Ирина Тимуш
Конспект занятия «Нейропсихологическая коррекция детей с СДВГ»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С СДВГ»
Цели:
1) снятие психического напряжения
2) оптимизация тонуса мышц
3) развитие произвольности и самоконтроля
4) развитие межполушарного взаимодействия
5) развитие двигательного контроля
6) развитие концентрации внимания
7) развитие навыков взаимодействия
Публикация «Конспект занятия „Нейропсихологическая коррекция детей с СДВГ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нейропсихологические игры и занятия
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
8) элиминация импульсивности и агрессии
Ход занятия:
Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня в гости к нам пришел Шалтай-Болтай. Шалтай-Болтай большой непоседа, он очень любит двигаться и выполнять разные упражнения. Давайте поиграем и покажем ему, что умеем делать мы.
Растяжка «Травинка на ветру»
(Детям предлагается изобразить всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох).
Психолог: «Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх)». Упражнение повторяется 3 раза.
Растяжка «Кошка»
(каждый ребенок должен встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони. На каждый шаг правой руки и левой ноги делать вдох, отводить голову назад, прогибать позвоночник вниз. На каждый шаг левой руки и правой ноги делать выдох, шипеть, опускать подбородок к груди, выгибать спину вверх. Упражнение повторяется 3 раза.)
Дыхательное упражнение
Исходное положение — сидя на полу. Выдох, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать. Каждый раз, открывая глаза, необходимо отмечать то, что видите. Замечайте все изгибы и формы, линии и углы.
Глазодвигательное упражнение
Исходное положение — сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям, сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка использую маленькую яркую игрушку. Ребенок следит за предметом, перемещаемым мной, а затем передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.
Психолог: ребята, а сейчас мы с вами поиграем с пальчиками
(упражнения выполняются для развития межполушарного взаимодействия)
упражнение «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
упражнение «Кулак—ребро—ладонь»
Ребенку показываю три положения руки на плоскости, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости, распрямленная ладонь на плоскости. Ребенок выполняет пробу вместе с психологом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении психолог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь», произносимыми вслух или про себя.
упражнение «Лягушка»
Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно (реципрокно) менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
Психолог: дети, давайте поиграем в игру Пчелки.
упражнение «Пчелка»
Все участники превращаются в пчелок, которые «летают» и громко жужжат. По сигналу психолога: «Ночь» — «пчелки» садятся и замирают. По моему сигналу: «День» — «пчелки» снова летают и громко «жужжат». Упражнение повторяется 6-8 раз.
упражнение «Рубка дров»
Исходное положение — стоя. Каждый ребенок должен представить себе, что он рубит дрова из нескольких чурок. Он должен пантомимически поставить чурку на пень, высоко над головой поднять топор и с силой опустить его на чурку. Всякий раз при опускании топора он должен громко выкрикнуть: «Ха!» Затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Упражнение выполняется для элиминации агрессии.
упражнение «Мельница»
Исходное положение — стоя. Ребенку предлагается делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, правой рукой и правой ногой, левой рукой и правой ногой, правой рукой и левой ногой. Дыхание произвольное. Упражнение выполняется для развития межполушарного взаимодействия.
Психолог: ребята, давайте представим с вами, что мы черепашки
упражнение «Черепаха»
Дети становятся на четвереньки. По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2—3 минуты по сигналу все дети останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз и выполняется для развития двигательного контроля.
Коммуникативное упражнение «Сиамские близнецы»
Дети встают как можно ближе друг к другу. Психолог лентой обматывает правую руку одного ребенка с левой рукой другого. Аналогично соединяются и ноги. Затем детям даются различные задания: пройти по залу, станцевать, нарисовать рисунок, собрать и разобрать пирамидку, проползти, лечь на пол, поднять ноги, руки. Выполняется для развития двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверстниками.
упражнение «Что исчезло?»
Перед каждым ребенком поочередно раскладываются 5-6 игрушек. Я прошу внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем игрушки закрываю ширмой и убираю один предмет. Задача ребенка — назвать исчезнувший предмет. Упражнение повторяется с каждой игрушкой поочередно и направлено на развитие концентрации внимания.
упражнение «Игра с водой»
Для каждого ребенка на пол ставятся 2 емкости: одна наполнена водой, другая пустая. При помощи губки ребенок переносит воду из емкости, наполненной водой, в пустую емкость. Упражнение выполняется для снятия психического напряжения.
релаксация «Кулачки»
Исходное положение — сидя на полу.
Психолог: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох — пауза, выдох — пауза!»
Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза и направлено на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Релаксация «Потянулись — сломались»
Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.
Психолог: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше. Отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше. А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол. Лежим расслабленно, безвольно, удобно. Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросьте его». Во время выполнения упражнения следует обратить внимание детей на два момента:
— показать разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае);
— когда дети лежат на полу, психолог обходит каждого из них и проверяет, полностью ли расслаблено его тело.
Психолог: Дорогие ребята, вы очень старались и замечательно выполняли все упражнения, Шалтаю-Болтаю очень понравилось как вы умеете не только играть и активно двигаться, но и отдыхать и расслабляться. До свидания и до новых встреч!