш детский сад пришла посылка, а в ней оказалась эта шкатулка. Я думаю, что она волшебная. Давайте посмотрим, что в ней лежит.
Воспитатель достаё т из шкатулки письмо: Да здесь письмо, интересно, от кого?
Читает:
Дорогие ребята!
Приглашаю вас на прогулку в лес и прошу помочь мне разбудить природу. Буду очень рада, если вы откликнитесь. Ой, ребята, кто бы это мог быть? Вы не знаете?
Дети: Нет!
М. Р. Что же нам делать? Как вы думаете, стоит ли нам принять приглашение?
Дети: Да!
М. Р. Тогда в путь! А приведет нас к загадочному автору письма «Музыкальная дорожка».
Муз. рук. : Дружно за руки возьмемся, по дорожке мы пройдемся. (идут по залу змейкой)
Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка. (выполняют хороводный шаг)
По дорожке мы пойдем и притопывать начнем. (идут дробным шагом)
Ровно держим спинку, прямо как тростинку!
А сейчас мы поспешим, на носочках побежим. (легкий бег на носочках)
А теперь легко, как мячик, мы поскоками поскачем (выполняют поскоки)
Вновь шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка (выполняют хороводный шаг)
А теперь дружно стой, мы уже пришли с тобой! (дети останавливаются, образуя полукруг.)
Муз. рук. : Оказывается нас пригласили в волшебный мир музыки, а сейчас все проходите и на стульчики садитесь. (садятся на стульчики)
Муз. рук: Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою! А. Плещеев
М. Р. Ребята, как вы думаете, о каком времени года идет речь? Вы знаете кто автор
этих прекрасных слов?
Дети: Это отрывок стихотворения о весне. Алексея Плещеева.
Слайд - 2 портрет А. Плещеева
М. Р. Правильно, в этом стихотворении говориться о весне. Вслушайтесь, какое нежное и ласковое слово – весна! Это время года несёт всем радость. Неслучайно поэты посвящают весне свои стихи, композиторы — музыку, а художники-картины. Ребята, кто из вас назовёт первый весенний месяц? А кто знает название всех месяцев весны? (дети называют) Давайте вспомним приметы весны. (дети их называют по порядку) Сегодня, ребята, у нас необычное занятие – сказочное. Мы войдем в особый волшебный мир музыки, Познакомимся с вами с итальянским композитором А. Вивальди и его творчеством, с русским художником К. Юоном и его произведением «Мартовское солнце».
Муз. рук: Весной природа так красива. Все вокруг оживает, на деревьях распускаются почки, затем наряжаются в белые пушистые одежды. Многие поэты, художники и композиторы создавали свой образ весны. Поэт Ф. И. Тютчев описывает ее так:
Слайд - 3 портрет Ф. И. Тютчева.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Ребенок продолжает
Бегут и будят сонный берег,
Бегут, и плещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Муз. рук. Подумайте и скажите, какое настроение передает поэт в своем стихотворении?
Ребенок: Поэт нам хочет рассказать о том, что сне еще не везде растаял, но появились первые проталинки и будят заснувшие во время зимы сонные берега, зажурчали первые весенние ручьи, проснулись реки, они радостно оповещают о приходе весны.
А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы спели песню.
М. Р. Сейчас мы споем песню, которая называется «Добрая весна» (кол. № 36/4)
Сначала мы распоемся. Кто мне скажет для чего, нужна распевка?
Дети: Для того, чтобы сберечь голосовые связки. Потому, что они очень хрупкие и нежные.
М. Р. Сядьте ровно, удобно, спины выпрямите, чтобы позвоночник хорошо выпрямился и импульсы проходящие по нервным волокнам помогали работе мозга.
М. р. Сейчас вы исполнили песню, как она называется, и какой у нее характер? Ма-жорная или минорная?
Дети: Мажорная.
М. р. Почему вы так думаете?
Дети : Потому, что она веселая, светлая, радостная.
М. Р. Молодцы! Не только поэты, но и художники создавали образ весны в своих
пейзажах. Очень любил весну художник Константин Федорович Юон.
(подходят к интерактивной доске)
Слайд – 4 портрет К. Юона
Давайте повторим, Константин Федорович Юон.
Обратите внимание на картину «Мартовское солнце»
Слайд – 5
Художник любовался еще не растаявшими сугробами и хрустящими под сапогами снегом, но в ярко-голубом небе, в прозрачном воздухе уже носится едва уловимое ощущение весеннего тепла.
М. Р. Опишите, что вы видите на картине? Что вас сразу удивило или привлекло ваше внимание?
Дети: Деревья, дома, мальчики на лошадях, собака, небо, снег.
Муз. рук. Ребята, а почему же картина называется «Мартовское солнце»? Ведь солнца-то самого художник не изобразил. Как мы можем догадаться, что светит солнце?
Дети: Все предметы отбрасывают тени. Снег не серый, не мрачный, он голубой, сиреневый, розоватый, яркий.
Муз. рук. Скажите, если бы небо художник изобразил серыми и белыми красками, мы бы смогли сказать, что наступила весна?
Дети: Нет. Небо бы было зимнее, пасмурное.
Муз. рук. Вспомните, когда изображается в картинах природа, как называется этот жанр картин? (пейзаж)
Муз. рук. : А если изображается город? (городской пейзаж). От картины веет весной.
М. Р. Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как они рассказывали нам о
красоте весны, какие краски использовали? Сочетания красок цвета, создающие
единство картины, называется колоритом. Он передает настроение художника.
