Литау Оксана
Конспект занятия «Мои права и обязанности в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мои права и обязанности в семье».
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.
Задачи:
1. Формировать представление о семье, семейном укладе, семейных обязанностях.
2. Воспитывать убеждение о важности семьи в жизни человека.
3. Воспитывать чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
Публикация «Конспект занятия „Мои права и обязанности в семье“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
4. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Оборудование и материал: рассказ В. Осевой «Сыновья»
Ход занятия.
Вводная часть.
- Мы с вами уже знаем, что есть много правил поведения, например, в школе, в театре, на улице и т. д. А как вы считаете, есть ли правила поведения в семье?
- Как они называются? (права и обязанности). Это - очень нужные и важные правила, без которых не сможет существовать ни одна семья. Так же мы с вами выясним, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье, почему это происходит и как нужно поступать, чтобы не нарушались ваши права и обязанности.
Основная часть.
- Итак, проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, предусмотренные законом и государством.
Игра «Разрешается-запрещается».
1. С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить. (Это разрешается или запрещается)
Ответ детей – это право ребёнка жить с родителями.
2. Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно мне для жизни,
То, и буду выбирать. (Это разрешается или запрещается)
Ответ детей – это право ребёнка свободно выражать свои взгляды и мнения.
3. Подарить ребёнку жизнь
Маме с папой (разрешается, (запрещается).
Это право на жизнь.
4. Вот в углу стоит мальчишка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребёнка
Строго (разрешается, (запрещается).
Это право на защиту от насилия.
5. Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать. (разрешается, (запрещается).
Это право на образование.
- Давайте повторим и запомним права ребёнка в семье. (дети повторяют)
- Как понимаете выражение «право на ошибку»? Существуют ли люди, которые не делают ошибок?
- Как понимаете выражение «на ошибках учатся»?
- Делать ошибки – это нормально. На ошибках мы учимся. Главное – научиться их не повторять.
- Эти права записаны в специальных государственных документах, которые называются «Конституция», «Декларация прав ребёнка», «Конвенция о правах ребёнка». И чтобы у людей было в жизни меньше проблем, их нужно изучать, знать, соблюдать и выполнять и взрослым, и детям.
Чтение и обсуждение истории «На остановке».
К автобусной остановке подошли мать с сыном. У мамы в руках были две большие, тяжёлые сумки и маленький пакет. Мама попросила сына подержать пакет, т. к. ей было тяжело их держать, а поставить куда-либо, не было места. Сын недовольным, капризным голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!» Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь права меня заставлять!» Мама покраснела, на глазах у неё выступили слёзы, она отвернулась и ничего не сказала.
- Что можно сказать об этой истории? Прав ли мальчик?
- Имеете ли вы нарушать права других людей? (обижать, драться, давать прозвища и т. д.).
Обсуждение сценки:
Семья : бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: - Мам, кушать хочется! Дай поесть (садится, ест)
Мать: - С грязными руками за стол? Помой руки!
Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка познакомились!
Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола). Спасибо, я наелся.
Мать: - Помой посуду, сынок.
Сын: - Не имеешь права использовать детский труд. (садится смотрит телевизор).
Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: - Это проявление жестокости, папа!
- Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.
Наравне с правами мы всегда должны помнить о своих обязанностях.
Обсуждение права и обязанности ребёнка в семье :
• Хорошо учиться.
• Помогать по дому. (перечислить)
• Заботиться о стариках.
• Стараться самому обслуживать себя.
• Заботиться о младших.
- Мы видим, что права и обязанности тесно связаны между собой.
- А вы всегда соблюдаете и выполняете свои права и обязанности?
Вспоминаем рассказ В. Осевой «Сыновья» и обсуждаем.
- Почему только один сын помог своей маме, а другие нет? (он выполнил свои обязанности).
Причины выполнения своих обязанностей :
- любил свою маму,
- был заботливый,
- внимательный,
- трудолюбивый,
- добрый,
- воспитанный,
- понимал, что маме тяжело и ей надо помочь,
- помнил о своих обязанностях и т. д.
- А в отношении других мальчиков, всё наоборот.
- Как вы думаете, прежде чем совершить какой-либо поступок, не ошибиться и не нарушить свои права и обязанности, что надо сначала делать? (Думать, потом делать).
- Не зря в пословице говорится: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
- Расскажите случаи из своей жизни, когда вы не выполняли свои обязанности? И чем это заканчивалось (рассказы детей).
- Могут ли ваши необдуманные поступки и дела повлиять на здоровье самых близких людей в семье и как (родители переживают, огорчаются, у них болит сердце, голова и т. д.)
- А вам бывает от этого стыдно?
- Поэтому надо помнить: «Поддержка, любовь, помощь в семье сохраняет здоровье всех членов семьи».
Заключительная часть.
Права, обязанности надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко вам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Ребята что вы узнали нового? Какое у вас впечатление от занятии?