Надежда Симонова
Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности «Один дома» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Один дома»
Цель:
• Систематизация ранее приобретенных знаний – об огне, пожаре, опасных предметах.
Задачи:
• Образовательные : уточнять, углублять и систематизировать знания детей о пользе и вреде огня, учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи; в практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара: при пожаре звонить – 01;
• Развивающие: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, развивать мыслительные операции;
Публикация «Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности „Один дома“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
• Воспитательные: закрепить правила противопожарной безопасности: не брать и не играть со спичками и зажигалками; пожароопасными предметами, способствовать формированию у детей навыки сотрудничества: радоваться общему делу.
Оборудование и материал:
Столы, стулья, оборудование для показа презентации, аудиозаписи, карточки с номерами телефон экстренных служб «01», «02», «03», «04», карточки для игры «Подбери картинку» : карточка со знаками «Нельзя брать», «Обращайся аккуратно», «Предметы, которые хранятся в недоступном для детей месте»; отдельные разрезные карточки с изображением опасных предметов; 2 телефона, смайлики
Подготовительная работа:
• Беседа о пожароопасных предметах;
• Встреча с интересным человеком: пожарным;
• Чтение С. Маршака «Пожар», «Кошкин дом»;
• Разгадывание загадок о пожароопасных предметах;
• Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»;
• Игра «Эвакуация»
Ход занятия
Дети с воспитателем приветствуют гостей, рассаживаются за столы. Раздается звонок
Воспитатель: - Видно не все гости собрались, кто-то хочет связаться с нами по видеосвязи. Посмотрим!
Включает слайд и звукозапись
Запись на диктофоне: - Да, да, да это я зловредная старушка по кличке Шапокляк. Гостей пригласили, а про меня самую умную и красивую забыли, вот я вам сейчас всем покажу. Буду делать вам всякие пакости и задавать вопросы умные. (Поёт)
Пока еще растет малыш
И в школу он не ходит,
То взрослые его всегда, везде
С собой за руку водят.
За безопасностью следят:
Чтоб не было ушибов,
Чтоб не поранился ничем
И из окна не выпал.
Но повзрослел уже малыш
И вдруг один ты дома
Ты знаешь, как себя вести?
Тебе это знакомо?
Воспитатель: - Как- то некрасиво получилось с Шапокляк, но она права бывают ситуации, когда вы остаетесь, дома одни, вы должны знать, как вести себя, чтобы не случилось беды. Сегодня мы вспомним с вами о том, что не нужно делать, когда остаешься, дома один и какие предметы могут быть опасными. Для этого мы разделимся на две команды: 1-ая команда «ФАКЕЛ», 2-ая команда «ИСКРА». Итак, начнем нашу игру.
1 задание
РАЗМИНКА. Игра «Доскажи словечко». Сопровождение показом слайдов при правильном ответе…
Воспитатель: - Первое задание получает команда «ФАКЕЛ» вам нужно быстро и правильно ответить на 7 вопросов:
1. Дома острые ножи
Ты на полку … (ПОЛОЖИ)
2. Если ножницы достал
Убери, откуда (ВЗЯЛ)
3. Если дома появился сильный дым,
Набери по телефону (01)
4. Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил (УТЮГ)
5. Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье? (НАД ГАЗОМ)
6. Если хочешь ты гулять,
Вскачь не надо убегать,
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил… (ПРОВЕРЬ)
.
7. Упал на пол уголек,
Деревянный пол зажег;
Не смотри, не жди, не стой
А залей его… (ВОДОЙ)
Воспитатель: - Вы справились с заданием за это вы получаете СМАЙЛИК. Ну а у меня готовы вопросы для команды «ИСКРА» :
1. Если младшие сестренки
Зажигают дома спички,
Что должны вы предпринять?
Сразу спички (ОТОБРАТЬ)
2. Пальчик или гвоздик
В розетку не совать –
Электричество опасно.
Это каждый должен (ЗНАТЬ)
3. Дым увидел – не зевай и
Пожарных (ВЫЗЫВАЙ).
4. Не раскидывай иголки
Положи их все на (ПОЛКУ)
5. Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег (ТРАВУ)
6. Кто с огнем неосторожен,
У кого пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить… (С ОГНЕМ)
7. Раскалился если вдруг
Электрический утюг,
Что должны вы сделать детки?
Вынуть вилку из (РОЗЕТКИ)
Воспитатель: - Молодцы! Вы справились с заданием за это вы тоже получаете СМАЙЛИК.
2 задание
Воспитатель: Сейчас мы поговорим о тех предметах, которые несут опасность, когда неправильно с ними обращаешься или берешь без разрешения взрослых. Посмотрите, пожалуйста, на первую картинку (Воспитатель показывает слайд «РОЗЕТКА»). Задает вопросы:
- Дети, что это за устройство? (2-3 ответа детей)
- Как вы думаете, это устройство опасно или нет? (Ответы детей)
- За электрической розеткой спрятан электрический ток. Электрическая энергия – наш верный помощник. Это свет в твоем доме. Благодаря электричеству работают телевизор и компьютер, холодильник и стиральная машина. Устройство для подключения электроприборов к электрической сети.