Если основные цвета в картине – красные и желтые, колорит называется теплым,
если синие и зеленые - холодным.
М. Р. Какой колорит у картины К. Юона «Мартовское солнце»?
Дети: Холодный.
М. Р. Почему вы так думаете?
Дети: Вся картина написана в голубовато - серебристом цвете, серые, белые с фиолетовыми, оттенками зеленые сероватые и голубоватые тона преобладают в картине.
М. Р. Ребята, а кого мы называем композитором?
Дети: Композитор – это человек, который пишет музыку.
М. Р. : Верно, композитор создает различные картины как поэт, и как художник, но при помощи звуков, Звуки имеют свою окраску, которая называется тембром. Окраска может быть светлой и темной, как колорит картины – теплый и холодный. В Музыке яркая, светлая, радостная окраска звучания называется мажорной, а грустная, мрачная
минорной. Давайте повторим: что такое мажор и минор - радостная окраска звучания называется мажорной, грустная, мрачная минорной.
М. Р. :Сегодня я познакомлю вас с творчеством итальянского композитора Антонио Вивальди,
Слайд – 6 портрет А. Вивальди
который жил очень много лет назад. В детстве Антонио учился играть на скрипке у своего отца, когда же он стал взрослым, то стал путешествовать по многим странам исполняя музыку на скрипке. Антонио Вивальди был гениальным исполнителем и композитором. Им написано четыре концерта для скрипки с оркестром, которые называются «Времена года» концерты имеют названия: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Каждый концерт состоит из трех частей. А сейчас проходите и садитесь на стульчики.
А сейчас я предлагаю вам сесть удобнее, расслабиться, закрыть глаза и послушать из цикла времена года отрывок из первой части концерта А. Вивальди – «Зима». Внимательно вслушайтесь в музыку, какое настроение она передает, представьте себе картину весны, какую вы ее представляете себе, постарайтесь услышать какие инструменты в нем будут звучать?
Звучит фрагмент из концерта А. Вивальди «Весна»
М. Р. : Как вы думаете, каков характер услышанного вами произведения?
Дети: Сначала музыка веселая, радостная - похоже на пение птиц и журчание ручья.
Дети: Потом музыка становится грозной, она похожа на раскат грома, но потом возвращается веселая, праздничная музыка.
Му. Рук: Какую весеннюю картину нарисовала вам ваша фантазия?
Дети: Я представил себе зеленый луг, поле, где пасутся овечки, бегают зайчики, представил себе собачку, которая бегает вокруг, радостно поют птички, кружащие в небе, они радуются весне, теплу.
Муз рук. Звуки, каких инструментов вы услышали во время прослушивания произведения?
Дети: Скрипка, Альты, Виолончели, Контрабасы, флейта…
Слайды 7- 11
М. Р. Молодцы! В этой музыке слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся, словно волшебный весенний наряд природы. На этом фоне нежно, отрывисто поют скрипки. Музыка звучит мажорно. Эта музыка написана для оркестра и солирующей скрипки.
Слайды 12-13 оркестр, скрипка – соло.
М. Р. : Сейчас я хочу вам предложить сыграть в игру, но сначала мы с вами сделаем небольшую гимнастику. Давайте встанем.
Дети становятся в круг, музыкальный руководитель читает текст стихотворения, дети выполняют движения по тексту.
Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!"
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками
показывают лучи)
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными
движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)
М. Р. Игра, которую в которую мы сейчас будем играть, называется «Соло и оркестр»
Давайте вспомним, что такое соло и что такое оркестр.
Дети: Соло – это когда исполняет один музыкант, а оркестр – это когда исполняют много
музыкантов.
М. Р. : Правильно. Сейчас мы послушаем отрывок музыкального произведения, если, по вашему мнению, играет один музыкант, то вы поднимаете карточку желтого цвета, а если много, то красного цвета.
Музыкально – дидактическая игра «СОЛО И ОРКЕСТР»
М. Р. Совершенно верно вы показали карточки. Вы правильно определили и соло, и оркестр, а теперь я предлагаю вам стать художниками.
М. Р. Ребята, сегодня мы продолжим рисовать пейзаж, который вы уже начали, пронаблюдав на прогулке красоты зимней природы, где вы заметили множество оттенков белого, серого, коричневого, серовато-коричневого, зеленовато-коричневого, черного и других цветов необычным способом с помощью стеориновой свечки. Хочу напомнить, что это техника называется фотокопия.
Сначала мы выполним пальчиковую гимнастику. На кончиках наших пальцев находятся
нервные окончания, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы,
активность головного мозга, положительно воздействует на состояние внутренних органов, улучшают память, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность, развивают координацию движений, силу и ловкость рук.
Всё понятно? Тогда давайте подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилела к нам вчера полосатая пчела, — машут кистями рук
А за нею шмелек — загибают указательный палец
И быстрый мотылек — загибают средний палец
Два жука и стрекоза — загибают безымянный палец
Как фонарики глаза — делают очки из пальцев на глазах
Пожужжали, полетали — машут кистями рук
От усталости упали прижимают руки к столу.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки –
«катаем машинку».)
М. р. : Ребята, вам понравилось наше занятие? Что больше всего вам запомнилось? С какими новыми словами познакомились.? Как называется произведение, которое вы прослушали, кто его написал?
Давайте унесем с собой это радостное настроение от встречи с зимой, и, чтобы его
сохранить, сделаем в группе выставку «К нам пришла весна» в картинах юных художников нашего детского сада