Наталья Михайловна
Конспект занятия НОД «Танцы народов мира в формировании представлений дошкольников о культурных событиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Формировать у детей уважительное отношение к другим народам, их культуре и традициям.
2. Создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.
Задачи
Образовательные:
1. Дать элементарные представления о странах: Австрия, Франция, Испания, Китай.
2. Закреплять знания о родной стране.
3. Расширять представления об искусстве, знакомить детей с традициями и обычаями народов других стран мира.
4. Познакомить с понятием «балет». Показать фрагменты балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Публикация «Конспект занятия НОД „Танцы народов мира в формировании представлений дошкольников о культурных событиях“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Танец. Конспекты занятий на тему танца
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
5. Разучить с детьми элементы менуэта.
6. Закрепить знания о жанрах музыки.
Развивающие:
7. Совершенствовать умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
8. Развивать навыки танцевальных движений.
9. Развивать представления о танцевальных жанрах, умение различать вальс, менуэт, испанский танец, хоровод.
Воспитательные:
10. Воспитывать толерантность и интерес к людям разных национальностей, их культуре.
11. Воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.
12. Воспитывать интерес к танцевальному творчеству.
Предварительная работа: знакомство с понятием «танец», прослушивание танцевальных произведений, беседа о них, разучивание танцев.
Инвентарь и оборудование: глобус, фортепиано, компьютер, музыкальный центр, мультимедиа проектор, экран, презентация, приборы для чайной церемонии.
Ход НОД:
Дети входят в зал под музыку П. И. Чайковского. Садятся на стульчики.
М. Р: Здравствуйте, ребята! (Пропеть)
Дети: Здравствуйте! (Пропевают)
М. Р: Музыка – удивительная страна, где живут много звуков и мелодий. Композитор Д. Кабалевский говорил о том, что музыка основывается на трех жанрах. Каких жанрах, расскажите мне, пожалуйста?
Дети: Песня, танец, марш.
М. Р. : Правильно, давайте сейчас их вспомним.
Проводится дидактическая игра «Угадай жанр музыки».
М. Р: Сегодня наше занятие посвящено такому прекрасному жанру как танец. Кто из нас не любит танцы! Все любят! Нам нравятся танцы детские и молодёжные, современные бальные и эстрадные. Мы с удовольствием смотрим балет, а ведь это тоже танцы. С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера. Много веков назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол или оркестра. В старину без танца не обходился ни один бал. Помните, как Золушка на балу увлеклась танцами? Она даже забыла предупреждение доброй Феи.
Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени.
И сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по разным странам мира, но не просто так, а чтобы узнать, какие танцы у какого народа.
Наше путешествие мы назовем «Танцы народов мира».
Вот наша карта мира. (Показывает на экране). А это её уменьшенное изображение - волшебный глобус. (Показывает глобус). Он напоминает по форме нашу Землю, здесь обозначены все страны, которые есть на нашей планете. Предлагаю вам узнать, какие танцы танцуют люди в разных странах. Как вы думаете, на чем можно будет быстрее всего добраться до нужного континента?
Дети отвечают.
Конечно, мы полетим на самолете. Давайте произнесём волшебные слова: Глобус, глобус, завертись, путешествие, начнись!
Дети: Глобус, глобус, завертись, путешествие, начнись!
М. Р: Приготовили свои самолётики. Мы полетим в первую страну. Заводите моторчики. (Дети встают друг за другом, делают упражнение «моторчики», далее, «распрямляют» крылья и летят, как самолёты. При этом пролетая мимо гостей, гудят громко, отлетая, гудят тихо звук «У».)
Проводится игровое упражнение «Самолеты»
А прилетели мы с вами в Австрию, и нас в национальных костюмах встречают гостеприимные австрийцы. (дети садятся на стульчики)
(на экране изображение бала, где дамы в пышных платьях)
Самый известный танец Австрии- вальс. Изначально танец назывался лендлер, но в начале века он перекочевал из сел в города Австрии и Германии. Его стали танцевать на балах, и постепенно он превратился во всем известный и любимый вальс.
