Наталья Дорошок
«Подарки Осени». Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Конспект составлен в соответствии с основными задачами обучения и воспитания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Тема занятия : «Подарки Осени.»
Состав группы – мальчики 8-16 лет с глубокой умственной отсталостью.
Цель: ознакомление с окружающим миром, с осенними явлениями в природе.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
Образовательная задача: обучать детей различать овощи и фрукты.
Развивающая задача:
Публикация «„Подарки Осени“, Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
- активизировать все виды окружающего мира;
- развивать моторику рук;
- закрепить социальные умения и навыки.
Воспитательная задача :
- аккуратное выполнение предложенных действий ;
- воспитание эмоциональной отзывчивости;
- воспитание познавательного интереса и эстетического вкуса;
- воспитание творческого потенциала.
- корригировать стереотипы (тактильные, двигательные).
Для реализации каждой задачи были подобраны следующие методы и приемы:
- наглядности ;
- метод исследования (опыт);
- словесный (беседа, указания, пояснение, использование художественного слова);
- сказкотерапия.
Занятие носит комплексный характер, так как реализация задач осуществляется средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.
Принципы:
личностно- ориентированный, принцип здоровье сбережения, деятельностного обучения, природосообразности, принцип тематичности, принцип заинтересованности, проблемно-игровое обучение.
Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей с ТМНР -25-30 мин.
Занятие включает в себя 3 этапа, которые предусматривают быструю смену деятельности, с тем, чтобы не допускать утомляемости детей.
1 этап – предполагает переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность.
На основном этапе занятия дети выполняют практическую деятельность, что способствует формированию и расширению жизненных компетенций воспитанников.
2 этап - направлен на совместную практическую деятельность, выполнение всех поставленных задач. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (показ, дополнительное объяснение).Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
3 этап - подведение итогов, анализ и оценка достигнутых результатов совместной деятельности.
Воспитатель дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей, что способствует формированию развития мотивационной сферы.
Все этапы занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.
В процессе занятия обеспечивается интеграция образовательных областей : познавательное развитие, трудовое воспитание, социально – коммуникативное развитие.
Создание поисковых и проблемных ситуаций активизирует мыслительную и речевую деятельность детей.
В ходе занятия использовалось музыкальное сопровождение : синтезатор.
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, трудовая.
Тип занятия : практическое занятие (повторение).
Форма проведения : подгрупповая.
Предполагаемые результаты
Закрепление и повторение:
- знания об осени;
- знания об овощах и фруктах.
Умеют :
- удерживать в руках предмет ;
- передавать предмет ;
- узнавать предмет.
Оборудование:
Муляжи овощей и фруктов, настоящие овощи и фрукты, цветные карандаши и краски, сюжетные картинки.
Словарь : осень, солнце, дождь, овощи, фрукты, яблоко, капуста,огурец, помидор, лук,салат, листопад, листья.
Предварительная работа :
по теме: «Подарки Осени» осуществлялись через следующие формы и методы коррекционно- развивающей работы на учебных занятиях (в группе и на прогулке) : наблюдение, беседа, чтение стихов с использованием иллюстрационного материала, музыкального сопровождения и сказкотерапии через индивидуально- дифференцированные формы работы с ребенком.
Закрепление умений и навыков держания и использование карандашей, кистей.
Литература:
1. И. Ю. Левченко. Технологии обучения и воспитания детей с нарушением опорно- двигательного аппарата: учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. -М. : Академия, 2001---192с.
2. Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе/Л. М. Шипицына. - СПБ. ; издательство РЕЧЬ, 2002г. - 120 с.
3. Эллнеби И. Право детей на развитие И. Эллнеби. - Мн. : БелАПДИ- Открытые двери, 1997.-131 с.
4. А. А. Катаева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии :пособие для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. -М. : ВЛАДОС, 2001.- 224с.
5. Е. Ф. Войлокова Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/Е. Ф. Войлокова, Ю. В. Андрухович, Л. Ю. Ковалева, - М. : КАРо, 2005-293с.
Матрица занятия
Мотивационный этап.
Вводная часть.
-Актуализация знаний.
-Игровая ситуация.
Физкультминутка.
Содержательный этап. Основная часть : (практическая деятельность)
- Использование художественного слова.
Заключительная часть.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети сидят за столом. Воспитатель обращает внимание на гостей
Воспитатель:
«Здравствуйте, ребята,здравствуйте,уважаемые гости!
