Марина Карпова
Конспект занятия «Наши капельки дружны, на планете всем нужны». Экологические эксперименты старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Наши капельки дружны, на планете всем нужны.
(Экологические эксперименты старших дошкольников)
Задачи
Уточнить знания у детей о местонахождении воды в природе и быту. Уточнить и закрепить знания о свойствах воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Вырабатывать умение определять температуру воды (холодная, теплая, горячая).
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
На примере воды показать, что вещество бывает в трех состояниях (твердом, жидком, газообразном). Дать элементарные представления о круговороте воды в природе. Закрепить умение изображать воду интегральным способом с использованием моделей «маленьких человечков». Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи в процессе экспериментирования с жидкостями. Развивать коммуникативные умения и навыки, желание оказывать помощь.
Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, любовь к родному городу.
Активизировать словарный запас: прозрачная, непрозрачная, течет, переливается, холодная, горячая, растворяет.
Оборудование:
3 сосуда различной формы, формочки для песка, ведерко, сухой песок, по 2 одинаковых стакана на каждого ребенка. Емкости с водой, молоком, ложечки, термометр для измерения температуры воды, термос с горячей водой, зеркало, коробка цветных карандашей на каждого ребенка, бумажные салфетки.
Предварительная работа:
Знакомство с маленькими человечками (твердыми, жидкими и газообразными) где они живут.
Дидактическая игра «Угадай, кто, где живет» Чтение рассказа Л. Н. толстого «Хотела галка пить». Чтение сказки «Путешествие капелек с воздухом», «Как росинка родилась». Развивающие игры: «Веселые пальчики», «Живая вода».
Изобразительная деятельность:
Портрет волшебной воды (дождь, снег, сосулька, «Веселая река», «Печальная, загрязненная река, иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Слушание:
Звуков воды, горных ручьев, фонтана, льющейся воды из крана на блюдце.
Ход занятия:
В: Давайте отгадаем загадку, чтобы узнать чему посвящается наше занятие.
Она и в озере, она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, шумит. (Вода)
Дети, когда вы рисуете воду, каким цветом вы ее изображаете (ответы).
Показывает глобус. Кто знает, что это такое?
Дети: Глобус-макет нашей планеты Земля.
В. : Какого цвета на глобусе больше?
Дети: синего
В. : Что принято обозначать на картах и на глобусе синем цветом?
Дети: Синий цвет- вода, моря, океаны нашей планеты.
В. : Если раскрутить глобус, что вы видите (ответы детей) Это потому, что этой краски на нем намного больше чем другой. А сегодня вы видели воду?
Дети: Видели, это жидкость, которая течет из крана. Это снег, лед. А еще мы видели воду в аквариуме, чайнике, чашке.
В. : Да, без воды жизнь представить сложно. Кому нужна вода (ответы детей)
1 ребенок Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане.
И водопроводном кране
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает.
2 ребенок Без меня вам не умыться
Не наесться, не напиться.
3 ребенок На плите у нас кипит
Паром чайника шипит
Растворяет сахар в чае
4 ребенок мы ее не замечали
Мы привыкли, что всегда
Наша спутница вода.
В. : обращает внимание на карту Новомосковска. Что вы видите (карту – это портрет нашего города) Как называется наш город. Есть ли на ней голубой цвет? Такой синей полоской - обозначают реки. Какая река берет начало в нашем городе? Откуда берет начало река Дон? Давайте найдем реку Дон.
Дети: В детском парке.
В. : показывает на карте, где берет начало река Дон. Включается аудиокассета (слышится спокойное журчание ручейка, Послушайте и определите что это за звуки (журчание ручейка) Какой ручеек (голубой, говорливый, журчащий, веселый, прозрачный, прохладный, бегущий, прозрачный) Что делает ручеек? (бежит, журчит, течет) Предлагает показать, как бежит ручеек. (Дети «превращаются» в ручеек и попадают в царство водяного)
В. : обращает внимание на картины. Где встречается вода в природе? (водопад, река, озеро, родничок, ручей, лужа). Выберете картинку, которая вам понравилась. Что на ней изображено? Любуются красотой.
В. : Дети мы попали в царство водяного. Он здесь самый главный, водой руководит. Решил он проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был.
Водяной Будешь тут недоверчивым, каждый так и норовит хоть капельку воды, да украсть. Это растения выпили, это - звери, это-люди в города и села взяли. (ведет подсчет на компьютере). Считает на пальцах до пяти: раз, два, три, четыре, пять, все не сходится опять. Выходит из своего дома под музыку, здоровается с «капельками». Вот еще капельки, сейчас я и их посчитаю, может быть тогда и найду всю свою воду.
В. : Давайте пригласим нашего друга в лабораторию. Дети помогут найти недостающую воду и расскажут, что они знают о воде. Дети надевают халаты. (Водяной удивляется).
Дети делают опыты с водой:
Опыт № 1.
2 сосуда разной формы нужно заполнить водой и спросить у детей какую форму приняла вода. (ответы). Вода приняла форму такого сосуда, в котором находиться вода-жидкость. Вывод: вода жидкость.
Водяной: Насыпает в формочки сухой песок, затем пересыпает его из формочки в ведро, а потом насыпает горкой на специальный поднос. Видите! Песок тоже меняет форму. Значит песок жидкость.
