Валентина Шестоперова
Конспект занятия на тему: «Я и мои права»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я и мои права»
Цели. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме; дать понятие о том, что каждый человек имеет право на имя, отчество, на проживание в семье, право на гражданство; дать сведения о происхождении имен, их смысловой значимости. Закрепить понятия «семья», «отношения в семье». Способствовать проявлению форм дружеского общения.
Ход занятия
(Звучит запись плача ребенка.)
Публикация «Конспект занятия на тему: „Я и мои права“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Воспитатель. Как вы думаете, кто это плачет?
Дети. Маленький ребенок.
Воспитатель. Да, с таким плачем рождаются все дети. Это родился ребенок.
(Показываю в коляске кукол-младенцев — «новорожденные».) Посмотрите и скажите:
эти новорожденные чем-нибудь отличаются друг от друга (Ответы детей.)
А что это у них? (Обращаю внимание на руки кукол, где прикреплены манжетки с указанием даты рождения.) Как вы думаете, зачем нужна такая манжетка (Ответы детей.)
Все новорожденные одинаковые, отличить их друг от друга очень трудно, имен у них нет, есть только манжетки с цифрами.
(Рассматриваем несколько манжеток, которые принесли родители детей.)
Когда вы родились, у вас тоже были манжетки. В какое время года вы родились (Дети отвечают.)
Вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей бирке: первый, двадцать восьмой? (Дети отвечают.)
Как вы считаете, зачем люди придумали имена? (Дети отвечают.)
У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к другу, мы называем его по имени. Можно спросить: «Тебе здесь нравится?» — и вопрос прозвучит в пустоту. А можно так: «Игорь, тебе здесь нравится?» — и Игорь поймет, что обращаются к нему. Услышав свое имя, человек поймет, что обращаются к нему, говорят о нем.
Так на что имеет право каждый ребенок со дня рождения?
Дети. Каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя.
Воспитатель. Когда ребенок рождается на свет, родители выбирают ему имя, в которое они вкладывают свои надежды, пожелания. О хорошем человеке говорят:«У него доброе имя». Если же хотят предостеречь от плохого, советуют: «Не губи свое имя». И это значит — |не поступай плохо.
Воспитатель.
Каждого из нас можно назвать ласково и нежно. Назовите ласково друг друга по секрету на ушко. (Дети шепчут друг другу на ушко.)
Есть по этому поводу пословицы: «Ласковое слово и кошке приятно», «Доброе слово — города строит, а злое — разрушает». А можно имя назвать грубо и этим обидеть человека. Как бы вы не хотели, чтобы вас называли (Дети отвечают.) Мы растем, и растет наше имя. А как будет звучать ваше имя, когда вы станете взрослыми? (Дети отвечают.)
Воспитатель.
Назовите себя полным именем. (Дети называют.) Каждое имя имеет свое значение и происхождение.
1. Сергей - латинское имя, переводится как «высокий, высокочтимый».
2. Никита - в переводе с древнегреческого «победитель».
3. Владимир - славянское имя, означающее «владеющий миром».
4. Екатерина - древнегреческое имя, означает «чистая, непорочная».
5. Олеся – белорусское имя, означающее «лесная».
Подумайте, как вас будут звать, когда вы станете взрослыми? (Дети отвечают.)
Правильно, по имени-отчеству. Вы имеете право не только на имя, но и на отчество, которое присваивается по имени отца. Когда родится человек, ему дают имя и он получает
документ «Свидетельство о рождении», где указаны его имя и гражданство.
(Показываю несколько детских «Свидетельств о рождении», затем вместе с детьми рассматриваем макет «Свидетельства о рождении» : графы, печать, изображение герба, его значение.)
Если на документе герб России, значит, мы граждане какой страны? В какой стране мы живем? (Дети отвечают.) Вы имеете право не только на имя, но и на гражданство той страны, где родились. Вы граждане России. Когда вы вырастете, вы будете иметь право изменить свое имя и переехать на постоянное место жительства в другую страну.
Имя свое надо любить и беречь и быть его достойным. Может быть, вы станете известными спортсменами, музыкантами, строителями, писателями, и ваши имена прославят нашу страну, а мы будем гордиться, что вы ходили в наш детский сад.
Так как вас будут тогда называть — давайте познакомимся!
(Физкультминутка с мячом «Давайте познакомимся!»)
Воспитатель. В документе «Свидетельство о рождении» написаны ваши родители.
Зачем вам родители? (Дети отвечают.) Плохо или хорошо иметь родителей? (Дети отвечают.) Назовите имя-отчество ваших родителей. (Дети отвечают.) Дети должны и имеют право жить в семье. Что же такое семья? (Дети отвечают.)
(Вместе с детьми формулируем понятие «семья» : происходит от слияния двух слов — «семь» и «я». Семья — это близкие родственники, которые заботятся друг о друге и живут вместе. Рас-сматриваем условную семью из семи человек.)
А из каких членов семьи состоит ваша семья? (Дети отвечают.) Какая она?
Дети. Большая, маленькая, дружная, трудолюбивая, добрая, строгая, крепкая, работящая, заботливая, веселая, здоровая.
Воспитатель. Кто что делает в семье? (Дети отвечают.)
Дидактическое упражнение «Исправь предложение»
1. Сначала родились мы, а потом наши родители.
2. Бабушка младше мамы.
3. Я - бабушкина дочка.
Воспитатель. Вам хорошо жить в семье? (Дети отвечают.) В народе говорят: «Вся семья вместе - так и душа на месте». Так какой же должна быть семья?
Дети. Дружной, крепкой, заботливой.
Воспитатель. Запомните, ребята, вы имеете право жить в семье. Мы сегодня говорили о ваших правах. Так на что вы имеете право?
Дети. На имя, гражданство, проживание в семье.
Воспитатель. Все ваши права записаны в книге «Конвенция о правах ребенка». На других занятиях мы будем еще говорить о других ваших правах.