Гуриева Тамара
Конспект занятия «Я человек. Как устроено наше тело?»
«Я человек. Как устроено наше тело?»
(подготовительная к школе группа)
Составила воспитатель МБДОУ№17
Гуриева Тамара Солтанбековна
Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о строении человека, сформировать представление о важности всех частей тела и внутренних органов, закрепить знания детей о мозге, функциях органов чувств для него, прививать навыки бережного отношения к своему организму
Публикация «Конспект занятия „Я человек, Как устроено наше тело?“» размещена в разделах
Программное содержание: учить различать понятия «часть тела», «внутренние органы» и «органы чувств», закрепить знания детей о мозге, функциях органов чувств для него, тренировать способность приобретать знания путем наблюдения и экспериментирования; познакомить со способами профилактики сохранения и укрепления своего здоровья, используя массаж и гимнастику для глаз. Развивать зрительное и тактильное восприятие. Воспитывать дружелюбие по отношению к сверстникам, используя проблемные ситуации, элементы ТРИЗ, ИКТ.
Предварительная работа: беседы о строении человека, рассматривание строения человека на примере кукол Маши и Вани; чтение литературы и разучивание физминуток на русском и осетинском языках на данную тематику.
Оборудование: плакаты: «Части тела», «Строение человека»; иллюстрации «Внутренние органы» и «Органы чувств»; две куклы в осетинских национальных костюмах мальчика и девочки.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, речевая
Ход занятия.
1. Организационно-мотивационный момент.
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: - А теперь посмотрите, дети, на плакаты и подскажите мне, пожалуйста, о чем мы сегодня с вами будем говорить? /Дети стоят полукругом, высказывают свою точку зрения. /
Воспитатель: - Правильно, сегодня мы будем продолжать говорить о строении человека, его частях тела. Каждый человек должен знать строение своего тела. Для чего? Как вы думаете? /Ответы детей/
- Правильно, это поможет ему быть здоровым.
2. Разминка на закрепление частей тела.
- Давайте начнем занятие с разминки. Я буду читать стихотворение, а вы мне показывать, если я что-то забуду.
На меня вы посмотрите,
Части тела покажите!
Лоб, затылок, голова.
Голень, плечи, пальцы, ногти,
Кулаки, ладони, локти.
Глаз живот, коленки, пятки,
Ухо, скулы и лопатки!
Части тела повторяли,
Части тела показали.
3. Расматривание иллюстраций или слайдов с изображением бабушки и дедушки, мальчика и девочки.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран /слайд или иллюстрацию/, кто на нем изображен? /Ответы детей.
-А как вы определили, что это бабушка, дедушка, мальчик, девочка? / Ответы детей : по одежде, волосам, строению тела, внешнему виду. /
4. Рассматривание частей тела. Дидактическая игра «Подскажи словечко»
- А сейчас мы поиграем в словесную игру. Дети, кто скажет в какой республике мы живем? /О. д. /
- Правильно. Мы должны стараться уметь разговаривать на осетинском языке, так как мы живем в Северной Осетии. Как это у нас получается мы сейчас проверим.
Давайте посмотрим, какие части тела есть у человека, назовем их и расскажем, что делает каждая часть. По очереди ребенок называет часть тела, показывает ее на кукле, отвечает о действиях на русском языке, а другие по желанию называют на осетинском языке. /повторяют все/
РУКА – КЪУХ,
НОГА – КЪАХ….
ГОЛОВА-…
ШЕЯ-…
-Ребята, давайте, вспомним физминутку на осетинском языке «Иу мае саер». /Слова сопровождаются показом действий. /
5. Беседа о внутренних органах человека.
