Папки-передвижки

«Огонь» — конспект познавательного занятия для старших дошкольников

Оксана Федотова
«Огонь» — конспект познавательного занятия для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

Способствовать развитию познавательных интересов : обобщить знания детей об истории огня и его применения в жизнедеятельности человека.

Закреплять знания детей об опасных ситуациях: причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре. Продолжать учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём. Развивать любознательность, память, логическое мышление, побуждать делать логические выводы. Формировать представление о поведении при угрозе пожара.

Публикация «„Огонь“ — конспект познавательного занятия для старших дошкольников» размещена в разделах

воспитывать интерес к исследованию и опытам.

Материал: два кусочка дерева, по два камешка на каждого ребёнка, мультимедиёная презентация «Огонь в истории человечества»

Предварительная работа:

Беседы: «Кто такой первобытный человек», «Жизнь первобытного человека»

Познавательное занятие «Огонь – друг или враг»

Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Кому что нужно для работы»»,

Чтение художественной литературы: Е. Пермяк «От костра до котла», Р. Подольный «Как человек огонь приручил», Николас Харрис «Первобытные люди»

• Отгадывание загадок по теме «Огонь»

Ход занятия:

Сегодня мы с вами поговорим о нём… На него можно смотреть без конца. Он бывает красивый, а бывает и страшный. Он бывает полезный, а бывает опасный. Бывает он другом и бывает врагом. Хотите узнать, что это и почему он бывает такой разный?

Тогда слушайте мои подсказки, и подумайте что общего между ними.

Попало наше тесто

В горячее место.

Попало – не пропало,

Румяной булкой стало

Какое это место

Куда попало тесто? (Печь)

Это тёмный-тёмный дом

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть как костёр. (Спички).

Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лает

Без зубов, а кусает. (Огонь).

Педагог: Правильно, сегодня мы с вами будем говорить об огне (слайд №1)

- Ребята, я вас приглашаю совершить вместе со мной увлекательное путешествие, которое поможет вам получить новые знания об огне, необходимые в жизни! И в этом нам поможет цветок - “Цветик-семицветик”. Помните волшебные слова:

“Лети, лети лепесток,

Через север, на восток,

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-нашему вели!”.

Вели оказаться нам в далеком прошлом!

(Воспитатель отрывает от цветка лепесток, закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя, открывают).

Воспитатель:

- И вот мы с вами оказались в далеком прошлом, садитесь за столы. В том далеком времени, когда люди жили в каменных пещерах, а вместо одежды укутывались в шкуры животных, огонь был необходим человеку, поэтому древние люди научились его добывать. Ребята, может кто-нибудь знает, как древним людям удалось добыть огонь?

Кто-то из людей заметил, что если сильно-сильно тереть одну сухую палочку о другую, палочка нагревается и тлеет. Древние люди накладывали сухую траву, веточки, на них ставили палочку и очень быстро крутили её между ладоней. Палочка нагревалась, трава загоралась (слайд № 7)

Педагог демонстрирует детям опыт по добыванию огня трением дерева о дерево. При этом отмечает, что этот способ очень трудный и долгий, ведь дерево лишь немного нагрелось от соприкосновения палочек друг о друга.

Также люди заметили, что когда обрабатывают один камень другим, появляются искры. Вот и стали люди высекать искры и зажигать костёр, когда им это было нужно (слайд № 8) Представьте себе, что мы вдруг стали с вами древними людьми. Давайте попробуем, действительно ли древний человек мог высекать камнями искры и зажигать от них костёр (педагог предлагает детям попробовать высечь огонь при ударе камня о камень) Только стучать надо аккуратно, чтобы не пораниться. (Дети пробуют стучать) Потрогайте камни, они стали тёплыми.

Оказывается не так-то легко высекать искры камешками, нужно долго тренироваться. Знания древних людей мы используем до сих пор. Например, в зажигалке (педагог показывает зажигалку и демонстрирует появление искры огня). Этот камень называется кремень.

Мы с вами потратили много сил, когда пытались добыть огонь, нужно немного отдохнуть.

Физминутка

Мы пошли в поход с друзьями, (дети идут по кругу

Чуть промокли и озябли. показывают, что замерзли)

Что бы ручки нам согреть

Надо нам костер разжечь.

Дружно мы возьмем лопатки,

Выкопаем в земле ямку, (дети показывают, как

И уложим веточки копают, укладывают веточки,

Чтоб согрелись деточки.

Дуем, дуем разжигаем, (дуют на костер)

Свои ручки согреваем. (держат руки над костром)

Мы согрелись у костра,

Потушить его пора.

Чтоб пожар здесь не случился

Мы зальем костер водицей. (выливают воду из ведра)

Потушили мы, ура!

Нам домой теперь пора.

Огонь верно служит человеку: согревает и кормит, так как с его помощью можно приготовить еду.

Но случается так, что иногда из верного друга, он превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает все на своем пути (Слайд 4). Возникает пожар! При пожаре могут сгореть вещи, квартира. Даже целый дом! В какой сказке так и случилось? Правильно, “Кошкин Дом”. Но самое страшное, что при пожаре могут погибнуть люди!

В наших домах много предметов, которые легко воспламеняются.

(Дидактическая игра “Горит - не горит”, воспитатель называет разные предметы, а дети отгадывают, какие легко горят, а какие нет).

Вывод после игры: горит практически все, кроме воды, поэтому огонь представляет большую опасность для жизни людей, животных и растений. Пожар - это не случайность, а результат неправильного поведения человека.

Сейчас мы с вами перенесемся с помощью нашего цветка в другое, сказочное время! Отрывают лепесток, говорят волшебные слова.

