Оксана Федотова
«Огонь» — конспект познавательного занятия для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Способствовать развитию познавательных интересов : обобщить знания детей об истории огня и его применения в жизнедеятельности человека.
Закреплять знания детей об опасных ситуациях: причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре. Продолжать учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём. Развивать любознательность, память, логическое мышление, побуждать делать логические выводы. Формировать представление о поведении при угрозе пожара.
Публикация «„Огонь“ — конспект познавательного занятия для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
воспитывать интерес к исследованию и опытам.
Материал: два кусочка дерева, по два камешка на каждого ребёнка, мультимедиёная презентация «Огонь в истории человечества»
Предварительная работа:
• Беседы: «Кто такой первобытный человек», «Жизнь первобытного человека»
• Познавательное занятие «Огонь – друг или враг»
• Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Кому что нужно для работы»»,
• Чтение художественной литературы: Е. Пермяк «От костра до котла», Р. Подольный «Как человек огонь приручил», Николас Харрис «Первобытные люди»
• Отгадывание загадок по теме «Огонь»
Ход занятия:
Сегодня мы с вами поговорим о нём… На него можно смотреть без конца. Он бывает красивый, а бывает и страшный. Он бывает полезный, а бывает опасный. Бывает он другом и бывает врагом. Хотите узнать, что это и почему он бывает такой разный?
Тогда слушайте мои подсказки, и подумайте что общего между ними.
Попало наше тесто
В горячее место.
Попало – не пропало,
Румяной булкой стало
Какое это место
Куда попало тесто? (Печь)
Это тёмный-тёмный дом
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть как костёр. (Спички).
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает
Без зубов, а кусает. (Огонь).
Педагог: Правильно, сегодня мы с вами будем говорить об огне (слайд №1)
- Ребята, я вас приглашаю совершить вместе со мной увлекательное путешествие, которое поможет вам получить новые знания об огне, необходимые в жизни! И в этом нам поможет цветок - “Цветик-семицветик”. Помните волшебные слова:
“Лети, лети лепесток,
Через север, на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-нашему вели!”.
Вели оказаться нам в далеком прошлом!
(Воспитатель отрывает от цветка лепесток, закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя, открывают).
Воспитатель:
- И вот мы с вами оказались в далеком прошлом, садитесь за столы. В том далеком времени, когда люди жили в каменных пещерах, а вместо одежды укутывались в шкуры животных, огонь был необходим человеку, поэтому древние люди научились его добывать. Ребята, может кто-нибудь знает, как древним людям удалось добыть огонь?
Кто-то из людей заметил, что если сильно-сильно тереть одну сухую палочку о другую, палочка нагревается и тлеет. Древние люди накладывали сухую траву, веточки, на них ставили палочку и очень быстро крутили её между ладоней. Палочка нагревалась, трава загоралась (слайд № 7)
Педагог демонстрирует детям опыт по добыванию огня трением дерева о дерево. При этом отмечает, что этот способ очень трудный и долгий, ведь дерево лишь немного нагрелось от соприкосновения палочек друг о друга.
Также люди заметили, что когда обрабатывают один камень другим, появляются искры. Вот и стали люди высекать искры и зажигать костёр, когда им это было нужно (слайд № 8) Представьте себе, что мы вдруг стали с вами древними людьми. Давайте попробуем, действительно ли древний человек мог высекать камнями искры и зажигать от них костёр (педагог предлагает детям попробовать высечь огонь при ударе камня о камень) Только стучать надо аккуратно, чтобы не пораниться. (Дети пробуют стучать) Потрогайте камни, они стали тёплыми.
Оказывается не так-то легко высекать искры камешками, нужно долго тренироваться. Знания древних людей мы используем до сих пор. Например, в зажигалке (педагог показывает зажигалку и демонстрирует появление искры огня). Этот камень называется кремень.
Мы с вами потратили много сил, когда пытались добыть огонь, нужно немного отдохнуть.
Физминутка
Мы пошли в поход с друзьями, (дети идут по кругу
Чуть промокли и озябли. показывают, что замерзли)
Что бы ручки нам согреть
Надо нам костер разжечь.
Дружно мы возьмем лопатки,
Выкопаем в земле ямку, (дети показывают, как
И уложим веточки копают, укладывают веточки,
Чтоб согрелись деточки.
Дуем, дуем разжигаем, (дуют на костер)
Свои ручки согреваем. (держат руки над костром)
Мы согрелись у костра,
Потушить его пора.
