Светлана Новикова
Конспект занятия «Русские народные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать интерес к истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательные: Продолжать знакомить детей с предметами быта, их названиями, предназначением. Использовать русские народные потешки, загадки, пословицы. Продолжать знакомить детей с элементами материальной культуры
Публикация «Конспект занятия „Русские народные традиции“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
2. Развивающие: Развивать связную речь детей, обогащать их словарь, высших психических функций (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, Развивать творчество и познавательные способности детей с учетом их возрастных психологических особенностей.
3. Воспитывающие: Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, народным творчеством, искусством. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине.
Интеграция с образовательными областями: познание, социализация, музыка, коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы
Предварительная работа:
1. Чтение произведений устного народного творчества,
2. Рассмотрение иллюстрация к произведениям устного народного творчества ( художники: Ю. Васнецов, В. Пименов,
3. Ознакомление с родным краем, его промыслами
4. Разучивание народных игр,
5. Рассматривание предметов быта.
Материалы и оборудование:
1. Слушание музыки
2. Использование картотек: «Русские народные игрушки, «потешки»,
«кухонная утварь», «кокошники», «народные игры».
4. Использование дидактических игр: («Составь узор», «Изба»)
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем входят в группу. Присаживаются.
-Воспитатель:
Хорошо на колокольне,
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья,
Зазвучал со всех сторон. (Звучит колокольный перезвон)
-Воспитатель: Ребята, а какой главный православный праздник отмечают все христиане?
-Ответ детей (Пасха).
-Воспитатель: правильно. Каждую весну христиане всего мира празднуют Пасху, Светлое Воскресение Христово. Давайте послушаем стихотворение, которое прочитает Катя.
-Катя: Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу,
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой.
Для людей, для красоты.
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
-Воспитатель: А какие вы еще знаете русские праздники?
-Варианты ответов детей.
-Воспитатель: существует очень много календарных и обрядовых праздников, это- Масленица, Пасха Христианская, Рождество Христово, Аграфены Купальница да Иван Купала. А обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства : песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы. Так на масленицу делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю, так встречали весну. На Пасху пришел обычай приветствовать друг друга словами "Христос воскресе", дарить на Пасху крашеные яйца и украшать стол куличами и творожными пасхами. А Рождество - праздник, когда вся семья вместе собирается за общим столом.
-Воспитатель: пришла пора поиграть детвора.
Р. Н. игра «Волшебный платок!»
-Воспитатель: Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу – время, потехе – час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни.
Ребята, давайте вспомним о русских пословицах и поговорках. Их существует очень много.
Дети произносят вместе с воспитателем:
-Жизнь прожить - не поле перейти
-Не зная броду, не суйся в воду.
-Жизнь дана на добрые дела.
-Красна речь поговоркой.
-На бога надейся, а сам не плошай.
-Встречают по одежке, а провожают по уму.
-В гостях хорошо, а дома лучше.
-Воспитатель: ребята, а какие р. н. игры вы знаете?
Ответы детей. («Карусели», «Пирог», «Бабушка)
Проводится хороводная игра «Бабушка» :
Бабушка-бабушка-бабушка
Испеки оладушки, оладушки
Горячие и пышные
С малиною и вишню,
С малиною и вишню.
Бабушка-бабушка-бабушка
Испеки оладушки, оладушки
Душистые и вкусные
С грибами, да капустою
С грибами, да капустою
Бабушка-бабушка-бабушка
Испеки оладушки, оладушки
С малиною, сметаною
Как бабушка румяные.
-Воспитатель: А сейчас ребята, отгадайте загадки.
- Глянули в оконце,
-Лежит белое суконце (Снег)
-Трескучий ядрен
-Намостил мостен;
-По дворам пробежал,
-Все окна расписал (Мороз)
-Текло, текло и легло под стекло. (Лед)
-Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)
Проводится дидактическая игра «Составь узор».
-Воспитатель: Ребята, Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
-Воспитатель: итак, ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?
-Варианты ответов детей.
-О каких праздниках мы говорили? (Ответы детей)
-Какие обычаи узнали? (ответы детей)
-Какие игры и пословицы вспоминали? (ответы детей)
-Воспитатель: ребята, как вы сегодня хорошо работали, слушали внимательно, отвечали на вопросы, дружно играли. Всем огромное спасибо, Молодцы!