Вот уже целых два века живет и пользуется неизменной любовью этот увлекательный, вечно юный танец. Давайте его станцуем.
Дети исполняют вальс.
А нам пора отправляться дальше. Заводите моторы.
Проводится игровое упражнение «Самолеты»
Вот прилетели мы с вами во Францию, где нас встречают французы. (дети садятся на стульчики)
(на экране изображение французов и менуэта)
Один из самых известных французских танцев – менуэт. Ни один танец V- V вв. не был так популярен, как менуэт. То он поднимался на вершину танцевальной славы, то временно забывался, но никогда окончательно не вытеснялся другими танцами.
«Менуэт- это танец королей и король танцев» - так называли его.
Сейчас мы послушаем песню об этом танце. Она так и называется – «Песня менуэта».
«Песня менуэта» В. Никулин - слушание
А сейчас давайте встанем парами и поучимся исполнить некоторые движения этого танца. (Дети встают на танец.)
Дети разучивают шаги, поклоны, реверанс.
Ну что, ребята, пришло время прощаться с этой замечательной страной.
Проводится игровое упражнение «Самолеты»
Прилетели мы в солнечную, знойную Испанию, где нас встречают испанцы. (дети садятся на стульчики)
(на экране изображение испанцев, далее коррида, тореадор.)
В Испании есть традиционное зрелище боя быков, которое называется коррида, что обозначает «бежать». Это опасный спорт, грациозное искусство, сравнимое с балетом, и воплощение многовековых традиций. Тореадор как бы вступает в схватку с опасным животным, маневрируя и ускользая от быка. В этом спорте зародился характер испанцев, который они стали воплощать и в своих танцах.
У этого народа очень много ярких национальных танцев: это фламенко, болеро, пасадобль. Но мы с вами познакомимся с испанским танцем через балет П. И. Чайковского «Щелкунчик».
(на экране фото фрагмента из балета)
Балет - это спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство. Всё действие на сцене происходит без слов. Актёры передают сюжет с помощью танца.
Балет «Щелкунчик» написан по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». В ней все события происходят в новогоднюю ночь, в доме девочки Мари, а после праздника ей снится волшебный сон об удивительных приключениях: новогодний праздник, сражение Щелкунчика с мышиным королем, встреча с прекрасным принцем, а затем посещение сказочного города под названием Конфетенбург.
Представьте, что мы с вами оказались перед воротами города Конфетенбурга. И для всеми любимого нами шоколада П. И. Чайковский сочинил «Испанский танец», потому что тогда считалось, что самый лучший шоколад нам привозят из Испании. И сейчас мы посмотрим, как танцуют испанский танец в балете «Щелкунчик».
Видеофрагмент балета «Щелкунчик» - «Испанский танец»
Замечательно. Но нам пора лететь дальше. Заводите моторчики. (Дети встают друг за другом, делают упражнение «моторчики», далее, «распрямляют» крылья и летят, как самолёты. При этом пролетая мимо гостей, гудят громко, отлетая, гудят тихо звук «У».)
Проводится игровое упражнение «Самолеты»
И прилетели мы с вами в Китай. (Дети садятся на стульчики)
(на экране появляется изображение китайского танца.)
В Китае тоже немало народных танцев, но мы опять обратимся к балету «Щелкунчик». Ведь всех, кто попадает в Конфетенбург угощают всякими сладостями с чаем. А чай в нашу страну был давным - давно завезен из Китая. Поэтому в балете есть «Китайский танец», который по-другому называется «Танец чая». (Звучит китайская музыка выходит китаянка)
Китаянка: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Китаянка: Или как говорят у нас в Китае «Ни хао». Меня зовут Ниу, я живу в Китае и хочу вас сегодня познакомить с нашей традицией – церемонией чаепития. (Подходит к столу с приборами)
- Чайная церемония (Гун Фу Ча) издревле была больше, чем просто приготовление и употребление чая. Само значение слова на китайском языке говорит о том, что это высокое искусство, своего рода ритуал для всех участников. Китайцы предпочитают чай в любое время года, ведь если нужно, он согреет, а если жарко, поможет утолить жажду. Быстрый темп современной жизни приучил нас к чаю, который заваривается в пакетиках и пьется быстро. Это не правильно. Чай нужно готовить и пить не спеша.