- Какое правило мы должны соблюдать во время пользования электрической розеткой? (Ответы детей).
- Правильно НЕЛЬЗЯ вставлять в розетку гвоздики, пальчики и другие предметы.
- Полезный совет знает и сейчас нам прочтет Петя Васечкин
Ребенок: Гвоздики и пальчики
В розетку не вставлять.
Электричество опасно –
Это каждый должен знать.
- Согласны вы с советом Пети? Покажите по принципу барометра (Упражнение «Барометр» учувствуют все дети).
Воспитатель - Давайте посмотрим следующую картинку от Шапокляк… Показывает слайд («Спички», «Зажигалка»)
- Ответьте, что это за предметы? (Ответы детей).
- Скажите, какую пользу или вред приносят данные предметы (ответы детей).
- Правильно при помощи спичек или зажигалок можно согреться у костра, зажечь свет и приготовить еду, но также надо помнить, что основными причинами пожаров в быту являются: неосторожное обращение с огнем. Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.
- Внимание, полезный совет от Александрины Басаргиной:
Ребенок: Деревянные сестрички
В коробочке – это спички.
Вы запомните, друзья,
Спички детям брать нельзя.
Воспитатель: - Давайте, покажем, согласны вы с этим советом или нет (Упр. «Барометр»)
- В жизни случаются разные ситуации. Может произойти пожар не по вашей вине. Если начался пожар, а взрослых дома нет, как вы поступите? (Ответы детей).
Примерные ответы детей… (Немедленно позвонить в пожарную охрану по телефону 01. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком).
Воспитатель: - Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону `01` или попроси об этом соседей.
- При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре гибнут от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.
- Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь.
- Если возникает пожар в квартире, не следует открывать окна и двери, так как приток свежего воздуха усиливает пламя.
- Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.
- Вызывая пожарных, что нужно сообщить точный адрес, где произошел пожар. Сказать, кто звонит, назвать номер своего телефона.
- Для наших команд готово задание. Вы должны добежать до телефона, набрать номер пожарной охраны, сообщить точный адрес и назвать свои имя фамилию.
Команды выстраиваются, бегут по очереди до телефона (расстояние 3-4-м.) сообщают данные.
- С заданием команды справились, за что могут получить заслуженный СМАЙЛИК.
- Пока команды отдыхают давайте посмотрим что нам прислала Шапокляк.
Воспитатель показывает слайд («Электроприборы» электрическая плита, утюг, фен, микроволновая печь, холодильник, телевизор, компьютер, чайник, миксер).
- Назовите что это за предметы? (Ответы детей)
- Они наши помощники или враги?
- Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. - А у вас дома есть электроприборы? Назовите их. (Ответы детей).
- Пользуясь электроприборами необходимо соблюдать правила безопасности. Как вы думаете какие?
Примерные ответы детей:
- Обязательно выключать электроприборы из розетки после того как попользовался;
- Не оставлять включенными в розетку электроприборы если ребенок остается один.
- Электроприборы не любят контакта с водой…
Воспитатель: Ярослав Калинин то же приготовил для вас полезный совет: (читает)
Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил, проверь
- Согласны вы с советом Дениса? (Упражнение «Барометр» учувствуют все дети)
Воспитатель: - Опасности могут нас подстерегать не только из-за неправильного обращения с огнем, спичками, электроприборами. Сейчас мы поговорим о тех предметах, которыми:
- КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещается пользоваться без взрослых ( плиты: газовая, электрическая; электрические розетки, включенные электроприборы, строительные материалы - молотки, отвертки, плоскогубцы, сверла и дрели, гвозди, шурупы, болты).
- предметы, которыми НУЖНО УМЕТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ АККУРАТНО (столовые приборы – нож, вилка; швейные принадлежности – иглы, спицы, ножницы)
- предметы, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ХРАНИТСЯ В НЕДОСТУПНОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЕСТЕ (лекарства, спички, химические средства - стиральные порошки, средства для мытья посуды, свечи, зажигалки; косметические средства – крема, духи.)
3 задание
Воспитатель: - Сейчас мы немного поиграем игра «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ»
Ход игры. На столы, где сидят дети, раздаются картинки с изображением опасных предметов (игла, ножницы, спички, зажигалка, таблетки, утюг, плита, плойка, нож и т. д.). На другом столе (он стоит отдельно) лежат карточки-символы, на которых изображены знаки «НЕЛЬЗЯ БРАТЬ», «ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОСТОРОЖНО», «НЕДОСТУПНОЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЕСТО».
