Анастасия Р.
Конспект занятия о приспособленности рыб к воде в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Закреплять знания детей о водной среде обитания; продолжать формировать представления о рыбах и их приспособленности к водной среде обитания.
2. Развивать внимание, память, мышление и связную речь детей.
3. Воспитывать любовь к живой природе.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Словарная работа: водная среда обитания, жабры, обтекаемая
Предварительная работа: проведение занятия «Так много разных рыб»; чтение рассказов об обитателях водной среды, стихотворений о рыбах, рассматривание иллюстраций с водными обитателями.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Индивидуальная работа: Ваня К., Ксюша Б. – продолжать формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный – конверт с письмом, презентация, указка.
Раздаточный – карточки с знакомыми детям рыбами по одной на каждого.
Ход занятия:
I. Вводная часть
- Сегодня утром кто-то оставил мне на шкафчике вот это письмо. Здесь написано, что оно для вас. Давайте е мы откроем это письмо от тайного гостя?
Открываю конверт и читаю письмо.
«На планете Земля в процессе своей жизни и развития, разные живые существа освоили несколько сред обитания и теперь они живут там, где им оказалось удобнее всего. Сегодня я хочу познакомить вас с водной средой обитания и главными его жителями – рыбами. Загляните в конверт и достаньте то, что вам поможет познакомиться с рыбами поближе.»
Достаю из конверта карточки.
- Ребята, так о чём же мы с вами сегодня будем говорить? Правильно, мы поговорим о водной среде обитания. Давайте повторим вместе «водная среда обитания». Молодцы.
- Каких водных обитателей вы знаете?
- Где вы видели водных обитателей?
- Молодцы! Мне было интересно вас послушать. Теперь давайте приступим к карточкам и посмотрим что же на них.
II. Основная часть
- Ксюша, что нарисовано на карточках? Правильно. На карточках нарисованы разные рыбы. Ребята, а каких рыб вы знаете? (Ответы детей)
- Сейчас я дам каждому из вас по карточке, а вы назовёте мне рыбку, нарисованную на ней.
- Миша, какая рыба нарисована у тебя на картинке? (Окунь) Как ты это понял?
- Диана, какая рыба нарисована у тебя на картинке? (Лещ) Как ты это поняла?
Спрашиваю всех детей.
- Ребята, а ведь рыбы все такие разные. Неправда ли? Но ведь есть у них и общее.
- Как вы думаете, что общего у всех этих рыб? (Ответы детей)
- Вы совершенно правы. Несмотря на то, что рыбы могут быть разными по размеру, отличаться глазами, головами, плавниками и многим другим, они всё равно остаются водными обитателями и причём самыми главными водными обитателями!
- Ребята, а как вы думаете, почему рыбы самые главные водные обитатели? Могут ли рыбы жить где-то кроме воды? Конечно же нет. Без воды эти рыбы быстро погибнут.
- Чем рыбы питаются? (Ответы детей)
- Положите карточки мне на стол и сейчас мы с вами немного разомнемся, превратившись в рыбок.
Рыбка плавает в водице,
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть.
(Хлопают в ладоши)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальцем)
Мы хотим тебя поймать.
(Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка спинку изогнула,
(Руки над головой, прогибаемся в спине)
Крошку хлебную взяла.
(Приседают)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(Снова «плывут».)
- А теперь давайте посмотрим на экран. Что тут изображен? Правильно. Это рыба.
Использую указку, чтобы показывать детям на части тела.
- Давайте мы с вами опишем её внешний вид.
- Какие части тела есть у рыбы? (Голова, тело, хвост и т. д.)
- Какие части тела помогают рыбе жить в воде? (Ответы детей)
- Чем рыба дышит? (Жабрами) Правильно. Рыба дышит с помощью жабр. Жабры помогают извлекать из воды, нужный для жизни любого живого существа кислород.
- Еще вы назвали хвост и плавники. Что они помогают рыбе делать в воде? (Ответы детей) Совершенно верно. Хвост и плавники помогают рыбе передвигаться в воде.
- Ещё рыбы использую свой хвост как руль. Ребята, а кто еще использует свой хвост как руль? (Бобёр)
- Ребята, а вы заметили какая интересная у всех рыб форма тела? На что она похожа? Какая она по форме? Такая форма тела называется «обтекаемая». Обтекаемая форма тела помогает рыбам передвигаться в воде быстрее. Давайте повторим это слово «обтекаемая».
- Помимо обтекаемой формы тела у рыбы подвижный скелет, который тоже помогает ей быть более ловкой в воде.
- Ребята, а я знаю одно интересное стихотворение с помощью которого можно проверить кто из вас самый внимательный. Хотите это узнать? Тогда слушайте.
Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех окуней.
Рыбак Евсей –
Четырех карасей.
А рыбак Михаил
Двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки?
(Ответы детей)
- Правильно! Девять рыб. Молодцы!
- Ребята, вот мы с вами уже говорили о том, что рыба дышит жабрами в своей родной водной среде. Что стало с рыбами из стихотворения? (Ответы детей) Верно. К сожалению без воды, рыбы погибнут. Как вы думаете, а правильно ли поступают рыбаки? (Ответы детей) Рыбу ловить можно, но немного.
- Ребята, а кто-нибудь слышал о загрязнении воды? Что вы слышали об этом?
- Посмотрите на экран. Вот так грустно выглядит загрязнённая вода. Такое состояние вредит всем жителям водной среды. Кто-то заболеет, кто-то поранится, а кто-то даже погибнет.
- Загрязнение вод считается экологическим преступлением и тот, кто будет загрязнять или засорять водную среду, понесет за это ответственность.
III. Заключительная часть
- Ребята, давайте теперь подведем итог, что мы знаем о водной среде обитания?
- Кто обитает в воде?
- Расскажите, с помощью чего рыбы приспособились к водной среде обитания?
- Ваня, чем помогает рыбе обтекаемая форма тела?
- Что станет с рыбой, если её достать из воды и оставить на суше?
- Почему рыба погибнет?
- От чего еще может погибнуть рыба, Ксюша?
- Что делают с людьми, которые засоряют воду?
- Молодцы, ребята! Вы все хорошо постарались, и теперь узнали о рыбах еще больше! Не забывайте, что мы должны заботиться о природе и всех живых существах. В следующий раз мы поговорим о другой среде обитания