Юлия Артемьева
Конспект открытого занятия «Путешествие в Словоград»
▼ Скачать + Заказать документы
на тему: «Путешествие в Словоград»
Подготовили и провели:
учитель-логопед
Артемьева Юлия Михайловна;
воспитатели
Бакиева Гульнора Аминбаевна
Соколова Евгения Вячеславовна
Цель: Закрепить умение составлять синквейн.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить понятия слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
Темочки:
- Расширить и уточнить словарь предметов, глаголов и признаков.
- Закрепить понятие «живое - неживое».
- Закрепить понятие – предложение.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Тренировать детей в составлении простого распространённого предложения с опорой на схему, умении наращивать предложение словами – признаками и словами – предметами.
- Закрепить умение составлять синквейн.
Коррекционно – развивающие:
- Работать над развитием связной устной речи;
- Развивать зрительное внимание и зрительную память;
- Работать над развитием зрительного и слухового восприятия.
Воспитательные:
- Формировать интерес к занятиям и интерес к родному языку.
- Воспитывать самостоятельность, дружелюбие, взаимопонимания, доброжелательности.
Оборудование: мяч большой, мячи средние на каждого ребенка, обезьянка, предметные картинки (слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, графические схемы составления синквейна, предметные картинки с изображением живых и неживых предметов, схемы слов и предложений, презентация «Письмо из словограда».
Ход НОД:
1. Организационный момент:
В. :- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Вспомните, что говорят радушные хозяева, когда встречают гостей?
Д. :- Здравствуйте!
В. :- Молодцы! Вы очень вежливые ребята, потому что пожелали всем здоровья. А ещё давайте подарим нашим гостям и друг другу хорошее настроение:
-Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
Гостям и друг другу улыбнёмся.
В. : Ну что ж, ребята, мы поздоровались с гостями, подарили им хорошее настроение, а теперь поворачивайтесь ко мне.
Сегодня в наш детский сад для нашей группы пришло письмо из страны «Словоград». Давайте прочтем его:
«- Ой, беда, беда, беда!
Разбежались все слова.
Без слов исчезнуть я могу,
Вам говорить не помогу.
Скорей слова вы отыщите
И в мою страну верните!
Королева Слов».
Я предлагаю вам сегодня отправиться на поиски слов в замечательный город «Словоград». А помогут нам попасть в эту страну Веселые человечки.
Первый человечек – Сыщик, обозначает «слово – предмет».
Второй человечек – Любопытный, обозначает «слово – признак».
Третий - Найди-угадай, обозначает «слово – действие».
И сегодня, ребята, мы не только поможем «Словограду» найти слова, но и вспомним, какие они бывают и за что отвечают? И узнаем, что получится, если слова подружатся?
Первым пришел человечек по имени Сыщик. Как вы думаете, какие слова ищет этот человечек? Объясните, почему вы так думаете (ответы детей - «Слово - предмет»). Беседа о словах – предметах, постепенно подвести к понятию «Живое - неживое»).
Игра «Живое-неживое».
В: Мяч лови и мяч бросай,
Живой иль неживой предмет называй: - девочка, мяч, рыбка, зайчик, медведь, малина, солнышко.
Вывод:
В. : Вспомните, как мы спрашиваем о неживых предметах?
Д. : - Что это?
В. : - А о живых?
Д. : - Кто это?
В. : - Молодцы.
А вот и второй человечек «Любопытный». Подумайте и скажите мне, какие слова ищет Любопытный и почему (ответы детей - «Слова – признаки»).
Ребята, закройте глаза и представьте себе лист дерева. Какой лист вы себе представили? (ответы детей). А теперь закройте глаза и представьте себе «большой, багряный, резной, кленовый лист». Что вы себе представили? Почему так получилось? Какие слова вам помогли?
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие? Игра со словом золотой. Словарь : сердце, руки, кольцо, лист, пшеница, осень.
В. : - Какие слова используются здесь в переносном значении?
Д. : - Все слова, кроме слова «кольцо».
В. : - Объясните, что обозначает каждое выражение: золотое сердце (доброе, золотые руки (умелые, золотой лист (желтый, золотая пшеница (созревшая, спелая, золотая осень (желтые листья).
