Татьяна Кораблева
Конспект занятия на экологическую тему «Мой чистый город»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на экологическую тему с детьми старшего дошкольного возраста
«Мой чистый город»
Программные задачи:
помочь ребенку в овладении знаниями об окружающем мире;
обогащение экологических представлений детей : расширение понятия о взаимосвязи жизнедеятельности человека и существования природного и растительного мира;
Публикация «Конспект занятия на экологическую тему „Мой чистый город“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
развивать умения взаимодействовать с природными объектами без вреда для живых существ;
развитие умений познавательно-исследовательской деятельности: формирование познавательного интереса детей к улучшению экологического состояния окружающей среды; развитие умения высказывать предположения, эвристические суждения, выводы;
воспитывать чувство ответственности за состояние городской окружающей среды;
воспитание основ гуманно-ценностного отношения детей к природе: поддержка эмоциональной отзывчивости к объектам природы, поощрение добрых поступков детей по отношению к живым существам и побуждение их к самостоятельной помощи природе, бережного отношения к природе родного края;
формирование основ экологической культуры старших дошкольников
Подготовительная работа:
1. Экскурсии по родному городу : Кремлевский парк, березовая аллея, липовая аллея, огород, цветник, близлежащие улицы и природные объекты, Милава – парк.
2. Сбор природного материала: желуди, листья, луговые травы, их плоды и семена. Оформление гербария.
3. Труд на участке детского сада: осенняя уборка листьев, уборка урожая овощей на огороде.
4. Выставка овощей и фруктов.
5. Выставка поделок из природного материала.
6. Оформление альбома фотографий «Мы и природа», «Наш город».
7. Изготовление настольного панно «Улицы нашего города».
8. Дидактические игры экологического содержания : «Ботаническое лото», «Растения и животные нашего края», «Хорошо – плохо», «Третий лишний», «Разрешающие и запрещающие знаки».
9. Чтение литературных произведений на тему природы : Б. Житков «Вечер», «Как слон спас хозяина от тигра», М. Пришвин «Кот», Н. И. Сладков «Осень на пороге», «Под снегом», Г. Скребицкий «Пушок», «Белая шубка».
10. Участие в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц».
11. Составление детьми рассказов на тему «Лето в деревне», «Мое любимое животное», «Прогулка по Кремлевскому парку», «Памятник Тысячелетия России», «Мои любимые места родного города», «Птицы – наши друзья».
12. Опытно-экспериментальная работа на прогулке: опыт «Чистый – грязный снег, воздух».
Оборудование и материалы:
1. Физическая карта Российской Федерации
2. Два иллюстрированных плаката «Улица города» с элементами экологического состояния (на первом плакате – улица с посаженными зелеными деревьями, цветами, урнами для мусора, по дороге едут чистые автомобили, в голубом небе светит солнце и летают птицы; а на втором рисунке – эта же улица с деревьями без листьев, сломанные ветки кустарника, мусор на дорожке, из высокой трубы идут клубы черного дыма, по дороге едет дымящий автомобиль).
3. Результаты опыта для опыта «Чистый - грязный снег,воздух».
4. Бумага для рисования экологических знаков (могут быть круги из белого картона, фломастеры.
5. Макет города (дома, улицы, дороги, магазины, отдельно – макеты деревьев, цветы, клумбы.
6. Иллюстрации и открытки с изображением улиц и памятников Великого Новгорода.
7. Фонограмма с записью голосов птиц.
8. Значки «Юный эколог» (могут быть изготовлены на ленте из картонных кружочков, могут быть куплены в магазине.
Ход занятия:
1. Игровая мотивация «Приземление».
Детские стульчики расставлены углом, в форме космического корабля. Декоративные элементы ракеты.
- Воспитатель: «Дети, представьте, что мы с вами космонавты, мы летим на ракете уже давно и нам пора приземляться. Мы ищем возможность посадить ракету на более приспособленную для этого местность». У нас для этого есть карта. Показывает некоторые точки на карте: океан, горы, северный полюс.
- «Капитаны космического корабля, посмотрите внимательно карту России, где, по вашему мнению, мы можем приземлиться?»
- Дети – «капитаны» (3-4 ребенка) высказываются: «Сюда мы не можем сесть, это океан, там нет суши, корабль может затонуть. Показывают горы: это горные вершины, неровная местность, здесь мы тоже не сможем приземлиться. На северном полюсе – вечная мерзлота, там нет ни растений, ни животных, только снег и лед. Мы не сможем приземлиться на Северный полюс»
Воспитатель: «Какой город на карте России вам необходимо найти, что бы вернуться к своим родным и близким? Где вас ждут ваши родные?»
Дети: «Наш город – Великий Новгород»
2. Отмечаем город на карте. Дети находят его на карте и устанавливают метку – флажок.
Воспитатель: «Вы правильно выбрали маршрут, можете приземляться!»
Дети выходят из «ракеты». Звучит запись голосов птиц.
Воспитатель: «Где мы с вами теперь находимся?» «Как вы поняли, что мы находимся на земле?». (Фонограмма, голоса птиц). Дети встают в круг: «Мы слышим звонкое пение птиц: значит, это Земля!»
На столе, внутри круга, разложены иллюстрированные плакаты с изображением экологически чистого и загрязненного города.
Воспитатель: «Дети, посмотрите внимательно на изображения улиц города. На которой из них вы бы хотели жить, а на которой вам не нравится жить. Почему?»
3. Высказывания детей по сравнению двух улиц, «Чем похожи и чем отличаются?»
- «Сходство: на улице стоят дома, едут автомобили, растут деревья»
- «Различия: эта улица – чистая, уютная. Здесь есть магазин, красивый дом»
Воспитатель: «Что значит - уютная улица?»
