Каринэ Джарджуманова
Конспект открытого занятия «Роль педагога в формировании представления и приобщения к культуре, традициям народов Дагестана»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
«ДЕТСКИЙ САД № 49»
КОНСПЕКТ ГОРОДСКОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:
«РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ, ТРАДИЦИЯМ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА»
(МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ)
1 СТАРШАЯ ГРУППА
ВОСПИТАТЕЛЬ: ХАЛИЛОВА Д. А.
МУЗ. РУКОВОДИТЕЛЬ: ДЖАРДЖУМАНОВА К. А.
МАХАЧКАЛА 2017г.
Публикация «Конспект открытого занятия „Роль педагога в формировании представления и приобщения к культуре, традициям народов Дагестана“» размещена в разделах
- Дагестан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Воспитывать чувство гордости за свою республику, доброжелательные отношения к сверстникам, взрослым.
2. Продолжать ознакамливать детей с культурно-трудовыми традициями и обычаями народов Дагестана.
3. Помочь детям почувствовать духовную жизнь дагестанского народа.
4. Формировать у детей такие понятия, как честь, совесть, терпение, согласие, добропорядочность.
5. Развивать внимание, память, мышление, речь.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:
1. Стулья полукругом на всех детей.
2. Мяч.
3. Шкатулка с письмами.
4. Ткацкий станок, коврики для танца.
5. Люлька, куклы.
6. Оформление аула.
7. Оформление выставки декоративно-прикладного искусства.
8. Дагестанские костюмы на всех детей.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Чтение дагестанских народных сказок.
2. Загадывание и отгадывание загадок.
3. Чтение стихов.
4. Беседы о людях разных национальностей населяющих Дагестан.
5. Рассматривание иллюстраций, альбомов декоративно – прикладного
искусства.
6. Разучивание песен дагестанских композиторов и народных танцев.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети входят в музыкальный зал под спокойную мелодию, выстраиваются, здороваются с гостями : «Ассалам – аллейкум»
Воспитатель: Ребята, в прошлом году мы свами познакомились с республикой Дагестан, с её символикой, расположением, достопримечательностями.
Сегодня мы будем говорить о культуре и традициях народов Дагестана. Давайте послушаем стихи о нашем прекрасном крае.
1реб. Оглянись, ты видишь горы,
А в дали сверкает море
Это – Дагестан.
Здесь кумыки есть и лакцы
И лезгины и аварцы
Все живут одной семьёй.
Любим мы свой край родной.
2реб. Вот он лежит мой край!
Смотри каким он стал
Друг, непременно приезжай
В цветущий Дагестан.
3реб. Мой Дагестан неописуем
Как ты прекрасен, словно Рай!
О, Дагестан, ты словно сказка
Чудесный, горный, милый край.
Исполняется песня «Дагестан – это ты…»
/дети садятся/
Воспитатель: Настал новый день. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.
Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Дети, я дарю вам свою улыбку. Поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощютите тепло и свет, радость и счастье
Воспитатель. Ребята, давайте с вами поиграем. Я буду бросать вам мяч, а вы должны ответить на вопросы.
«Игра с мячом».
1. Как тебя зовут?
2. Кто ты по национальности?
3. Где ты живёшь? (в селе или в городе?0
4. В каком городе ты живёшь?
5. Как называется республика в которой мы живём?
Ответы детей.
Воспитатель. Да, правильно, вы отгадали. Мы живём в республике Дагестан.
Дагестан богат своей культурой, традициями, адатами, разными народностями, которые говорят на разных языках. Чтобы поближе познакомить нас с культурой, традициями, обычаями народов Дагестана в столице ежегодно проводятся праздничные Майданы; где каждые народности показывают свои промыслы и угощают людей своими традиционными блюдами, звучит много музыки. Весь Дагестан как на ладони.
Воспитатель. Мы горды тем, что родились и выросли в прекрасном краю, многонациональном Дагестане.
- Народы Дагестана имеют удивительно богатую культуру, которая учит жить и трудиться, соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, воспитывает уважение и почитание старших.
Культура Дагестана – это искусство народных умельцев, одним из которых является изделия ручного ковроткачества.
