ирина воробьева
Консультация для родителей и воспитателей ДОУ «Если у вас ребенок с СДВГ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей и воспитателей ДОУ
«Если у Вас ребенок с СДВГ…»
Воробьева Ирина Евгеньевна,
воспитатель комбинированной
группы детей 6 – 7 лет
С 1 января 2014 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 № 1155 «Об учреждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Стандарт (ФГОС ДО) стал главным государственным документом, в котором на ближайшее обозримое будущее озвучены обязательные требования к дошкольному образованию и указаны принципы построения образовательно-воспитательной деятельности дошкольных учреждений. Одним из главных общих положений Стандарта (1.3) предусматривается при построении образовательного процесса в наших стандартных ДОУ обязательно учитывать «индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования …особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)…».
Публикация «Консультация для родителей и воспитателей ДОУ „Если у вас ребенок с СДВГ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Раньше эти категории детей с ОВЗ посещали специализированные детские сады или группы, в которых учились приспосабливаться к окружающему миру, интегрироваться в него. У кого-то это получалось лучше, у кого-то хуже, но все равно за каждым в последующей (школьной и далее) жизни следовало звание «он особенный», «он не как мы». Общество жалело и заботилось об «особенных», но не всегда было готово открыть передними на деле равные с обычными людьми возможности. На современном этапе развития общества отношение именно к детям с ОВЗ начинает радикально меняться, что выражается в формировании позиции полного равноправия на возможность получения достойного образования, доступности посещения и пребывания в ДОУ любого вида в комбинированных группах наряду с обычными детьми. Таким детям (ОВЗ) не нужно теперь через силу приспосабливаться (порой очень мучительно и болезненно) к обществу, теперь сам ближний социум (читай – педагоги и специалисты ДОУ, дети с нормой и их родители) учится быть рядом и вместе с ними, сотрудничать и помогать, понимать и принимать, а порой и перестраиваться, меняться самому. Этот процесс инклюзии детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, не легкий и не быстрый, но необходимый и необратимый. Находясь вместе и рядом в группах комбинированной направленности, дети с нормой психофизического здоровья смогут стать толерантными к окружающим, открытыми к общению и взаимодействию, а дети с ОВЗ более стойкими к различным жизненным испытаниям и ситуациям, смогут быстрее и успешнее найти свое место в обществе.
Чтобы грамотно разрабатывать, обеспечивать инклюзивный образовательный процесс и объективно оценивать его эффективность, педагогическому коллективу ДОУ, где организованы группы комбинированной направленности, необходимо быть компетентным в вопросах нарушений и особенностей психофизического развития детей с ОВЗ. Ведущую роль в этом играют специалисты ПМПК, на местах – психологи, логопеды, дефектологи, тифлопедагоги, сурдопедагоги, олигофренопедагоги, инструкторы по физподготовке и физреабилитации, обладающие знаниями возрастных особенностей психофизического развития детей и особенностей развития детей с теми или иными отклонениями (ОВЗ) и владеющие методами и приемами коррекционно-развивающего воздействия. Воспитатели ДОУ, часто оказывающиеся на втором после родителей месте по времени пребывания с ребенком,сначала могут испытывать затруднения при разработке тактики и стратегии ведения и работы с детьми с ОВЗ из-за недостатка знаний о специфических проявлениях и особенностях в их развитии. Особенно если эти проявления относятся к поведению и (или) к психическим процессам - памяти, вниманию, логике, которые встречаются у детей с такими видами нарушений как тяжелые формы ОНР (общее недоразвитие речи, ЗПР (задержка психического развития, РАС (расстройства аутистического спектра, ММД (минимальная мозговая дисфункция, или с[/b]СДВГ[/b] (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Наряду с детьми с ЗПР и ОНР именно с детьми с СДВГ чаще всего приходится работать воспитателям комбинированных групп в ДОУ с психоречевой коррекцией. Попадая в группу, дети с СДВГ приносят с собой значительный дискомфорт для окружающих. Они суетливы, непослушны, вездесущи и утомительны. Их крайне трудно собрать и сориентировать на «благое» дело, они умудряются создавать хаос и разрушение, держа в постоянном нервном тонусе воспитателей и создавая обстановку перманентной конфликтной ситуации. На первый взгляд создается впечатление о невоспитанности, педагогической запущенности, избалованности этих детей. Однако несколько позднее становится ясно, что все гораздо серьезнее.
