оксана павлова
Конспект занятия на тему «Национальная деревня»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: этнокультурное развитие дошкольников посредством приобщения к культуре Оренбуржья.
Задачи:
Образовательные:
• расширять представления о родном крае;
• учить находить отличительные особенности людей разных национальностей;
• учить анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.
Развивающие:
• развивать умение внимательно слушать;
• развивать интерес к истории родного края;
• развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия на тему „Национальная деревня“» размещена в разделах
• воспитывать любовь к большой и малой Родине;
• воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
• формировать у детей толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям и обычаям.
Ход занятия:
1. Вводная часть
- Послушайте загадку:
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? (Родина)
В:- Родина – это дом, в котором мы живём и русская берёзка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, микрорайонами, парками. Родина – это и наши мамы, папы, бабушки и дедушки.
– У каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это – его малая Родина.
– Где бы впоследствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройтись по родной улице, постоять у родного дома.
– Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.
– Как называется наша большая Родина? (Россия.)
Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше, и по воде.
- А мы с вами в каком городе живем (Ответы детей)
- Оренбург - наша малая Родина. Кто из вас знает, сколько лет исполнилось Оренбургу? (275 года). А вы знаете чем известен наш город? (В нашей области выращивают пшеницу, богатую белками, добывают нефть и газ. Оренбургские мастерицы вяжут знаменитые пуховые платки.)
-Наш край очень богат, но самое главное богатство - это люди. Они умеют трудиться и отдыхать. Оренбург многонациональный город и здесь живут люди разных национальностей.
- Назовите, какие вы знаете национальности?
(Русские, татары, казахи, украинцы, башкиры белорусы, грузины, армяне). В настоящее время на территории Оренбургской области проживает более ста национальностей.
- В нашем городе много разных достопримечательностей. Одной из них является культурный комплекс «Национальная деревня», где вы можете увидеть своеобразный музей – ставший символом дружбы и единения народов Оренбургского края. Представителям каждой национальности, проживающих в Оренбургском крае отведено подворье, где они имели возможность построить музеи, строения и рестораны в своем национальном стиле.
2. Основная часть.
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие по «Национальной деревне». Вы согласны? (Да)
1. «Русское подворье»
- Какие характерные элементы вы видите?
Центральное здание построено в виде терема, крыша покрыта деревянной черепицей, есть резная лестница, столбы, балкон. Обратите внимания на окнах наличники, терем украшен различными резными элементами. В облике русского подворья прослеживаются традиции русского зодчества, когда дом, церковь строили без единого гвоздя.
- Ребята на территории подворья есть мельница, колодец и баня.
2. «Башкирское подворье». Что вы видите?
Традиционное жилище Башкир - войлочная юрта со сборным решётчатым каркасом.
Основным её убранством были разноцветные войлоки, а у более зажиточных башкир – ковры. Посуду в большинстве своём изготовляли путём долбления из дерева - чаши, миски, ложки, ковши, была и посуда со вставным дном (кадки разных размеров, делали кожаные сосуды для кумыса).
- Исконным промыслом башкир является пчеловодство, это и нашло своё отражение в архитектуре построек башкирского подворья, которые выполнены в форме сот. Также на территории подворья установлены ульи, воспроизведён традиционный способ добычи мёда, поскольку его называют «золотом» Башкортостана.
3. «Казахское подворье» - великолепное сочетание прошлого и настоящего. Несколько юрт различного назначения расположились на фоне современного здания в восточном стиле. Перед юртами лежит верблюд – символ кочевой жизни казахского народа.
4. «Татарское подворье». Обстановка и убранство татарского дома имело ряд особенностей. Дом не принято было делить на комнаты, а также загружать лишней мебелью, поэтому появились искусно вышитые занавески и пологи. Наиболее ценные из вышитых работ годами хранились на дне сундуков, доставались по случаю больших праздников. Особенно красочным дом становился во время свадебных торжеств - все украшалось вышитыми и ткаными изделиями новобрачной.
5. «Украинское подворье» Как называется украинский дом? (Хата)
В: Хата покрыта соломой, беленная, есть плетень, колодец, аист – символ мира. У входа сидит казак и встречает гостей.
6. «Белорусское подворье»
Белорусское подворье привлекает внимание большими деревянными фигурами, расположенными в центре, каждая из которых имеет символическое значение. Традиционные занятия белорусов – плетение из соломки, резьба по дереву, гончарный промысел, ковка и вышивка - широко представлены как в архитектурно-ландшафтной композиции подворья, так и в экспозиции музея и его внутреннем оформлении.
Физминутка:
Здравствуй, мир. (руки наверх)
Это – я! (на грудь)
А вокруг страна моя! (раскинуть)
Солнце в небесах горит (наверх)
И земля у ног – лежит! (наклон)
Там – леса! (замок вправо)
А там – поля! (замок влево)
Здесь – друзья (поворот головы)
И здесь друзья. (вправо и влево)
Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)
Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)
Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)
Здравствуй, мир!
Встречай меня.
7. «Армянское подворье»
Армянское подворье выполнено в кавказских архитектурных традициях. В декоре предпочтение отдано натуральным материалам, в частности камню. На территории подворья воссоздан характерный для Армении природный рельеф с небольшим водопадом.
8. «Немецкое подворье» Постройки немецкого подворья выдержаны в двух стилях. В облике основного дома узнаётся архитектура Германии, а здание музея представляет собой образец жилища оренбургских меннонитов, где под одной крышей объединены жилые и хозяйственные помещения.
9. «Мордовское подворье» Основное здание подворья - «Кудо» - построено из самых современных строительных материалов, визуально же повторяет старинный мордовский женский головной убор – панго.
Здание музея – старый добрый бревенчатый сруб, украшенный традиционной резьбой. В нём есть всё необходимое для жизни – от печи и младенческой люльки в доме до телеги и колодца во дворе.
10. «Чувашское подворье» Основные цели и задачи создания чувашского подворья – формирование чувашских национальных особенностей архитектурного ансамбля, демонстрация национальной чувашской культуры, национального быта и уклада жизни чувашей Оренбуржья и общей истории чувашского народа до настоящего времени.
Чувашский музей - пятистенок под двускатной крышей, богато декорированный резьбой. Центральное место в музее отведено традиционным орудиям труда. Одним из самых любопытных музейных экспонатов является старинный ткацкий станок. А особой гордостью – богатейшая коллекция традиционного текстиля.
В. - «Национальной деревне» имеются 10 подворий. Видите как много народов проживают на территории Оренбургской области, и у каждого из них своя культура и свои традиции.
3. Заключительная часть.
- Молодцы ребята, на сегодняшнем занятии вы узнали много нового о своем родном крае, о национальностях, которые у нас проживают.
Послушайте стихотворение 6
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
В. : - Ребята, с чем мы сегодня познакомились?
- Вам понравилось наше путешествие?
- Спасибо Вам, Вы молодцы!