В. : А вы дети как думаете, песок жидкость? Попробуем доказать, что наш друг ошибается. (Но помните, что в споре следует соблюдать правило, не обижать своего друга.)
Опыт №2.
Опрокинем стакан с водой. Что происходит? (вода растекается). А что будет, если опрокинуть стакан с песком (песок ложится горкой). Так что, песок жидкость?
Дети: Нет, песок сыпучий.
В. : Вывод: значит вода и песок - разные вещества.
Дети: Вода жидкая, песок сыпучий, ложится горочкой, не растекается, если его разровнять, то он так и останется лежать, он сыпучий.
Теперь определим, какого она цвета
Водяной. Зачем определять. Я знаю все о воде, она белая.
В. : Дети, а как считаете вы?
Опыт №3.
2 стакана (в одном вода, в другом молоко).
Водяной, что налито в стаканах? А для чего вам вода и молоко нужны?
В: А сейчас все сам узнаешь. Дети и водяной опускают чайные ложки в стакан.
Дети: В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком нет.
Опыт №4.
Дети через стакан с водой рассматривают коробки цветных карандаши. Что вы заметили?
Дети: Вода цвет карандашей не сменила.
Вывод: вода прозрачная.
Опыт № 5.
В стакан с водой положить фруктовый порошок с запахом вишни и апельсина, понюхать.
Вывод: Вода не имеет запаха, но запах воды можно изменить. (стала пахнуть вишней и апельсином) Вода не имеет цвета, но может изменить цвет с помощью порошка растворив его (свойство- расворимость) .
Интегральные способы изображения воды:
(педагог показывает карточки с изображением человечков, дети изображают состояния воды)
«текучесть» - лежа на спине, тело расслаблено, глаза закрыты, волнообразные движения рук.
«водопад» - имитация движения воды текущей с гор.
«брызги» - быстрое движение пальчиками
«испаряющаяся вода» - поднять руки вверх и устремить к солнцу.
Водяной рассказывает детям историю:
Однажды я решил порисовать красками, налил воды в ракушку, достал бумагу и только устроился у окошка, смотрю, рыбки в футбол играют. Я все оставил и убежал. Играли мы целый день. Рисовать я начал только на следующий день. Смотрю, а воды в ракушке нет. Куда она исчезла?
Дети: она испарилась.
В. : Что значит испарилась? (ответы детей)
Верно, вода превратилась в пар – шапку невидимку. Пар – это мельчайшие капельки воды, которые невидимые невооруженным глазом.
Опыт № 8
Термос с горячей водой. Открыть крышку. Что видим? (пар) Подержать над горлышком термоса зеркальце (на нем капельки воды).
Вывод: пар – это мельчайшие капельки воды.
Если от воды идет пар, то какая вода (горячая) Можно ли ее трогать руками? Что можно сделать? (разбавить холодной водой, подождать, чтобы остыла) А какая вода в ваших стаканах? (холодная) Где еще встречается теплая вода? (в батареях отопления, в кране) Как можно измерить температуру воды? (потрогать)
В. :А теперь посмотрим, от чего зависит испарение воды?
Подведение итогов долгосрочного опыта:
За 2 недели до занятия были поставлены 3 стакана с одинаковым количеством воды: в шкаф, у батареи, закрыли крышкой. Изменилось количество воды в стаканах? Куда исчезла вода? В каком из стаканов вода испарилась больше? Почему? (теплое, холодное место) Почему в закрытом стакане вода почти не испарилась?
В. : Почему лужи летом высыхали быстрее, чем осенью?
Вывод: испарение воды зависит от разных условий, в том числе и от температуры места в котором находится.
Игра: «Капельки и тучки».
Водяной: Но по моим подсчетам все равно воды в моих водоемах не хватает!
В. : Не вся вода испаряется после дождя, часть ее уходит под землю, там течет ручейками, а как на поверхность пробьется – в родничок превращается, затем в ручеек, а из множества ручейков получаются реки.
Затем детям раздают рисунки с изображением ситуаций связанных с положительным и отрицательным отношением людей к водным ресурсам и предлагают нарисовать рядом изображенной капельке соответствующую поступкам людей мимику. А затем объяснить, почему они нарисовали так. Дети рассказывают водяному о путешествии капельки.
В. : Как в народе называют воду? (Матушкой, царицей) Поэтому нужно беречь воду.
Дети: Ручеек засох,
Родник иссяк,
А мы из крана – кап, кап, кап,
Милеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдет
Немного лет
И нет водицы - нет, нет, нет.
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Водяной: Как вы бережете мою воду? ( ответы детей: включают тонкую струю воды, хорошо закрывать кран, не засорять родники и ручейки, очищать их от мусора)
А закончим наше занятие пословицей : воду попросту не лей, дорожить водой умей.
Водяной: Я сегодня многому научился с вами. Теперь я спокоен за свою воду. Вы умеете бережно относиться к воде и так о ней много знаете!
В. : Дети сегодня, когда вы шли в детский сад, что вы видели на лужах? (лед) Что случилось с водой? (она замерзла) А вот об этом мы с вами поговорим на следующем занятии.