Воспитатель. Как у дома есть стены, и поэтому он такой крепкий, так и у человека есть кости и мышцы, большие и маленькие. Если бы у человека не было костей, его тело было бы мягким. Кости, составляющие скелет, поддерживают тело и обеспечивают защиту от ранений и ушибов. :/открывает плакат или показывает на экране слайд/ рассматривают и называют вместе с детьми «скелет», «мышцы». В человеческом организме много разных органов, благодаря которым мы живем, дышим, думаем, кушаем и многое другое, которые мы не видим потому, они находятся внутри человека. А кто подскажет, что их скрывает от нас? / Ответы детей: кожа-буар (на ос. яз.)/ Мы их называем понятием «внутренние органы». Они все имеют разные функции, но тесно связаны между собой. /Прислушиваемся к стуку сердца/
-А кто их может назвать? /Ответы детей. /
Затем рассматривают внутренние органы и называют их на русском и осетинском языках.
6. Чтение стихотворения с созданием проблемной ситуации.
Воспитатель: Сейчас я вам прочту стихотворение, послушайте внимательно и закончите предложение.
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб? (видеть,
А уши служат, чтобы? (слышать).
Язык во рту, чтоб вкус? (понять,
А носик, чтобы запах? (различать,
Руки, чтобы ласкать, трудиться,
Воды из кружечки? (напиться).
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
- Прослушав стихотворение, что вы можете сказать, для чего нам нужны глаза, уши, нос, язык, кожа? /ответы детей/
-Молодцы, запомните, мы их двумя словами называем «органы чувств»
7. Загадывание загадок с созданием проблемы и ее разрешением. Воспитатель. Сейчас я вам буду загадывать загадки, вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать их.
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
1. Воспитатель: Глаза - это наш орган зрения. Зачем человеку нужны глаза? Что было бы если бы наши глаза не видели?Что человек может узнать с помощью глаз об окружающем мире? (Ответы детей)
Колокольчик звенит,
Нашим глазкам говорит,
Что гимнастика для глаз
Сейчас будет в самый раз.
Зрительная гимнастика. «Чудесный лес»
Вот стоит чудесный лес!/ Круговые движения глазами/
В нем много сказок и чудес!
Слева – сосны, /Движения глазами влево – вправо/
Справа - дуб,
Дятел сверху, тук да тук. / Движение глазами вверх- вниз/
Глазки ты закрой – открой. / Движения глазами по тексту/.
И скорей бегом домой.
2. Воспитатель: Отгадайте ещё одну загадку.
У зверушки - на макушке.
А у нас – ниже глаз. (Уши.)
- Теперь мы поговорим о следующих помощниках ушах. Ухо - это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека. Скажите, а зачем человеку нужны уши? Как человеку помогают уши? (Ответы)
3. Воспитатель: а сейчас отгадайте еще одну загадку.
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норках воздух бродит:
То заходит, то выходит (Нос)
4. Воспитатель: Правильно это – нос, орган обоняния. Подумайте и скажите, зачем человеку нужен нос? Что человек чувствует носом? (ответы детей)
5. Воспитатель: Давайте продолжим говорить о наших помощниках. Отгадайте следующую загадку.
Всегда во рту,
А не проглотишь. (Язык)
Что поможет за обедом
Нам попробовать компот это…. / Рот/.
Помогает узнавать предметы на вкус-язык. Язык - орган вкуса у человека. Что это за вкусы вы мне назовёте сами.
6. Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши…. / Руки. /
Воспитатель: Правильно, о руках мы сейчас и поговорим. Для чего нам руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей). Воспитатель: Дети посмотрите на свои руки, как называется верхний слой, которым покрыты руки?
-Дети: Кожа.
Воспитатель. Кожа - это орган осязания. Именно кожей человек чувствует, например - мягкий предмет или твердый, холодный или горячий. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо.
8. Рефлексия.
-Ребята наше занятие подходит к концу и мне бы хотелось от вас услышать как нужно относиться к своему организму и почему. /Ответы детей/.
Воспитатель. Чем же закончим наше занятие? Я его хочу закончить пожеланием : «БЕРЕГИТЕ СВОЙ ОРГАНИЗМ, БЕРЕЖНО ОТНОСИТЕСЬ К СЕБЕ И К СВОЕМУ ТЕЛУ. БЕРЕГИТЕ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ, ЕШЬТЕ ВИТАМИНЫ».
- Мне бы хотелось, чтобы вы ее помнили.