Чтоб пожар здесь не случился
Мы зальем костер водицей. (выливают воду из ведра)
Потушили мы, ура!
Нам домой теперь пора.
Огонь верно служит человеку: согревает и кормит, так как с его помощью можно приготовить еду.
Но случается так, что иногда из верного друга, он превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает все на своем пути (Слайд 4). Возникает пожар! При пожаре могут сгореть вещи, квартира. Даже целый дом! В какой сказке так и случилось? Правильно, “Кошкин Дом”. Но самое страшное, что при пожаре могут погибнуть люди!
В наших домах много предметов, которые легко воспламеняются.
(Дидактическая игра “Горит - не горит”, воспитатель называет разные предметы, а дети отгадывают, какие легко горят, а какие нет).
Вывод после игры: горит практически все, кроме воды, поэтому огонь представляет большую опасность для жизни людей, животных и растений. Пожар - это не случайность, а результат неправильного поведения человека.
Сейчас мы с вами перенесемся с помощью нашего цветка в другое, сказочное время! Отрывают лепесток, говорят волшебные слова.
“Сказки любят все на свете. Любят взрослые и дети”.
Мы сейчас с вами тоже сочиним сказку, но не страшную, а пожаробезопасную.
Воспитатель:
- Жили были в лесу зверята, главным в лесу был медведь. Как мы его назовем? Михайло Потапыч. (Слайд 5)
- Строгий был медведь. Особенно внимательно Потапыч следил за пожарной безопасностью в лесу. Ведь если бы хоть один зверь нарушил правила. Мог бы сгореть весь лес! Где бы тогда стали звери жить? И задавал медведь всем зверятам вопросы, проверял их знания, теперь Михайло Потапыч хочет проверить и вас, ребята!
Игра с мячом. Воспитатель задает вопросы, бросает мяч детям:
- Можно играть со спичками?
- Костер в лесу разжигать?
- Траву сухую поджигать?
- Газ без взрослых зажигать?
- Электроприборы включать?
(Ответы детей)
- Молодцы! Правила надо всем соблюдать! (Садятся на ковер)
Но жила в самой чаще леса в избушке на курьих ножках. Кто? (Баба Яга)
Слайд 6
Ну никак не хотела она соблюдать правила пожарной безопасности. Уж сколько Потапыч предупреждал. Что добром это не кончится, но Яга ничего не слушала. Затопит, бывало, печь, а сама в гости к Лешему полетит в своей ступе. А печь без присмотра остается. Вот и дождалась беды. Летит домой и видит, что дым летит из окон и дверей!
- Как вы думаете, как это могло случиться? (Мог выпасть уголек, дом деревянный)
- Подлетела Баба Яга к избушке, хотела сама потушить пожар, но речка далеко, соседей рядом нет. Вспомнила про телефон. Но куда звонить? Кому? Тут то она пожалела, что не слушала Потапыча.
• По какому номеру надо было звонить? (01, пожарным)
• Что сказать? (Адрес, фамилию, что горит)
• Кто покажет? (Ответы детей)
- Молодцы! Если бы Яга все это знала и сделала, то пожарные бы приехали вовремя, потушили пожар!
- А сейчас мы возвращаемся в детский сад. Отрываем лепесток, говорим слова!
- Вот мы и вернулись из путешествия, чтобы закрепить то, что мы вспомнили и узнали, мы поиграем в игру.
Игра “Опасные предметы”
Дети шагают на месте, воспитатель называет предметы, если они опасны, дети хлопают в ладоши (показывает картинки) :
1. Свечка.
2. Зажигалка.
3. Телевизор.
4. Кубик.
5. Утюг.
6. Карандаш.
7. Компьютер.
8. Конструктор.
9. Краска.
10. Бензин.
Воспитатель:
Огонь – давний друг. Но об огне, как о друге мы нередко забываем. А ведь с его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит в повседневном быту и производстве. При помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом (слайд № 9). Без него сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолёты, ракеты помогает вырабатывать электроэнергию, печёт хлеб, лечит (слайд №10)
Да, теперь в наших домах много электрических приборов. Это - холодильники и светильники, утюги и обогреватели, пылесосы и электрические чайники, телевизоры, магнитофоны, компьютеры и др. (слайд № 11)
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня
Он надёжно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за что ему почёт,
Что ребятам греет ужин
Режет сталь и хлеб печёт.
- Мне очень приятно было путешествовать с вами, ну а Бабе Яге я предлагаю написать письмо с рисунками о правилах безопасности.
(Рисунки можно нарисовать после занятия, сделать выставку детских работ, обыграть).