Надежда Козловская
Конспект НОД по приобщению детей к социокультурным ценностям в подготовительной группе «Права ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил :
Воспитатель МБДОУ – д/с №3 «Колокольчик» г. Климовск Козловская Н. И.
Цель: Ознакомление детей с Конвенцией ООН о правах ребенка; формирование правовой культуры.
Задачи:
1. Дать детям общее представление об их правах;
2. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления;
3. Учить рассуждать делать выводы;
4. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Публикация «Конспект НОД по приобщению детей к социокультурным ценностям в подготовительной группе „Права ребенка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Программное содержание:
О/ О Познавательное развитие:
1. Упорядочить, систематизировать знания детей о принадлежности к человеческому сообществу, о гражданских правах детей в мире;
2. Формировать элементарные представления о свободе личности как достижении человечества.
3. Учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
О/О Социально-коммуникативное развитие :
1. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать.
2. Воспитывать заботливое отношение к малышам, учить помогать им.
О/О «Речевое развитие»
1. Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
2. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
3. Продолжать работу по обогащению бытового, обществоведческого словаря детей.
Оформление:
• картинки с изображением прав детей;
• шляпа;
• волшебный сундучок;
• игрушки;
• детские рисунки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка», рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.
Ход :
Звучит музыка. Входят дети.
Воспитатель:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.
В: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Давайте вместе вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей.
- А кто помнит, что такое же такое право? (Высказывания детей.)
Право – это возможность человека что-то делать, иметь, которая даётся и охраняется государством.
- А как называется документ, в котором прописаны все права детей? (Конвенция о правах ребёнка). Правильно, Конвенция о правах ребёнка – это закон, который был принят 20 ноября 1989 года ООН. 20 ноября исполнилось 25 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций обязательной для исполнения государствами Конвенции о правах ребенка.
- Вы скоро пойдёте в школу, вы уже много знаете о правах детей. Но как же быть с младшими ребятами, они же не знаю о своих правах и я предлагаю всем детям и родителям рассказать о правах детей. А для этого мы с вами создадим цветок, но цветок не простой, а правовой.
В: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Всё что нам нужно для создания правового цветка находится в это волшебном сундучке. Давайте посмотрим, что же в нем находится.
Сердцевина - «КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ИМЕЕТ ПРАВО».
Давайте подумаем, какой первый лепесток будет в нашем правовом цветке :
Свидетельство о рождении.
- Что это за документ?
- О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)
- Зачем нам нужно имя?
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
- Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом? (Называть друг друга по имени)
-Ребята, у каждого человека есть имя. Имена это слова, но особые. Они значат очень многое. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли смелыми, крепкими, добрыми, милыми, например: Добрыня - делает добро, Людмила - милая людям.
-Вы знаете, что обозначают ваши имена (рассказы о значении своего имени)
Игра «Шляпа знакомств».
В: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество.
– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
(Воспитатель крепит лепесток).
В: - Ребята, вот вы родились, вам дали имя, вы растёте, идёте в д\сад и что же дальше? (Пойдём в 1 класс)
-Посмотрите на иллюстрацию и назовите следующее право. (Право на образование)
-Скажите, для чего и зачем нужно учиться?
-Когда пойдёте в школу, вы должны стать прилежными учениками, как вы думаете, что это значит (мы будем слушать учителя, выполнять домашние задания, каждый день ходить в школу)
-Верно, вы узнаете много нового и интересного!
-А сейчас поиграем:
-Хлопните в ладоши те, кто всегда готов прийти на помощь другу!
-Подпрыгните те, кто всегда слушается родителей!
-Присядьте те, кто равнодушен и безразличен к окружающим.
-Повернитесь те, кто всегда со всеми делится!
-Присядьте те, кто считает себя добрым!
-Подпрыгните те, кто обижает ребят.
-Схватите себя за ухо те, кто любит грубить? Можете потрепать себя за ухо, чтобы помнить, что это плохо!
-А сейчас проверим вашу готовность к школе.
*Назовите дни недели, когда не ходите в д\сад?
*Назови соседей числа 5?
*Сколько раз в году бывает день рождения?