Не случайно ВОЗ в Международной классификации болезней (МКБ) десятого пересмотра в 1994 г. определила СДВГ как особое состояние ЦНС, которое было внесено в классификацию под общим шифром F 90. Основная характеристика СДВГ – это наличие так называемой триады нарушений:
• двигательная расторможенность
• расстройство внимания
• импульсивность поведения.
Причем эти нарушения проявляются ярко в дошкольном возрасте (до семи лет) и неизменно сохраняются как минимум в течение 6 месяцев. Симптомы СДВГ с взрослением могут изменяться, сохраняться на протяжении многих лет. В отдельных случаях формируется пожизненный тип СДВГ – резидуальный (остаточный, сохранившийся). К такому типу относятся взрослые люди, склонные к излишней суетливости, многоречию, вспыльчивые и конфликтные. Мальчики в четыре раза чаще получают диагноз СДВГ и звание «трудный ребенок», нежели девочки.
СДВГ как форма особого состояния ЦНС трудно и редко выявляется на стадиях раннего развития ребенка, поскольку на фоне внешнего физического благополучия синдром еще может не проявляться, а только формироваться под воздействием определенных факторов. Поскольку круг ближайшего общения у детей раннего возраста в основном ограничен родителями, бабушками, не обладающими, как правило, специальными познаниями, то некоторые первичные нарушения развития ЦНС остаются незамеченными, либо бывают отнесены к возрастным особенностям. Например, часто срыгивает – «много съел, а желудочек еще слабый», мраморность кожных покровов – «озяб, замерз, терморегуляция пока плохая». Конечно, если подобные проявления одноразовые, не системные, то они могут и не быть связаны с СДВГ. Однако если у ребенка часто прослеживаются эти и другие проявления, как то:
• беспокойство;
• долгий резкий беспричинный крик;
• избыточная двигательная активность;
• потливость, тахикардия, учащенное дыхание;
• повышенный мышечный тонус во время крика, тремор подбородка, ручек, спонтанный рефлекс Моро (раскидывание рук в стороны при крике и плаче у младенцев до 4 месяцев);
• нарушение сна;
• трудности с кормлением, желудочно-кишечные нарушения,
то при осмотре ребенка педиатр и невропатолог, скорее всего, поставят диагноз «энцефалопатия», что является исходной формой для развития в дальнейшем СДВГ. При недостаточном внимании и отсутствии должного коррекционного воздействия и лечения негативные нарушения ЦНС будут прогрессировать. Усугубляющим обстоятельством для таких детей становится начало посещения ДОУ. Нервная система ребенка не справляется с возрастающими психофизическими нагрузками, вызванными новыми требованиями и новой обстановкой, и у ребенка (от 3 до 7 лет) возникают следующие проявления:
• повышенная двигательная активность;
• часто вспышки сильного раздражения и агрессивность по отношению к окружающим;
• неаккуратность к своим и чужим вещам;
• чрезмерная деструктивная активность во время игровой деятельности, несоблюдение правил, что приводит к разрушению игры и конфликтам со сверстниками;
• он шумит, кричит, перебивает, спорит, плохо подчиняется требованиям, настаивает на своем, не воспринимая разумные доводы со стороны других детей, воспитателей и своих родителей;
• общая моторика развита слабо, ниже среднего уровня, нарушения координации, двигательная неловкость (про таких детей говорят «как слон в посудной лавке»);
• отставание развития и нарушения речи;
• во время бесед или занятий он с трудом дожидается (или не дожидается) своей очереди отвечать, при ответе торопится, глотает слова, отвечает невпопад.
Попадая в группу ДОУ, дети с СДВГ редко находят друзей, с окружающими у них складываются негативные взаимоотношения, что опять ведет к ухудшению их психофизического состояния. Получается замкнутый круг, выход из которого без специалистов – психологов, педагогов, медиков – практически не возможен.
Все вышеназванные нарушения не обязательно присущи только синдрому гиперактивности, некоторые присутствуют при похожих по симптоматике заболеваниях и состояниях: тревожных расстройствах, астеническом и церебростеническом синдромах, эпилепсии, заболеваниях щитовидной железы, психических расстройствах (олигофрения, аутизм, шизофрения и др.), а так же могут говорить об индивидуальных особенностях темперамента. Заключение о СДВГ может поставить только квалифицированный медицинский специалист, он же может и должен назначить курс лечения, направленного на укрепление и стабилизацию ЦНС. Однако, рассматривая проявления и причины возникновения СДВГ, ясно, что медицинский подход не единственно достаточный, необходимо проведение длительной коррекционной психолого-педагогической работы, в т. ч. в условиях ДОУ.
