Боротканич Ольга Васильевна
Конспект занятия «Морозные узоры на окнах»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Морозные узоры на окнах» Воспитатель Боротканич О. В.
Цель : - изобразить зимнее явление природы «морозные узоры» при помощи графических элементов (линий, точек, кружочков, завитков и т. д., сочетая традиционные и нетрадиционные техники рисования.
Публикация «Конспект занятия „Морозные узоры на окнах“» размещена в разделах
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морозные узоры на окне. Занятия по рисованию
- Новогодние окна. Украшение окон на Новый год
- Темочки
Задачи занятия : - обучающая – научить передавать красоту окружающего мира, обучить работать с техникой изображения восковыми мелками и акварелью; продолжать формировать знания о народном декоративно - прикладном творчестве. - развивающая - развитие творческого воображения, фантазии, памяти, глазомера; развитие умения составлять композицию рисунка. - воспитательная – воспитывать интерес к окружающему миру, формировать эстетическое отношение к красоте зимней природы. Материалы: бумага, восковые мелки, акварель, банка с водой, салфетки. Зрительный ряд: фотографии с морозными узорами, вологодским кружевом. Литературный ряд: стихи, загадки про зиму, мороз, морозные узоры.
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Времена года. Январь», звуки тройки.
Планируемые результаты. Личностные: -составление своего узора; - участвовать в оценке работ; -иметь воображение, уметь фантазировать, иметь представление о многообразии и красоте форм, узоров, в природе; -стремление самоконтролю и анализу своих действий.
Регулятивные: - применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - выполнять учебное действие в соответствии с заданием.
Коммуникативные: - организовывать сотрудничество и совместную деятельность воспитателя и ребенка. - работать индивидуально; - формулировать собственное мнение и умение выражать его. Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Организационный момент. - Встанем красиво. Сделаем вдох – вдохнем хорошее настроение, сделаем выдох – выдохнем плохое настроение, беспокойство.
Мы отправляемся в сказочное путешествие. Садитесь поудобнее.
И поедем мы с вами ни на машине, ни на поезде. А поедем на русской тройке.
Побываем мы в деревне. А теперь давайте представим.
Мы садимся в деревянные сани с расписными узорами. А в упряжке нас ждут 3 резвых коня.
И вот мы мчимся по сказочному полю. Закрыли глаза и представили. Поехали!
Слушаем музыку. Вот и прибыли. Мы с вами в лесу.
Посмотрите, все украшено, как в сказке. Пригорки и опушки покрыты глубоким и пушистым снегом. Снег переливается, как серебро. Снежинки тихо-тихо падают и постепенно украшают деревья, кусты, елки в белый пушистый наряд. А снежинки сверкают, как жемчуг.
Постановка цели. - Сегодня у нас на занятии необычный учитель, отгадайте, кто это? Невидимкой, осторожно Он является ко мне, И рисует, как художник, Он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива, Вот и пальма предо мной. Как рисует он красиво Белой краскою одной! (Мороз) Мороз – художник лучший, По городу идет. То щеки нарумянит, Всех за нос ущипнет
А ночью он, пока я спал, Пришел с волшебной кистью, И на окне нарисовал Сверкающие листья. Показ иллюстраций. - Прошли новогодние праздники, но чудеса не закончились. Сегодня мы сами поучимся мастерству у Деда Мороза, будем сами создавать зимние узоры.
III. Беседа - А теперь поехали в деревню. И вот мы в избе. Зимним вечером приятно посидеть у теплой печки, поглядывая в замершее окно и слушая, как завывает ветер на улице и трещит мороз. – Нарисовать морозные узоры нам помогут вот эти изделия. (Воспитатель показывает иллюстрации вологодского кружева). - Кто знает, как они называются? (Кружево) – Да, это – кружево.
Их плетут при помощи специального крючка и различных ниток. Этим плетением занимаются во многих русских землях. Особенно на Севере, в Вологодском крае. Судьба у этого вида искусства счастливая. Мы до сих пор используем кружево для украшения наших жилищ и одежды. – Скажите, какие природные формы мы видим в них? (Листики, цветочки, завитки.) – Правильно. Народные мастерицы всегда подсматривали у растений формы для изготовления своих изделий! Посмотрите на узор кружева и узоры на окнах. Что вы можете сказать? (они содержат похожие элементы).
Физкультминутка - Предлагаю вам поучиться прясть нитку с помощью веретена: Позолоченная прялица (пальцы обеих рук собраны в щепоть,
Мы прядем, а нитка тянется, (левую поднять на уровень плеча,
Мы прядем, а нитка тянется, (правую медленно поднимать и опускать,
Нам работа наша нравится. (имитировать движение скручивания)
(Русская народная песня) нити. – Что мы еще можем изобразить в виде морозного узора? (Ответы детей.) – Сейчас я вам буду загадывать загадки, а отгадки будут ответами на мой вопрос.
1. Лишь белый узор, что плетут кружевницы, С мерцанием звездочек этих сравнится (снежинки). – На свете нет ни одной похожей снежинки, но все они возникают по одному правилу. Их лучи располагаются как бы в зеркальном отражении. (Рисуем на доске снежинку.)
2. Побелело за ночь всюду А у нас в квартире чудо За окошком дом исчез Там волшебный вырос… (лес) - Правильно, можем изобразить лес.
3. Дети, а что еще можно изобразить в виде морозного узора на окне?
Пофантазируйте. (Ответы детей. Морозные узоры напоминают волшебные сады, в которых растут необыкновенные деревья и цветы. В таком саду можно встретить колосок, пёрышко, астру и хризантему, веточки ели).
IV. Объяснение этапов работы. - Что у вас лежит на столе? (Инструменты художника, рамы, клей) - Всеми ли вы умеете работать? (Не умеем свечкой.) - Я вас научу, но прежде всего надо определить порядок действий. - Как расположить лист бумаги? Горизонтально или вертикально? (горизонтально) - А в каких частях окна чаще всего располагаются узоры? (По низу стекла и по бокам.) - В какое время суток лучше рассматривать узоры на стекле? (Ранним утром и вечером)
Краски какого цвета нам понадобятся? (Синего и белого.) - Нет, ребята, белая краска нам сегодня не понадобится, т. к. ее функцию выполнит свечка. Воск свечи не пропускает воду и не окрашивает бумагу. Полосы, проведенные свечкой, останутся белыми. - У вас 4 рамы. Давайте посмотрим в них. Одинаковые или разные рисунки будут на них? - Внимательно выслушайте порядок работы: 1) Продумайте композицию рисунка.
2) Задуманный рисунок нанесите свечой с сильным нажимом.
3) Равномерно нанесите синюю краску.
V. Приступаем к работе
1. Звучит подборка классических произведений (тихо).
2. Воспитатель помогает детям, если это надо.
VI. Подведение итогов. Выставка.
Анализ работ.
1. Полюбуемся на работы. - Какие работы вам понравились больше всего? Почему? Объясни
2. Получили ли вы удовольствие от работы на занятии? – Что нового узнали о работе художника? – С каким народным творчеством познакомились? – Какие инструменты художника вы знаете? – А какой из них для вас новый?
3. Рефлексия - У вас на столах снежинки. Если вам было интересно и комфортно на занятии, выберите самую большую снежинку; если были трудности и вам что- то не понравилось – снежинку поменьше; если было очень трудно и некомфортно – самую маленькую снежинку. Прицепите снежинки на доску. Смотрите, какой узор у нас получился. Молодцы, потрудились на славу. Хорошие ученики у Деда Мороза!