Около трех тысяч лет тому назад, люди открыли для себя пользу, получаемую от использования чайного куста. В самом начале употреблялись не только листья, но и ветки кустарников, которые бросали в кипящую воду, чтобы добиться лечебного эффекта. На вкус, питье было очень неприятным и сильно горчило. Листья также ели с обычной едой по причине того, что тогдашние сорта растения не подходили для заваривания и наслаждения вкусом напитка. А вот позднее, когда были выведены более привычные для нас виды растений, и зародилась история приготовления напитка.
Как приготовить вкусный чай? (С этого места всё показывать)
- В первую очередь нужно запомнить, что чайную церемонию должен проводить взрослый человек! Берём необходимую посуду и атрибуты (Глиняный, стеклянный чайник, чашки, тарелку для слива воды, щипцы, пиалку с заваркой, чайник с горячей водой).
Чтобы насладиться ароматом чайных листьев (цветков, мы должны его понюхать. (пройти по гостям и детям). Чтобы чай смог раскрыть все свои вкусовые ноты, мы должны заваривать его в горячей посуде. Для этого мы обдадим всю посуду горячей водой. (Обливает, сливает). Теперь, когда заварник и чашки готовы, мы засыпаем наши чайные листья (цветки) в заварник и заливаем их кипятком. Пока цветок раскрывает свои лепестки, хочу вам рассказать, что чай в Китае был не всегда общедоступным, в старину его пили только богатые люди. Примерной датой его распространения среди обычного населения Китая считают I век до н. э., времена правления династии Хань. Примерно тогда же, китайцы научились сушить чайные листья и перемалывать их. Полученный порошок заваривали в кипятке. Чтобы разнообразить вкус напитка, к нему начали добавлять цитрусы и имбирь. (Переливает чай из заварника в чайник, а из чайника по чашкам). Популярность чая привела к зарождению искусства его приготовления, люди стали сочинять о нем песни и изображать на рисунках.
Первый, слегка заваренный, чай пить не принято, мы его сливаем. (Выливает из всех ёмкостей всё в тарелку для слива воды). Теперь снова наполним заварник горячей водой, немного подождем, чтобы листья чайного цветка окончательно открылись и только потом переливаем в чайник. (Переливает). Теперь из чайника разольем чай по чашкам, насладимся его ароматом (проходит мимо детей с подносом, на котором чашки с чаем) и угостим наших гостей. А вы, ребята, попробуете наш чай в группе. Спасибо, что заглянули к нам в гости в Китай. До свидания!
М. Р: Ну, а мы продолжим наше путешествие. Заводите моторчики. (Дети встают друг за другом, делают упражнение «моторчики», далее, «распрямляют» крылья и летят, как самолёты. При этом пролетая мимо гостей, гудят громко, отлетая, гудят тихо звук «У».)
Проводится игровое упражнение «Самолеты»
Посмотрим, куда же мы прилетели? (Дети стоят, смотрят на экран)
(на экране картинка с березовой рощей)
Ребята, мы с вами вернулись домой, в Россию. Издавна на Руси танцевали: это были и быстрые, задорные плясовые, и русские народные лирические танцы, хороводные, парные, с различными предметами: с венками, с корзинками, с цветами, а также с платками. Многие из них мы с вами танцевали, и сейчас давайте поводим хоровод.
Дети водят хоровод. (дети садятся на стульчики)
Давайте с вами вспомним, где же мы успели побывать и с какими танцами познакомились?
(дети называют)
Считаю, что наше путешествие было очень ярким, запоминающимся, правда, ребята?
(ответы детей)
Как-нибудь мы его обязательно повторим!
А сейчас давайте пройдём в группу, где попробуем наш китайский чай с русским угощением!
(Дети уходят в группу)