Дети, берут у себя на столе карточки с изображением опасных предметов и соотносят их с большой карточкой – символом.
- Наши команды очень старались, и я думаю, они заслуженно получают СМАЙЛИК.
4 задание КОНКУРС КАПИТАНОВ
Воспитатель: - Теперь мы знаем, что дома могут произойти разные ситуации. И чтобы ни произошло, мы можем всегда сообщить о случившимся в специальные службы. Сейчас будет испытание для капитанов команд. Я раздам вам карточки с номерами телефонов экстренных служб. Озвучиваю ситуацию, а вы поднимаете соответствующую карточку. По какому телефону надо позвонить в той или иной ситуации;
- Если дома появился сильный дым, набери по телефону … (01).
- Если вдруг в квартиру ломится чужой,
Говорит плохие, страшные слова,
Угрожает и стучится в дверь ногой,
Ты в полицию звони быстрей… (02)
- Куклы кашляют в постели –
Днем мороженое ели(03)
- Бом-Бом! Бом – бом!
Загорелся Кошкин дом (01)
- Если что внутри болит набери скорей (03)
- Если в окнах виден дым – позвоните (01)
Раздача СМАЙЛИКОВ.
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Но в жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Как вы думаете, как их называют? (Ответы детей)
Их называют преступниками, грабителями. Они могут ограбить квартиру, похитить человека. Давайте проверим, умеете ли вы себя вести с незнакомыми людьми?
А теперь я вас проверю
И игру для вас затею.
Я задам сейчас вопросы –
Отвечать на них не просто!
Если в дверь звонит звонок –
Посмотри сперва в … (ГЛАЗОК)
Кто пришел к тебе, узнай
Но чужим не… (ОТКРЫВАЙ,
Если нет глазка, тогда
«Кто там?» спрашивай (ВСЕГДА)
А не станут отвечать –
Дверь не вздумай (ОТКРЫВАТЬ)
Если в дверь начнут ломиться –
То звони скорей в (МИЛИЦИЮ).
Молодцы, вы справились. Теперь следующее задание.
5 задание
Воспитатель: - Следующее задание заключается в следующем. Вспомните и назовите названия сказок, в которых с героями произошли неприятности из-за того, что они открыли дверь чужому или ушли из дома без разрешения взрослых.
Ответы детей: «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Колобок».
Воспитатель: В заключении нашей игры, давайте проверим все ли вы поняли и запомнили. Сейчас вы озвучите ситуацию, и мы разберем, какое правило в этой ситуации нарушено.
Ребенок: Петя наш, в глазок не глядя,
Дверь открыл чужому дяде.
Стало в доме Пети голо,
Нет ботинок выйти в школу!
Воспитатель: - Варианты ответов:
• Надо всем открывать двери
• Нельзя открывать посторонним дверь
Ребенок: В доме шум, и гам, и крик:
- Срочно нужен мне парик!
Ах, плохие эти спички
Съел огонь мои косички!
Воспитатель: - Варианты ответов:
• Спички – детям не игрушка
• Давайте играть дружно со спичками
Ребенок: Вою я страшнее волка –
Сел случайно на иголку.
- Ох, прости же, братец Ваня,
Шить не буду на диване!
Воспитатель: - Варианты ответов:
• Разбрасывайте иголки после игры
• Швейные принадлежности должны хранится в швейной шкатулке. Не шить на диване
Ребенок: Ну, пойдем со мной, Серега,
Надарю игрушек много!
- Знаю, дядя, это – ложь,
Нас таким не проведешь.
Воспитатель: - Варианты ответов:
• Нельзя идти куда-либо с чужими людьми
• Я люблю гулять с незнакомыми людьми
Ребенок: Умудрилась наша Света
Съесть все мамины таблетки!
Чуть живой едва осталась,
Зато в «Скорой» накаталась.
Воспитатель: - Варианты ответов:
• Я люблю брать лекарства без разрешения
• Нельзя брать лекарства
Воспитатель: - Ну, вот снова видео звонок посмотрим кто на связи
-Прости нас Шапокляк за то, что мы не пригласили тебя в гости, но мы обязательно исправимся. Приходи к нам, мы будем тебе всегда рады.
Аудиозапись (голос Шапокляк) - Вы справились со всеми заданиями, молодцы. Конечно, я приду к вам, и принесу еще сложнее задание, (добрым голоском) – А что вам больше всего показалась сложным, а что интересным? (Ответы детей)
Всегда вы должны помнить об одном
Помни правила всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда.
И неприятность не пришла,
И где то вдруг тебя нашла.
И надо их не только знать,
А постоянно выполнять.
-А для победителей у меня есть подарок, Команде «Факел» и «Искра» торжественно отправляю награду. Примите. До скорой встречи.
Воспитатель: торжественно раздаёт цветные карандаши и раскраски на тему ОБЖ, прощаются с гостями.