Усанова Инна
Конспект занятия «В гости к русской народной сказке» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вызвать интерес детей к русским народным сказкам.
Задачи:
– Приобщать детей к народному творчеству.
– Формировать представления о добре и зле.
– Способствовать развитию мышления и познавательной активности.
– Развивать творческие способности.
– Развивать воображение, сообразительность.
– Активизировать словарный запас детей.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия „В гости к русской народной сказке“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам разных художников. Просматривание мультфильмов. Рисование, лепка любимых персонажей. Беседы по содержанию прочитанных сказок.
Дидактическое обеспечение:
– Мультимедийное оборудование.
– Атрибуты к заданиям, играм.
– Бумага разных цветов.
Ход занятия:
Вопросы детям:
– Ребята, а вы любите сказки?
(Ответ детей).
– Что такое сказка?
(Ответ детей).
– Сказка может нас чему- то научить?
(Ответ детей).
– Какие бывают сказки?
(Ответ детей).
Воспитатель. Правильно ребята, сказки бывают разные : весёлые, грустные, смешные, страшные.
Со сказками связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.
Сказки вдохновляют писателей, композиторов, художников. По сказкам ставят спектакли, кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки бывают народными и авторскими.
Сказка – это древнейший жанр устного народного творчества.
Сказка пришла к нам из глубокой древности.
– Ребята, а почему сказки называют народными?
(Ответ детей).
Воспитатель. Верно ребята, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда появилась сказка точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно.
– Ребята, а вы хотели бы отправиться в гости к русской народной сказке?
(Ответ детей).
Сказка открывает двери только добрым, отзывчивым, храбрым ребятам.
А чтобы отправиться в гости к сказке, нам надо произнести волшебное заклинание.
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть – не упасть,
То в страну весёлых сказок
Можно сразу же попасть. (Дети произносят слова).
Воспитатель. Вот мы и очутились в гостях у сказки. Воспитатель обращает внимание детей на стоящий ларец.
Ребята, здесь стоит какой- то ларец. Как вы думаете, что в нём?
Давайте откроем его и посмотрим, что в нём лежит.
(Воспитатель открывает ларец и достаёт письмо)
«Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас у себя в гостях. Чтобы вы не заблудились, я положила вам волшебный клубочек, который будет указывать вам дорожку. В добрый путь!
Ваша сказка.»
Воспитатель кидает клубок, клубок катится и останавливается около лесной корзинки. (Воспитатель обращает внимание детей на корзинку)
Ребята! В корзинке находятся сказочные вещи.
Они принадлежат героям русских народных сказок.
Давайте определим, кому принадлежат эти вещи.
кувшин с узким горлышком (Лиса и журавль);
зелёные яблочки (Гуси-лебеди);
золотое яйцо (Курочка Ряба);
перо (Сивка Бурка);
лягушка (Царевна-лягушка);
бобовое зернышко (Петушок и бобовое зернышко);
(На экране появляются по очереди иллюстрации к сказкам).
Воспитатель. Молодцы ребята, всё верно определили.
(Воспитатель кидает клубочек, клубок катиться и останавливается у речки).
Воспитатель. Ребята, у нас на пути появилась река, чтобы переплыть на другой берег реки, нам надо сделать лодочки с названием своих любимых сказок. (Дети с помощью техники оригами делают лодочки, называют свою любимую сказку и переплывают реку).
Воспитатель кидает клубочек, клубок останавливается на поляне.
Воспитатель. Ребята! Мы очутились на волшебной полянке, а на поляне зайчик сидит. Мы шуметь не будем, что бы зайчишку не спугнуть.
Давайте назовём сказки, в которых живёт зайчик.
– «Заюшкина избушка».
– «Теремок».
– «Лиса, заяц и петух».
– «Заяц – хваста».
– «Зайцы и лягушки».
– «Рукавичка».
– «Мороз и заяц».
– «Колобок».
Воспитатель. Много вы назвали сказок, где живёт зайчонок, молодцы ребята. Посмотрите, зайчик совсем нас не боится, к нам прискакал. Он хочет вам, что – то сказать. (Звучит голос зайца).
– Здравствуйте ребята! Вы мне так понравились, что я захотел с вами поиграть.
– Вы любите отгадывать загадки?
(Ответы детей).
Отлично, я сейчас буду загадывать загадки о сказочных героях.
Посадил её дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьёй её тянули,
Очень крупная была. (Репка).
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди).
В небесах и на земле
Скачет баба на метле,
Страшная, злая,
Кто она такая? (Баба-Яга).
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка).
На сметане был мешён,
В русской печке испечён.
Повстречал в лесу зверей,
И ушёл от них скорей. (Колобок).