*Сколько пальцев на одной руке?
*На клёне 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клёне?
*Как называется наша планета?
*Чего больше на Земле, воды или суши?
*Кто первый космонавт?
*Как называется наша страна?
*Главный город?
*Наш город?
*Когда это бывает, что лист с дерева опадает?
*Когда все вместе в первый раз, вы пойдёте в первый класс?
- Молодцы, хорошо готовитесь к школе! Второй лепесток – это право на образование. (Воспитатель крепит лепесток)
В: Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит?
– Верно, право на семью.
- Ребята, посмотрите на эту иллюстрацию и скажите, что она обозначает? Право детей на воспитание в семье!
- Скажите, кого называют родственниками?
- Скажите, благодаря кому вы появились на свет (мама, папа, бабушка, дедушка)
- Если сказать это одним словом - одна большая семья!
- Что такое семья? (ответы детей)
- Да, семья – это близкие люди, родной дом самое дорогое, что есть у человека!
- Приглядитесь повнимательнее к своим родным. Ваша улыбка, походка, цвет глаз напоминают кого- то из родных.
- На кого похожа ты Даша? А Лиза?
- Ребята, а как вы думаете, зачем люди создают семью (что бы жить вместе, помогать друг другу, растить детей и т. д.)
- А теперь я предлагаю вам поиграть в игу "Назови ласково" (с мячом). Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА-
В: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Дети:
В семье дружат -живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут
Птица рада весне, а дитя матери.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
В: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?
-Напомните, какое это право? (Воспитатель крепит лепесток)
В: Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать? (Право на отдых)
- Как можно отдохнуть детям? (Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)
В: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в игру «Мы друзья, а мы - подружки».
В: Ребята, вы можете одни и с друзьями: Петь, играть и веселиться, Бегать, прыгать и резвиться!
- Вот так вы весело использовали свое право на отдых! (Воспитатель крепит лепесток)
В: О каком праве дальше мы будем рассказывать, давайте посмотрим. Воспитатель достаё т игрушки: Заяц и Петух. Двое детей разыгрывают сценку :
Петух: Плачешь ты о чем косой?
Заяц: (Сидит на пенечке плачет)
Жил я в лубяной избушке
Здесь, на этой вот опушке
А лисица в ледяной.
Как растаял лед весной
Жить ко мне она пришла
Да меня и прогнала.
Петух:
Не горюй, приятель, вскоре
Твоему поможем горю
Покажу лисе косу
Живо выгоню лису.
В: Ребята, вы наверное, догадались, как называется эта сказка? Какое право зайчика было нарушено в этой сказке? (право на жилище (Каждый ребенок имеет право на жилье и неприкосновенность жилища)
- Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно)
- Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи) Это право на имущество, оно неприкосновенно.
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом!
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды! (Воспитатель крепит лепесток)
В: Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в волшебном сундучке (картинка про больного ребёнка и врача)
Вопросы детям:
- Кто изображен на рисунке?
- Что он делает?
- О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход)
Сценка: «Считалка»
Ребенок :
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф, паф, ой, ой, ой,
Умирает зайчик мой
Привезли его в больницу,
Он не хочет там лечиться.
Заяц:
Не люблю я вид больницы,
Не хочу я там лечиться.
И боюсь я докторов.
Ребенок :
Если заболело ухо, если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь – ведь тебе поможет врач.
В: Правильно, врачи вам всегда помогут, но у вас есть и обязанность - это стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, больше есть овощей и фруктов (Воспитатель крепит лепесток).
В: А сейчас давайте немного с вами отдохнем.
Физкультурная минутка.
Игра «Все будет хорошо». Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.
В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох)
- Конечно же, ребята, все будет хорошо.
В: Какой красивый, яркий а главное, ВАЖНЫЙ, получился у нас правовой цветок. Каждый из вас теперь знает свои права, и вы никогда не должны нарушать прав других людей. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.
- Теперь младшие ребята будут знать и о праве на имя, о праве на образование, ещё о каких правах, напомните мне?
- А правовой цветок, который у нас получился, мы повесим в родительском уголке для родителей и для детей.
В: Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Он на свете не один!