В. : - Все эти слова обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Третий человечек Найди – угадай. Он очень любит зиму, зимние забавы. Но больше всего Найди – угадай любит играть в снежки. Предлагает нам заняться его любимой снежной зарядкой, берите мячи и вставайте на ковер:
Физминутка:
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили:
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем несладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним и сломаем!
В. : А теперь назовите, пожалуйста, все слова действия, которые вы услышали в стихотворении.
Давайте посмотрим на экран, все ли слова мы назвали. Молодцы, и с этим заданием мы справились.
А вот, что получится, если эти слова подружить, вы узнаете с Юлией Михайловной.
Л. : - Ребята, сегодня я хотела бы поговорить с вами о продуктах. А какие продукты бывают?
Д. : - Молочные, хлебобулочные, рыбные, мясные, кондитерские, плодоовощные и др.
Л. :- Молодцы, а сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Я начну, а ты продолжи».
Кефир кислый, а йогурт (сладкий).
Сыр твердый, а масло (мягкое).
Молоко жидкое, а сметана (густая).
Сыр отрезают, а ряженку (наливают).
Компот пьют, а творог (кушают).
Колбасу кладут на бутерброд, а сметану кладут (в борщ, в творог, в пельмени).
Мороженное в тепле тает, а молоко (прокисает).
Л. : - Вы были очень внимательными и сообразительными! Я горжусь вами!
А что вы знаете о чае? Какой он?
А что с ним можно сделать?
Помогите мне составить предложение со словом ЧАЙ согласно схеме.
Сколько слов в нашем предложении (пять).
Почему мы написали второе слово с большой буквы? (Это имя человека)
Составьте мне, пожалуйста, красивое предложение со словом ЧАЙ. (Составление распространенного предложения).
Выкладываем на доске графическую схему предложения. Дети комментируют обозначение частей речи.
- Молодцы.
Л. : А теперь придумайте свое предложение о каком-либо продукте и выложите его графическую схему.
Дети выкладывают графическую схему своего предложения на столах.
Л. : Ребята, вы молодцы! Помогли Королеве Слов найти все слова и вернули их в Словоград. Вы рассказали о том, что слова могут дружить друг с другом и тогда получается предложение.
В. : Посмотрите, пожалуйста, на экран (графическая схема – модель составления синквейна.) Расскажите нам, почему человечки выстроились таким странным образом.
Д. : Это схема – модель составления синквейна. Синквейн – это маленькое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк.
В. : Давайте внимательно рассмотрим схему – модель и расскажем нашим гостям, что она обозначает.
Д. : первая строка: 1 человечек - слово – предмет. Тема нашего синквейна.
Вторая строка: 2 человечка - слова – признаки.
Третья строка: 3 человечка - слова действия.
Четвертая строка: 4 человечка - предложение
Пятая строка: большой человечек - слово – предмет или отношение говорящего к теме синквейна.
В. : Спасибо вам, ребята. Попробуем составить наши стихотворения и прочесть их нашим гостям. Поскольку с Юлией Михайловной вы говорили о продуктах, то и синквейн будем составлять о продуктах. Созданный синквейн нужно прочесть с выражением, поскольку это стихотворение.
Дети самостоятельно выбирают себе тему (продукт) синквейна и с выражением читают свои стихи.
В. : Ребята, я предлагаю вам придумать синквейны – загадки, а наши гости попробуют их отгадать (дети придумывают по схеме синквейн - загадку).
Молодцы! А давайте попробуем составить синквейн о наших гостях (дети дружно придумывают синквейн о гостях и читают его).
Заключение.
Л. : Ребята, спасибо вам большое за занятие, за ваши замечательные стихи. А Королева Слов прислала нам еще одно письмо, сейчас я вам его прочитаю:
Дорогие ребята!
Спасибо вам большое,
Что вернули слова домой.
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твёрдые и мягкие.
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело.
Трудитесь над своей речью каждый день,
А я, Королева Слов, буду вам во всем помогать.
Л. : Спасибо тебе Королева Слов.
Ребята, вам понравилось выполнять задания с веселыми человечками? Что нового и интересного узнали вы на этом занятии? (ответы детей) Какие задания Вам было легко выполнять? (ответы детей). А какие вам показались сложными? (ответы детей).