Ребята, посмотрите как много у нас сегодня гостей (Воспитатель обращает внимание на гостей (дети хлопают в ладоши).
-Гости пришли посмотреть как вы умеете заниматься.
Какой замечательный осенний день!
Наступила осень!
-Несет урожаи,
Поля вновь засевает,
Птиц к югу отправляет,
Деревья раздевает.
Я – Осень!
«Подарки Осени»- тема нашего занятия.
Беседа о фруктах и овощах.
- Осень пришла к нам с подарками, одарила урожаем,своей красотой, листопадом.
Осень – славная пора!
Любит осень детвора!
Сливы, груши, виноград –
Все поспело для ребят!
Воспитатель ставит на стол вазу с фруктами (муляжи)
- Сливы, груши, виноград, яблоки –
это все что?
- Фрукты!
- Где растут фрукты?
- В саду, на деревьях.
Показ иллюстрации с изображением фруктового сада.
-Урожай у нас хорош!
Уродился густо :
И морковка, и картошка, белая капуста,
Баклажаны синие, красный помидор.
Воспитатель ставит на стол овощи (муляжи).
-И морковка, и картошка, белая капуста,
Баклажаны синие, красный помидор. - это все что?
- Овощи!
-Где растут овощи?
-Овощи растут в огороде на грядке.
Показ иллюстрации с изображением огорода.
- Осенью собирают урожай фруктов и овощей, делают запасы на зиму.
Игра «Собери урожай!»
Ребята, сейчас мы поиграем в игру : «Собери урожай!»
-В корзину мы будем собирать овощи,
В вазу будем собирать фрукты!
Воспитатель хвалит детей за то, что они правильно собрали в корзину овощи, а в вазу – фрукты.
Ребята, давайте назовем урожай каких фруктов и овощей собирают осенью.
Воспитатель выкладывает на доске картинки с изображением фруктов и овощей.
Беседа «Листопад»
- Осень одарила нас красотой – листопадом
- Почему деревья сбрасывают листья? Почему к зиме деревья раздеваются кругом?
-Что такое листопад?
- Осенью становится холодно и с деревьев все листья облетают. Один за другим падают, падают на землю. Всю землю покрыло листвой. Это и есть листопад.
Физкультминутка : «Листопад».
Листопад, листопад,
Листья по ветру летят,
славно в танце закружились,
И на землю опустились.
Отдохнули и опять
Полетели танцевать.
Игра «Осенние листья»(собери целое)
- Давайте поиграем в игру «Осенние листья»
- Подул сильный ветер (дети показывают как дует ветер)и разлетелись листья, надо их собрать!
Воспитатель предлагает ребятам собрать листья из частей, обращает внимание, что листья разного цвета и величины.
Вместе с ребенком сложить половинки листьев, получились целые.
- Вот какие красивые листья получились.
Осенью бывает разная погода : и солнышко светит и дождь льет.
Сейчас поиграем в игру «Дождик и солнышко»
Игра : «Дождик и солнышко»
- Когда я поднимаю картинку с солнышком, вы хлопаете в ладоши, а с дождиком, топаете ногами.
-Молодцы, ребята!
Для вас мы приготовили нарисованные овощи и фрукты, но они все белого цвета, давайте вместе их раскрасим, но раскрашивать будем не совсем обычным способом, не карандашами и красками, а скомканным листом бумаги.
Раскрашивание контуров овощей и фруктов.
(Дети рисуют, закрашивая контур овощей и фруктов. Во время рисования звучит музыка.)
-Как хорошо, ребята, справились с заданием, все ваши рисунки мы повесим на выставку, а потом подарим вашим родителям.
Пальчиковая гимнастика: «Будем мы варить компот».
Будем мы варить компот –
Фруктов нужно много. Вот.
(левую ладонь держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
(загибают пальцы по одному, начиная с большого)
Варим-варим мы компот,
Угостим честной народ.
(правую ладонь держат «ковшиком», указательным пальцем левой руки мешают).
Пальчиковая гимнастика: «Мы капусту рубим»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем.
Ребята, молодцы. Вы все хорошо занимались, и Мишка с друзьями передал вам посылку, а откроем мы ее после того, как споем песенку «Антошка».
Исполнение песни под музыкальное сопровождение.
Подведение итогов занятия.
- Давайте вспомним, что нам осень принесла?
- О чем мы говорили на занятии?
- На этом наше занятие закончилось, вы хорошо поработали, молодцы! А теперь мы откроем посылку с подарками от Мишки.