Дети: «Здесь красиво, спокойно. На деревьях зеленые листья, на клумбе- яркие цветы. По дороге идет чистый и красивый автомобиль. На небе светит яркое солнце, небо голубое, по нему плывут белые облака, летают птицы». «Здесь хочется жить!».
Воспитатель спрашивает: «Как вы определили, что на этой улице чистый воздух? Как вы поняли, почему здесь не лежит мусор на тротуарах и чистые дорожки? (имеются урны для мусора).
Дети: «Здесь, видимо живут культурные образованные (хорошие) люди, они прибираются на улице и во дворе.»
Воспитатель: «А почему вы не хотели бы жить на этой улице?»
Высказывания и рассуждения детей: «По улице едет автомобиль, из его трубы идет черный дым». «Из высокой трубы валит черный дым и загрязняет воздух». «Наверное, здесь плохой и грязный воздух, таким воздухом вредно дышать, можно заболеть». «Мы не видим урн для мусора, поэтому на дорожках грязно». «Мы не видим на дереве листьев, а на земле нет зеленой травы».
- Почему грязным воздухом вредно дышать? (Грязный воздух попадает в легкие, и человек может заболеть).
4. Работа в центре экспериментирования. Результаты опыта. Воспитатель:
- Давайте вспомним, как мы определяли, чистый или грязный воздух на нашей улице?
Смотрим чистоту воды в ведерках. Она образовалась из растаявшего снега. Где мы набирали снег в 1-е ведерко? (в саду, под яблоней). Где мы набирали снег во 2-е ведерко? (близ дороги, по которой идет много машин). В котором ведерке вода чище, прозрачнее?
Дети отвечают: «В первом ведерке вода более чистая, прозрачная».
- Почему?
Дети отвечают: «В саду нет машин, нет дыма, поэтому и снег там чистый». Какая вода во 2-м ведерке? Дети: «Вода во 2-м ведерке грязная, на дне черный осадок, песок».
-Почему грязная получилась вода во 2-м ведерке?
Дети: «По дороге идет много машин, они выделяют выхлопные газы, поэтому снег у дороги черный, грязный».
Воспитатель: «Дети, как вы думаете, где воздух более чистый, а где загрязненный?»
Дети: «Воздух более чистый в саду, а у дороги загрязненный».
- Что помогает очищать воздух?
Дети: «Деревья очищают воздух»
Рассматриваем улицы на иллюстрированных картинах. Воспитатель: «Почему нет птиц на небе этой улицы?», «Почему не слышно их пения?»
Дети «Им нечем питаться и они не любят грязную воду и воздух». «Здесь сломаны все деревья, им негде строить гнезда и выводить птенцов»
Кустарник сломан». «Видимо здесь живут не культурные и необразованные люди. А может, они просто не успели прибраться». «Мы им поможем».
Воспитатель: «Дети, давайте расскажем им о своих улицах и дворах». Что у вас есть во дворе? Кто наводит порядок в вашем дворе? Что вам нравится возле вашего дома, а что не нравится».
5. Небольшие рассказы детей о своей улице, о дворе.
Воспитатель: «Дети, я вижу, что все вы очень любите свой город!»
- Как вы, дети, можете помочь взрослым сделать свой город еще чище, красивее?
Высказывания детей: «Надо любить свой город», «Не бросать мусор на улице», «Не ломать деревья и кустарники», «Не разорять гнезда птиц», «Помогать взрослым сажать цветы, кустарники, деревья. Ухаживать за ними.»
Воспитатель: «Я предлагаю вам украсить свой город цветами и деревьями, сделать его улицы более уютным. Расставить урны для мусора на нашем макете.»
6. Работа с макетом города. Дети расставляют «цветочные клумбы» у магазинов и домов. «Сажают деревья» (расставляют заранее заготовленные макеты деревьев и кустарников). Ставят «урны для мусора» (стаканчики, пробки или колпачки, ставят игрушку – машину, мусоровоз.
Воспитатель: «Дети, а что мы можем сделать, что бы у нас жили птицы и пели свои звонкие песни?»
Дети: «Мы можем вместе со взрослыми смастерить для птиц кормушки и подкармливать их зимой». «Мы можем не ломать деревья и кустарники, что бы птицам было место для обитания и строительства гнезд»
7. Работа в центре искусства и творчества. Изобразительная деятельность детей.
Воспитатель: «Ребята, вы хотите, что бы наш город стал еще чище и краше?»
- Да!
Воспитатель: «Тогда давайте изготовим экологические запрещающие знаки, что бы помнить самим и напоминать взрослым, чего нельзя делать в природе, как нельзя себя вести в городе и на природе»
Рисуют знаки на картонных кругах с помощью фломастеров. Каждый знак обводят красным кругом и делают перечеркивание» Знаки: «Нельзя бросать мусор на улице», «Нельзя разжигать огонь», «Нельзя ломать ветки деревьев», «Нельзя выбрасывать домашних животных на улицу», «Нельзя раззорять и разрушать птичьи гнезда», «Нельзя водить грязный автомобиль по улице грязный автомобиль», «Нельзя срывать цветы» и другие знаки. Эти знаки мы выставим на стенд в нашей раздевалке, что бы видели все - дети и взрослые.
Воспитатель: «Благодаря вашим стараниям наш город стал чистым и красивым. Нам хочется в нем жить, трудиться и веселиться с друзьями под чистым и прозрачным осенним дождиком». Звучит веселая музыка «Капельки дождя»
8. Награждения. «Вы много сегодня узнали об охране природы в городе, о правилах поведения в природе. Вы показали себя, как культурные, образованные дети. Вас сегодня мы награждаем значками «Юный эколог»