/ на середину поставить станок, разложить коврики, альчики. /
Инсценируется песня «МАЛЕНЬКАЯ КОВРОВЩИЦА» М Гусейнова
Девочки и воспитатель исполняют «ТАНЕЦ С КОВРИКАМИ» на муз. М. Кажлаева «Азербайджанский танец».
Воспитатель. Продолжим наше знакомство с традициями Дагестана, но уже его духовном наследием.
Сказки, сказания, присказки, потешки, загадки, пословицы, поговорки слагали народы Дагестана веками. В них людская мудрость, в них любовь к детям, к своему краю, к его людям.
Ребята, давайте вспомним потешки, заклички, прибаутки, колыбельные песни, которые читали и пели вам ваши мамы и бабушки.
1реб. Лейся дождик по лесу-
Подарю тебе овцу!
Если хлынешь как река
Подарю тебе быка!
2реб. Кисонька-умница смотрит в окно
Сонная улица сыро, темно.
Кисонька – умница дай нам ответ:
Солнце сегодня проглянет иль нет?
Воспитатель. Девочки исполнят для вас колыбельную песню
«ЧТО Я СЫНУ ДАМ ПОИГРАТЬ». И. Гилиловой.
Воспитатель. Сейчас, ребята, я хочу удивить вас хитроумными загадками. Ими славятся народы горного Дагестана.
ЗАГАДКИ.
Не игла, да уколю,
Не огонь, да опалю! (авар.) Крапива.
Что за чудище ползёт,
Солнце красное крадёт? (лезг.) Туча.
Посмотрите синий пруд,
Гуси белые плывут (таб.) Облака.
Белый камушек катается,
А уронишь – разбивается (кум.) Яйцо.
Мост построит в высоту,
Сам же ходит по мосту (лакск.) Паук.
Воспитатель. У каждого дагестанского народа свои самобытные игры, переходящие из поколения в поколение.
Сейчас мы с вами поиграем в игру
«ПОДНИМИ ПЛАТОК» (Явлукъну гётер. Квербац /борх
Описание: игроки становятся в круг, в центр которого кладут головной платок. Звучит музыка «По горным дорогам» С. Агабабова. Мальчики скачут вокруг платка, с окончанием музыки хватают платок и приглашают девушку на танец под дагестанскую мелодию.
Воспитатель. Дагестанцы очень дружный гостеприимный народ. Дружба дагестанцев скрепляется добром, заботой, умением жить с соседом.
Проводится «ИНСЦЕНИРОВКА О ДРУЖБЕ И ГОСТЕПРИИМСТВЕ».
1реб. – Ассалам – аллейкум, сосед!
2реб. – Ассалам – аллейкум!
1реб. – Печка топится, сосед?
2реб. - Топится, сосед!
1реб. – Видно варится обед?
2реб. - Варится обед!
1реб. – Чую, хинкал варится?
2реб. – Как же, хинкал варится!
1реб. – Хинкал чем заправится?
2реб. – Чесноком заправиться!
Заходи, сосед, садись,
Хинкалом с мясом угостись.
Воспитатель (берёт сундук). Дети, у меня в руках волшебный сундучок. В нём необыкновенные письма. Эти письма прислали из горных районов Дагестана. Вам предстоит отгадать, из каких произведений данные отрывки. Кто достанет первое письмо выберем с помощью считалки:
Реб. На льду барашек танцевал
Барашек рожки потерял
Шёл мимо старый хитрый волк
Барашка он зубами щёлк. (авар.)
/ Выбранный ребёнок достаёт конверт, протягивает воспитателю /
Воспитатель. Это письмо пришло из горного селения Акуша от девочки по имени Патимат. Патимат спрашивает:
Реб. Рано утром серый волк
Повстречал козлёнка
И козлёнка серый волк
Спрашивает громко:
Отвечай мне, козлик серенький
Отвечай мне, козлик маленький,
Что у тебя на ножках?
Носочки пухов-в-в-вые.
Из какого это произведения?
Ответ: Н. Юсупов «Серый волк и три сереньких козлёнка».
