Анна Сусарева
Конспект занятия «Чтение мордовской народной сказки «Пусточейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к миру мордовской художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с мордовской народной сказкой «Пусточейка».
• Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению.
Развивающие:
• Развивать умение слушать сказки.
• Способствовать усвоению образного языка сказки.
• Развивать связную речь.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия „Чтение мордовской народной сказки „Пусточейка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Мордовия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
• Воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
Материалы: текст сказки, кукла бабушка-мордовка, сундучок, игрушки настольного театра (лиса, синица, ворона, дерево, 2 кувшина, сундучок и др., наглядные модели (общие и индивидуальные).
Ход занятия
Организационный момент
- Ребята, сегодня к нам в гости пришла бабушка - мордовочка.
Бабушка: - Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам в гости из мордовского села. И принесла с собой волшебный сундучок, в сундучке находятся мордовские сказки. Эти сказки написал мордовский народ. А вы хотите послушать мордовскую сказку? Тогда я вам расскажу мордовскую сказку "Пусточейка".
- Жила была синица. Звали ее Пусточейка. Вывела Пусточейка птенчиков, пищат они – есть просят. Услыхала лисица писк, прибежала к дереву, на котором синица свила гнездо, и говорит:
-Пусточейка – чейка,
кинь мне птенчика,
а не то я тебя съем!
Испугалась синица, бросила вниз птенчика. Лиса тут же его съела и ушла. Но на другой день снова приходит:
-Пусточейка – чейка,
кинь мне птенчика,
а не то я тебя съем!
Пусточейка сбросила лисице второго птенчика. А сама плачет горькими слезами заливается…
Летела мимо тетушка Ворона и спрашивает:
- Отчего, Пусточейка, слезы льешь? Кто тебя обидел?
- Как же мне не плакать. Тетя Ворона, - отвечает синица. – Повадилась лисица к моему гнезду, каждый день птенца требует. А не то, говорит, я тебя съем.
- Ты сделай так, - посоветовала Ворона,- Как придет в следующий раз лиса и станет птенца требовать, а ты ей в ответ:
- Куделя-хвост, берестяная нога,
через бревно не перескочишь, до меня ли тебе добраться!
Вот опять приходит лиса и заводит песенку:
-Пусточейка – чейка,
кинь мне птенчика,
а не то я тебя съем!
А синичка отвечает:
- Куделя-хвост, берестяная нога,
через бревно не перескочишь, до меня ли тебе добраться!
- Кто тебя, Пусточейка, научил таким словам?
- Тетя Ворона.
- Ах, так! – рассердилась лиса. – Ну хорошо же.
Побежала лиса искать ворону, нашла ее на опушке леса и говорит:
Ты, ворона, научила Пусточейку, как от меня отделаться – за это я тебя съем!
- Ладно, говорит Ворона. – Только ты меня сначала повкуснее сделай. Дай мне горшок каши и горшок масла, я наемся, каши с маслом и такая вкусная стану – ничего на свете нет вкуснее.
- А где я кашу с маслом возьму?
- В деревне у мордвы укради.
Согласилась лисица. Украла в деревне горшок каши и горшок масла. Принесла Вороне.
- Я буду кашу с маслом, есть на горе, - говорит Ворона. – А ты ложись под горой. Рот по шире раскрой и жди. Как всю кашу и масло съем, прямо в рот к тебе и залечу.
Легла под горой лиса, раскрыла пасть и ждет. А тетушка Ворона наелась в свое удовольствие и полетела в лес спать на высоком дереве. Когда пролетала над лисой, крикнула:
- Куделя-хвост, берестяная нога,
до Пусточейки не добралась –
а до меня и подавно не доберешься!
Лиса туда – сюда, а Вороны и след простыл.
Бабушка: - Ребята, вам понравилась сказка? Эту сказку сочинили мордва. Кто вам больше запомнился? Какая была Пусточейка? Кто еще был в сказке? Кто обманул лису? Чем закончилась сказка?
Педагог: - Мы тоже можем рассказывать сказки.
Давайте расскажем ее по схеме, а бабушка – мордовочка послушает (пересказ детей).
Бабушка: - Ребята, какие вы молодцы! Так хорошо рассказали сказку. Спасибо вам. Мне пора домой.
Педагог: - Бабушка, приходи к нам еще, с новой сказкой.