Марина Шевченко
Конспект занятия на тему «Я и моё ближайшее окружение»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему : «Я и моё ближайшее окружение».
Цель: Формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью.
Задачи:
обобщить и систематизировать знания детей о семье, о том, кто такие родные;
воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам своей семьи;
развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.
Публикация «Конспект занятия на тему „Я и моё ближайшее окружение“» размещена в разделах
Возрастная категория: 3-10 лет.
Методы и технологии:
Словесный (беседа, художественное слово, вопросы)
Наглядный (плакат «Генеалогическое дерево», семейные фотографии, иллюстрации с изображениями семьи.)
Здоровьесберегающая технология (физкульминутка)
ИКТ технология (презентация «Семья»)
Игровая технология ( дидактическая игра: «Подбери признак»)
Оборудование: плакат «Генеалогическое дерево», семейные фотографии, иллюстрации с изображениями семьи, проектор, презентация «Семья».
Ход занятия:
Вводная часть.
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу улыбнёмся»
- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья. Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя,
Вот и вся у нас семья:
Ну а как же бабушка?
Ну а как же дедушка?
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
- Ребята, как вы думаете: что такое семья? (Семья это много, много человек, которые любят друг друга. Семья – это когда мама и папа никогда не ссорятся и не ругаются. Семья – это когда люди любят друг друга и заботятся друг о друге и д. т.)
Основная часть.
- Молодцы ребята. Действительно семья объединяет родных любящих друг друга людей: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Семья-это союз двух людей; которые полюбили друг друга и решили вести совместное хозяйство и жить вместе. Поженившись, они становятся мужем и женой. Потом в семье рождаются дети, и супруги становятся папой и мамой.
- Откуда же произошло слово семья? Семья — это я и три поколения: папа, мама, бабушка, дедушка, брат и сестра.
Показ презентации «Семья».
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. (слайд 2)
Эти первобытные «семьи» не были похожи на современные. Все вместе они хранили огонь и защищались от диких зверей. (слайд 3)
Потом постепенно образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать детей, вести хозяйство. (слайд 4)
Подрастая, дети начинали помогать родителям, девочки мамам по хозяйству, мальчики отцам охотиться добывать пищу. Так распределялись обязанности. (слайд 5.)
Примерно и сейчас распределяются обязанности по дому. Семья нужна человеку, больше чем другим живым существам. (слайд 6)
Новорожденный малыш – один из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищен. А семье – это сделать намного легче. (слайд 7)
- А как вы думаете ребята, кто еще в семье самые уважаемые и любимые люди? (Дедушки и бабушки). (слайд 8)
- А у кого есть бабушки и дедушки? Ответы детей.
- Ребята, во все времена в семье с уважением относились к пожилым людям: к бабушкам и дедушкам. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
- Правильно, ребята, потому что они старше всех, многое прожили многое видели, они мудрее всех.
Слово пожилой – означает, что этот человек долго живет, много пожил, а значит, много знает, умеет и может научить других. Но дедушки и бабушки уже старенькие, им бывает трудно, они часто устают, поэтому мы должны им помогать, заботиться о них, не огорчать. И, конечно, для каждого из вас, ваши бабушки и дедушки самые, любимые на свете. (слайд 9)
- Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, у кого из вас в семье есть младшие братья или сестры? Какие они? Как вы помогаете маме заботиться о них?
Ответы детей.
- А у кого из вас есть старшие братья или сестры?
Ответы детей.
- Они могут рассказать о многом интересном, защитить вас, быть примером для вас.
- Вот и получилось у нас большая семья. Мы не можем так же и забыть про тетей и дядей. Это тоже наша с вами семья. (слайд 10)
Физкультминутка.
Осенью, весною, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает, папа бодро приседает.
Повороты вправо – влево делает сестренка Лена.
А я сам бегу трусцой и качаю головой.
- У каждой семьи есть своя история о своем роде, своих предках. О семье и о роде (род - родственники имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка) можно рассказать как словами, так и рисунком, т. е. с помощью схемы. Такая схема называется родословное дерево. (показывает картину с изображением дерева)
- Какие части деревьев вы знаете? (Корни).
— Вот и у людей есть свои корни. Семейные корни – это наши предки. Например, бабушки и дедушки — это тоже корни семьи. От них родились наши папы и мамы. От мамы и папы родились мы, наши братья и сестры.
(Родословная – это история семьи, рассказ о своем роде, своих предках).
Дидактическая игра: «Подбери признак»
Необходимо подобрать как можно больше слов, которые расскажут нам о маме, папе, бабушке, дедушке, сестренке, брате. Назвать слово и передать цветок следующему ребёнку.
- Мама (какая) – добрая, любимая, заботливая, красивая, терпеливая.
- Папа (какой) – строгий, сильный, умный т. д.
- Бабушка (какая) – старенькая, мудрая, отзывчивая и т. д.
- Дедушка (какой) – седой, добрый, мудрый.
- сестра (какая) – веселая, старшая, младшая
- Брат (какой) – сильный, смелый, младший.
- Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас у всех получилось очень замечательно. А как вы думаете, нашу группу можно назвать семьёй?
Ответы детей.
- Я думаю, у каждого из вас есть еще одна большая семья, где вас тоже любят, и всегда рады вам, вкусно вас кормят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают вам стать сильными, умными и здоровыми.
Итог занятия :
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь к друг друга.
- Ребята что интересного вы узнали на этом занятие?
Ответы детей.
Используемая литература:
1. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»– М. :Мозаика-Синтез, 2010 г.
2. Ветохина А. Я., «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», Методическое пособие для педагогов – СПб. : «ООО М. : «Детство-пресс», 2010г.
3. Журнал Дошкольное воспитание – 2005г., №3 «Родовое дерево»
4. Кондратьева, Н. В. Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе,
Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 291-293. — URL :
5. Мартыши В. С., «Твоя родословная» В. С. Учебное пособие. М. : Школьная пресса, 2000
6. Пашкевич Т. Д., «Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» – Волгоград: Учитель, 2012.