Воспитатель. Следующего ребёнка выберем с помощью другой считалки
Ой-ра, ой-ра, Ой-ра-да
Не догнать нас никогда,
Мы быстрее козлика,
Верблюжонка, ослика. (лезг.)
/ ребёнок достаёт письмо из сундука и отдаёт воспитателю/
Воспитатель. Это письмо пришло из Ахтынского района. Пишет нам девочка по имени Фатима. Послушайте её задание.
Реб. Рано утром голубок
Прилетел на бугорок
Видит, чудо целое-
Маленькое, белое.
Из земли глядит росток
Просит он воды глоток;
Голубь, голубь, без воды
Пропадут твои труды.
Воспитатель. Из какого это произведения?
Ответ: Н. Юсупов «ГОЛУБЬ И ПШЕНИЧНОЕ ЗЕРНО».
(Следующий ребёнок выбирается с помощью считалки)
Считалка: Размотала я клубок,
Завязала узелок,
Завязала два узла,
Три ковра я соткала.
Красный, синий, голубой-
Выбирай себе любой!
Ребёнок достаёт следующий конверт из «Волшебного сундучка», протягивает его воспитателю.
Воспитатель. А это письмо пришло к нам из селения Гуниб. Пишет нам мальчик по имени Хабиб. Слушайте внимательно и постарайтесь угадать.
Реб. Однажды балхарец – гончар
Повёз на продажу товар
Ходил он с товаром повсюду,
Но люди не брали посуду,
Богатым – подай серебро-
К чему им из глины добро?
Купили бы бедные люди,
Но, что им держать в той посуде…
Воспитатель. Из какого это произведения?
Ответ: Р. Рашидов «Умный Балхарец»
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете произведения дагестанских писателей и устного народного творчества народов Дагестана.
-Дагестан страна гор. На склонах гор лепятся аулы. В каждом из них мерилом человеческого достоинства считались мужество и честь. Каждый аул Дагестана чем-нибудь да славен!
- Давайте пройдём к выставке и познакомимся с работами мастеров некоторых из них.
-Аул Балхар славится гончарным ремеслом.
Реб. Самые прекрасные кувшины
Делают из обычной глины,
Так же как прекрасный стих
Создают из слов простых.
/дети рассматривают изделия/
Воспитатель. Аул Кубачи славится искусной гравировкой по золоту, серебру.
Реб. Тайну кубачинского искусства
Не ищите в нитках серебра,
Носят тайну этого искусства
В сердце кубачинцы – мастера.
Воспитатель / демонстрирует изделия кукбачинских мастеров/
Посмотрите, какие прекрасные работы – браслеты, кинжалы, пояса, подносы…
Воспитатель /подводит к следующей экспозиции/
- А вот посмотрите представлены работы наших ковровщиц из селения Ахты, Хучни, Касумкента, города Дербент.
Ребёнок читает стихотоворение :
Ткацкие гребни ритмично звучат
Здесь разноцветные нити летят.
Весело ткут мастерицы ковры,
Руки умелы у них и ловки.
Ярким узором краски мерцают
И рассветает поверхность ковра:
Гроздь винограда, прутья кизила,
Тут листья «Чанги» и «Тапанча».
Воспитатель. Дагестанцы очень весёлый народ. Любят меткое слово, смех, юмор, но больше всего ценят дружбу. Дружба между народами – самое дорогое и великое богатство Дагестана. И мы должны дорожить этим богатством, если мы хотим мира и процветания нашего края.
Исполняется песня «ПРИЕЗЖАЙТЕ В ДАГЕСТАН» К. Касимова, обр. Р. Фаталиева
Воспитатель. Пусть тропинки и дорожки не заканчиваются,
Пусть улыбки, смех и юмор продолжаются!
Потому что радость и веселье с нами не прощаются
Люди добрые пусть на пути встречаются!
Рефлексия: О чём мы сегодня говорили на занятии?
Дети: Мы говорили о Дагестане, о культуре, о традициях, о гостеприимстве нашего народа. Узнали многое об аулах, сёлаг, где люди трудятся и тволрят разные чудеса.
Звучит композиция «ДАГЕСТАН» в исполнении Д. Гамзатовой.
Дети выходят из зала.
До новых встреч!