Среди причин возникновения СДВГ специалисты выделяют несколько групп, к которым относятся:
• патологии беременности (токсикозы, анемия матери и гипоксия плода, хронические и соматические заболевания матери, токсические воздействия окружающей среды);
• патологии родов (преждевременные или поздние роды, слабая родовая деятельность, кесарево сечение);
• патологии периода новорожденности (асфиксия плода, недоношенность, гемолитическая болезнь);
• нарушения раннего развития (синдром повышенной нервной рефлекторной возбудимости, перинатальная энцефалопатия);
• негативные внутрисемейные социально-психологические факторы (частые семейные конфликты, алкоголизм родителей, противоположные подходы к воспитанию, длительная разлука с родителями).
Если у ребенка есть признаки СДВГ, то необходимо провести три этапа диагностики. Первый этап – субъективный, оценивающий виды и характер внешних проявлений. Он основан на наблюдениях за ребенком в домашних условиях родителями и в условиях детского сада воспитателем. Второй этап – психологический, основанный на обследовании ребенка психологом с помощью инструментальных методик (тестирование на развитие психических функций, работоспособности, эмоционально-волевой сферы). И третий этап, медицинский, проводит врач - невролог, назначая энцефалографическое исследование и делая заключение о физиологическом состоянии ЦНС ребенка. При постановке диагноза специалисты используют «правило двух шестерок». Что это значит? Это значит, что специалисты рассматривают проявления нарушений у ребенка по двум группам критериев, относящихся к Диагностическим критериям СДВГ по классификации DSM-IV (1994). К первой группе относятся характеристики нарушения внимания (9 пунктов, ко второй группе – характеристики проявлений гиперактивности и импульсивности (9 пунктов). В соответствии с этим правилом, у ребенка с СДВГ должно быть выявлено не менее шести характерных нарушений внимания и не менее шести характерных проявлений гиперактивности и импульсивности в течение не менее шести месяцев. В зависимости от сочетания характеристик выделяют три формы СДВГ:
• сочетанная форма – одинаковые проявления характеристик первой и второй групп (более половины всех случаев СДВГ);
• с преимущественным нарушением внимания (около трети случаев);
• с преимущественным нарушением поведения при сохраненном внимании (наименьшее число проявлений СДВГ).
Как сказано выше, решать вопросы лечения и коррекции СДВГ необходимо комплексно, в системе взаимодействия врачебной и психолого-педагогической помощи. Если квалифицированная медицинская помощь семьям детей с СДВГ – это прерогатива специалистов врачебной практики, то коррекцию гиперактивного поведения в ДОУ (при наличии в штате психолога и педагогов-специалистов) можно осуществлять по следующим направлениям:
1. Формирование и развитие навыков позитивного общения с взрослыми и со сверстниками через освоение умений и навыков просоциального взаимодействия с окружающими, правил поведения в общественных местах.
2. Физическая реабилитация и удовлетворение необходимой двигательной активности посредством продуманной сбалансированной физической нагрузки (подвижные игры, физические упражнения, танцетерапия и т. д., развития телесных ощущений, координации и согласованности движений, обучение приемам произвольного расслабления дыхательной и скелетной мускулатуры;
3. Коррекция негативных проявлений и эмоций, в т. ч. агрессивного поведения, посредством обучения выражения своего гнева с помощью предметов и средств (куклотерапия, изотерапия, психогимнастики, коммуникативных игр;
4. Формирование и развитие навыков самоконтроля и саморегуляции своего поведения, эмоционального состояния через обучение приемам релаксации, развитие произвольного сосредоточения над конкретной деятельностью, произвольного управления своим поведением.
5. Коррекция недоразвития психических функций – памяти и внимания посредством системы игр, дидактических упражнений, заданий, наблюдений и других форм организованной обучающей деятельности.
Выстраивая систему коррекционно-развивающей работы, необходимо помнить, что условиями ее успешности и результативности являются своевременность, последовательность осуществления всех этапов, системное взаимодействие всех специалистов ДОУ и долгосрочный характер этой работы.