“Сказки любят все на свете. Любят взрослые и дети”.

Мы сейчас с вами тоже сочиним сказку, но не страшную, а пожаробезопасную.

Воспитатель:

- Жили были в лесу зверята, главным в лесу был медведь. Как мы его назовем? Михайло Потапыч. (Слайд 5)

- Строгий был медведь. Особенно внимательно Потапыч следил за пожарной безопасностью в лесу. Ведь если бы хоть один зверь нарушил правила. Мог бы сгореть весь лес! Где бы тогда стали звери жить? И задавал медведь всем зверятам вопросы, проверял их знания, теперь Михайло Потапыч хочет проверить и вас, ребята!

Игра с мячом. Воспитатель задает вопросы, бросает мяч детям:

- Можно играть со спичками?

- Костер в лесу разжигать?

- Траву сухую поджигать?

- Газ без взрослых зажигать?

- Электроприборы включать?

(Ответы детей)

- Молодцы! Правила надо всем соблюдать! (Садятся на ковер)

Но жила в самой чаще леса в избушке на курьих ножках. Кто? (Баба Яга)

Слайд 6

Ну никак не хотела она соблюдать правила пожарной безопасности. Уж сколько Потапыч предупреждал. Что добром это не кончится, но Яга ничего не слушала. Затопит, бывало, печь, а сама в гости к Лешему полетит в своей ступе. А печь без присмотра остается. Вот и дождалась беды. Летит домой и видит, что дым летит из окон и дверей!

- Как вы думаете, как это могло случиться? (Мог выпасть уголек, дом деревянный)

- Подлетела Баба Яга к избушке, хотела сама потушить пожар, но речка далеко, соседей рядом нет. Вспомнила про телефон. Но куда звонить? Кому? Тут то она пожалела, что не слушала Потапыча.

• По какому номеру надо было звонить? (01, пожарным)

• Что сказать? (Адрес, фамилию, что горит)

• Кто покажет? (Ответы детей)

- Молодцы! Если бы Яга все это знала и сделала, то пожарные бы приехали вовремя, потушили пожар!

- А сейчас мы возвращаемся в детский сад. Отрываем лепесток, говорим слова!

- Вот мы и вернулись из путешествия, чтобы закрепить то, что мы вспомнили и узнали, мы поиграем в игру.

Игра “Опасные предметы”

Дети шагают на месте, воспитатель называет предметы, если они опасны, дети хлопают в ладоши (показывает картинки) :

1. Свечка.

2. Зажигалка.

3. Телевизор.

4. Кубик.

5. Утюг.

6. Карандаш.

7. Компьютер.

8. Конструктор.

9. Краска.

10. Бензин.

Воспитатель:

Огонь – давний друг. Но об огне, как о друге мы нередко забываем. А ведь с его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит в повседневном быту и производстве. При помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом (слайд № 9). Без него сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолёты, ракеты помогает вырабатывать электроэнергию, печёт хлеб, лечит (слайд №10)

Да, теперь в наших домах много электрических приборов. Это - холодильники и светильники, утюги и обогреватели, пылесосы и электрические чайники, телевизоры, магнитофоны, компьютеры и др. (слайд № 11)

Нам без доброго огня

Обойтись нельзя и дня

Он надёжно дружит с нами,

Гонит холод, гонит мрак,

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен

И за что ему почёт,

Что ребятам греет ужин

Режет сталь и хлеб печёт.

- Мне очень приятно было путешествовать с вами, ну а Бабе Яге я предлагаю написать письмо с рисунками о правилах безопасности.

(Рисунки можно нарисовать после занятия, сделать выставку детских работ, обыграть).

Публикации по теме:

Конспект НОД «Огонь друг или враг» для старших групп Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей. Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно.

Конспект ООД ОО «Познавательное развитие» Формирование основ безопасности поведения дошкольников «Огонь-друг, огонь-враг» Тема: «Огонь – друг, огонь - враг» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:• уточнить,.

Конспект занятия по ТРИЗ «Данетка» для старших дошкольников «Да-Нетка» Цель: Развивать умение всесторонне видеть характерные свойства предметов. Учить системному анализу в рассуждениях, поиске истины.

Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая»Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

Конспект занятия НОД «Огонь — друг и огонь — враг» Программные задачи: Дать детям представление о пользе огня (огонь даёт нам тепло, он необходим для приготовления еды, его используют в промышленности.

Конспект занятия «Огонь-друг, огонь-враг» Познакомить детей с историей появления огня в жизни человека; Сформировать представления детей о положительной роли огня в жизни человека;.

Сценарий познавательного досуга для старших дошкольников «Кузьминки»Сценарий познавательного досуга для старших дошкольников «Кузьминки» ель : Воспитывать любовь и уважение к национальным традициям русского народа. Обогащать знания и развивать представления дошкольников.

Сценарий спортивно-познавательного развлечения по ОБЖ «Огонь — мой друг, огонь — мой враг» Сценарий спортивно-познавательного развлечения для детей старшего дошкольного возраста по ОБЖ «Огонь-мой друг, огонь-мой враг» Задачи: знакомить.

Конспект занятия по ОБЖ «Огонь добрый, огонь злой» Тема: «Огонь добрый, огонь злой» Образовательная область: познание. Группа: Старшая Программное содержание: Уточнить представления детей.

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе «Огонь — друг, огонь — враг» П/с: Закрепить с детьми предназначение спичек в доме, разъяснить им опасность при попадании их в неумелые руки. Углубить и систематизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Огонь» — конспект познавательного занятия для старших дошкольников
Опубликовано: 13 марта 2016 в 08:35
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Огонь» — конспект познавательного занятия для старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Федотова (УИ 541380) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД