Оксана Мусаева
Конспект занятия «Живет в народе песня»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Живет в народе песня
Цель: способствовать приобщению детей к истокам русской народной культуры, знакомя с русскими народными песнями. Показать на примерах ценность фольклора для изучения народной жизни.
Задачи:
-Учить понимать смысл пословиц, воспитывать поэтический слух; расширять словарный запас, обогащать речь детей образными выражениями. -Учить сочинять загадки, объяснять смысловое значение и происхождение отдельных слов.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Дети стоят вокруг воспитателя. Садится тот, кто вспомнит пословицу о песне (см. приложение).
Темочки:
I. 1) Воспитатель начинает беседу о русской народной песне. Почему так называется?
Что еще сочинил народ?
Все это называется фольклор. Веками песни, сказки, поговорки, пословицы, былины, загадки, предания жили в народной памяти, переходя от родителей к детям. И только сравнительно недавно, лет 200 назад люди стали записывать песни, понимая, что в русских народных песнях заключена народная мудрость, по ним можно изучать жизнь, историю народа.
Далее воспитатель рассказывает о том, что песня сопровождает человека всю его жизнь, с рождения до смерти. Люди поют и в радости, и в горе, на работе, и во время отдыха. О чем же мы узнаем из песен?
- О том, как работали, как отдыхали. Что ели, как одевались. О том, как любили, страдали, растили детей, как воевали, побеждали. Очень много песен о красоте природы, о полях, реках, лесах, садах.
Из песен мы узнаем, о чем мечтали наши предки. В песнях высмеиваются и порицаются отрицательные черты людского характера (лень, трусость, жадность). Воспевается доброта, смелость, красота, трудолюбие.
Узнав много о песнях, вам будет интереснее их слушать, петь, разучивать на музыкальных занятиях.
2) В зависимости от того, когда, где и как поются песни, они делятся на. -O-
-колыбельные
-игровые, хороводные
-плясовые
-частушки
-солдатские
-свадебные, величальные
-календарные
Вместе с детьми воспитатель уточняет, почему колыбельные так называются. Предлагается детям спеть любимую.
Говоря о частушках, уточняем происхождение слов: частушка - коротушка - быстрая, ритмичная песенка. Раньше пели под балалайку, позже, под гармонь. Балалайка - от слова «болтать».
3) Детям предлагается набор определений. Нужно распределить их на 2 группы: к колыбельным песням и к частушкам
Дети ходят по группе, читают слова, раскладывают на определенные места.
Инсценировка русской народной песни «Тень-тень» (см. приложение). Дети одевают шапочки животных. Проводится 2-3 раза.
Загадки. Воспитатель, например, предлагает спеть несколько строк:
из песни, в которой поется о белоствольном дереве, стоящем во поле («Во поле березка стояла.»)
-о домашнем животном, которое дает нам молоко («Уж, как я ль свою коровушку люблю.»)
-о зимней обуви, удобной при морозе («Валенки»)
-о девушке, которая гуляла то ли в саду, то ли по огороду («Во саду ли, в огороде.»)
-о маленькой сладкой ягодке («Калинка-малинка»)
Дети, по желанию, загадывают воспитателю любую песню. Ответ надо обязательно пропеть.
II. Детям предлагается «расписать» платочки цветами. Рассматриваем узоры на платках, уточняем, как их носят. Говорим о том, что для разных песен подходят разные платки.
Детям предлагается гуашевые краски и бумага готовой формы. В конце, все платки рассматриваем, уточняем, какой подходит к веселой, какой к грустной песне.