(На экране появляются иллюстрации к сказкам).
Заяц. Молодцы ребята, со всеми загадками справились, ну а мне пора домой.
(Дети прощаются с зайцем).
Воспитатель. Ребята, последняя загадка была вам загадана про сказочного героя колобка. Я предлагаю вам побыть колобками.
(Дети надевают маски с изображением колобка).
Проводится физкультминутка.
Колобок, колобок,
тёплый и румяный
(наклоны вправо, влево).
Прыг да скок, прыг да скок,
Припустился наш дружок.
(прыжки на месте).
То направо повернул, то налево он свернул
(повороты вправо, влево).
С ветерком он закружился
(кружатся вокруг себя).
И с ежонком подружился
(приседание).
Покатился по дорожке
(бег по кругу).
И попал ко мне в ладошки
(бегут к воспитателю).
Воспитатель. Ну что же ребята, отдохнули?
(ответ детей).
Воспитатель кидает клубок, клубок останавливается возле ног Бабы – Яги.
(Баба-Яга сидит на пеньке и плачет).
Воспитатель. Ребята! Это же знаменитая Баба-Яга, что- то грустная она.
Давайте спросим, что же случилось у неё.
(Дети спрашивают)
Баба-Яга. Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто – «Ах!».
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал.
Пазлы вы должны собрать,
Сказку русскую назвать!
Воспитатель. Баба-Яга, наши ребята обязательно тебе помогут.
(дети собирают сюжет из сказки и называют её).
«Маша и медведь», «Сивка-Бурка».
Баба-Яга благодарит детей и прощается.
Воспитатель бросает клубок, клубок останавливается у теремка.
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Тук, тук (стучит).
Кто в теремочке живёт?
Обращается к ребятам. Что – то никто нам не отвечает.
(Звучит голос лягушки).
Помогите нам ребята, мы играли в лесу и заблудились.
Воспитатель. Ребята, поможем жителям теремка? Что – бы они смогли попасть домой, надо выстроить последовательность цепочки героев используя карточки-схемы.
В завершении задания все герои оказываются в теремке.
Воспитатель бросает клубок, клубок останавливается у пенька с письмами.
Воспитатель. Ребята, на пеньке лежат сказочные письма (вскрывает конверт, в конверте задание: прослушать отрывок и отгадать из какой он сказки.
1. Кот услыхал крик, пустился в погоню, нагнал лису и отбил петуха.
– Не говорил ли я тебе, Петя, не выглядывай в окошко- съест тебя лиса и косточек не оставит! Смотри же слушай меня! Мы завтра далеко пойдем. («Кот, петух и лиса»).
На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:
– Теперь меня, мужик не обманешь, давай мою долю.
– Бери, медведюшко, корешки, а я себе возьму хоть вершки.
(Мужик и медведь)
– Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси полетели?
– Съешь моего лесного яблочка,- скажу.
– У моего батюшки и садовые не едятся.
(Гуси-лебеди).
– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает. Двуглазка пошла с сиротой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась.
-Спи, глазок, спи, другой!
Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала.
(Хаврошечка).
(На экране появляются иллюстрации к сказкам).
Воспитатель. Молодцы ребята!
(кидает клубок, клубок останавливается около Лешего).
Леший задумчиво сидит на пеньке и чешет затылок.
Воспитатель обращается к Лешему.
– Здравствуй Леший, почему ты такой задумчивый?
Леший. Здравствуйте! Я шёл к Кикиморе похвастаться, о том, что много сказок знаю, но вот беда! Позабыл я названия сказок и не правильно их называю. Может, вы мне поможете?
Воспитатель. Конечно, ребята помогут, ты называй сказку, а мы будем тебя поправлять.
«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
«Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«У страха глаза малы» – «У страха глаза велики».
«Царевна-толстушка» – «Царевна-лягушка».
Леший благодарит детей и уходит.
Воспитатель обращает внимание детей, на то, что клубка нет, закончилось наше путешествие.
(Звучит голос сказки).
«Дорогие ребята! Я очень рада была встретиться с вами, в знак благодарности дарю вам книгу с русскими народными сказками.
До свидания, до новых встреч.»
(Дети прощаются).
Воспитатель. Чтобы нам вернуться в детский сад, надо произнести волшебное заклинание.
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть – не упасть,
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть.
Воспитатель. Вот мы и в детском саду.
Вопросы детям:
-Где мы сегодня с вами побывали?
– Кто нам встречался на пути?
– Что нам подарила сказка на прощание?
– Понравилось ли вам гостить у сказки?
– Что вам больше всего понравилось?
– Хотели бы вы вновь отправиться в гости к сказке?