Родители и воспитатель - это именно те взрослые люди, которые в силу сложившегося положения находятся рядом с гиперактивным ребенком практически постоянно. Им достается весь запас его бурной и необузданной энергии. И нужно иметь достаточно знаний и умений, терпения и самообладания, чтобы не опустится до «надзирательно-наказательно-ограничительных» мер, а стать по-настоящему полезными и незаменимыми направляющими партнерами во всех его начинаниях и достижениях. Чтобы найти контакт с ребенком, завоевать его доверие, необходимо выстраивать общение с ним, придерживаясь ряда правил. Вот некоторые из них:
1. Использовать максимально приветливое, доброжелательное обращение к ребенку, не допуская видимых признаков раздражения, гнева, непримиримости или других негативных реакций. Дети с СДВГ могут воспринимать это как «нелюбовь» взрослого и реагировать усилением негативных проявлений для привлечения большего внимания или для протеста.
2. В обращении к ребенку с СДВГ избегать приказных фраз, повелительного наклонения, частицы «не». Необходимо выстраивать фразы в сослагательном наклонении, использовать местоимение «мы». Например, не «Я кому сказала «Смотри на меня!», а «Я очень хотела бы, чтобы мы посмотрели друг на друга».
3. Нельзя при других детях обвинять ребенка, разрешать им присоединяться к обвинению (дети часто это делают, как бы подтверждая собственную невиновность или «правильность»). Также нельзя при гиперактивном ребенке хвалить других без высказывания одобрения и в его адрес.
4. Нецелесообразно делать постоянные замечания, ребенок перестает их слышать и реагировать на них. Замечание или требование нужно повторить трижды. Первый раз – доброжелательно, не приказным тоном. Если ребенок не реагирует, второй раз – более требовательно, сокращая количество обращенных слов. В третий раз – жестко и коротко, но без крика и раздражения. Если ребенок не реагирует, допустимо применить технику «выключения» или «переключения», лишая ребенка привлекательной деятельности на какое-то время либо переключая на другое дело.
5. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие большой концентрации внимания, ибо именно в таких делах ребенок начинает контролировать свое поведение и развивать произвольность.
6. Не лишайте ребенка тактильных контактов. Например, слегка одобрительно погладить по плечу, слегка обнять, погладить по голове (индивидуально, не всем детям нравится). Если взять за руку (на прогулке, то некоторые дети успокаиваются, а некоторые наоборот начинают выкручивать и вырывать руку, воспринимая это как наказание и ограничение свободы.
7. Все инструкции и рекомендации давать ребенку понятно и коротко, не более 2 или 3 составляющих. Длинные тирады дети не воспринимают и к концу объяснения уже забывают, что было в начале.
8. Если ребенок срывается и начинает капризничать (как правило, бурно, можно провести «шоковую терапию». Например, сфотографировать его на телефон со словами «Внимание, снимаю!», а потом показать ему (картина не из приятных) «Посмотри, ты себе нравишься?», удалив затем при ребенке фото со словами: «Мы это больше никому не покажем. И постарайся, что бы тебя такого больше никто не сфотографировал». Или можно самому сделать так же, как ребенок (без раздражения, необидно, с чувством юмора, давая ребенку возможность увидеть себя как бы со стороны или просто переключив его внимание.
9. Обогащать ребенка новыми познавательными впечатлениями, например, во время прогулок, экскурсий на природе, но избегать мест с большим количеством народа, с громкой музыкой, хаотичным передвижением. Это может переутомить ребенка и привести к срыву.
10. Во время нагрузки (занятия) делать перерывы в виде физкультминуток, гимнастик, пантомимы через 10 – 13 мин., так как нервная система у дошкольников с СДВГ быстро истощается и требует «перезагрузки».
11. Не торопить и не подгонять ребенка, если он не успевает с заданием. Пусть сделает потом, даже если нужно будет объяснить ему еще раз.
И последнее, самое главное - верьте в ребенка, развивайте его способности и положительные качества, хвалите его, радуйтесь его малейшим успехам, не зацикливайтесь на отдельных неудачах (ну не нарисовал петуха «как надо», так проживет и без этого, не опускайте руки, не теряйте веры в свои педагогические или родительские способности. Помните, что работа с любыми детьми требует терпения и времени.