Задорожняя Анна
Конспект занятия в старшей группе детского сада «Мой кубанский казачий край»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Образовательной деятельности в старшей группе детского сада.
Тема: «Мой кубанский, казачий край».
Актуальность:
В соответствии с основными принципами дошкольного образования, изложенными в ФГОС ДО, особое внимание следует уделять духовному развитию и нравственному становлению личности воспитанников. Сведения краеведческого характера о жизни и быте казаков Кубани, как правило, близки и понятны детям, вызывают у них живой познавательный интерес, активизируют мотивацию к изучению истории и культуры не только Кубанского казачества, но и всей страны.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе детского сада „Мой кубанский казачий край“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Мой край, мой город. Краеведение
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
Цель:
Совершенствовать работу по формированию у детей представлений об особенностях быта кубанского казачества; воспитывать любовь к малой родине.
Задачи:
1. Уточнить представления детей о том, как появились казаки на Кубани.
2. Закрепить знания о жилищах казаков, их быте, одежде.
3. Воспитывать в детях мужество и героизм на примере казаков- кубанцев.
4. Вызвать желание помочь музею, нарисовав рисунок.
5. Закрепить правила старинных казачьих игр.
Применение современных образовательных технологий: здоровьесберегающих, игровых, личностно-ориентированных, технология деятельностного подхода, ИКТ.
Ход.
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принес письмо. Вам интересно, от кого оно? Давайте скорее прочитаем.
Воспитатель достает письмо из конверта и читает: «Дорогие, ребята пишут вам сотрудники музея г. Крымска. У них не хватает рисунков о жизни и быте Кубанских казаков. Они хотят, чтобы вы побольше узнали о Кубанских казаках, нарисовали рисунки выслали им в музей.»
Воспитатель: Вы готовы помочь сотрудникам музея?
Тогда отправляемся в путешествие по истории Кубанских казаков.
Путешествие наше будет не легким, поэтому предлагаю сделать разминку.
Казачья игра «Кубанка – шапка казака».
После игры дети рассаживаются на стулья.
Первая остановка «Основание» (рассказ сопровождается показом слайдов)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такие казаки и как они появились на Кубани? (ответы детей)
- Много лет тому назад казаками называли вольных, свободных людей. Они отличались мужеством и бесстрашием. Екатерина II, зная, что казаки хорошие воины призвала их на службу и дала им земли. Так появились казаки на Кубани и стали называться кубанскими.
Большинство современных городов и станиц края были основаны казаками- переселенцами.
Жилища- хаты, казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанной с двух сторон глиной. Пол - глинобитный. Крыша из соломы или камыша. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находилась печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель. Центральным местом в доме был «красный угол» состоящий из одной или нескольких икон, украшенных рушниками.
Рушники – традиционный элемент украшения. Их делали из ткани и украшали кружевом и вышивкой.
Одна, очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты- фотографии на стене - традиционные семейные реликвии.
- Ребята вы устали сидеть? Предлагаю вам поиграть в казачью игру, которая называется «Хваталки» (Игроки выстраиваются в две шеренги, одна против другой, на расстоянии 20-30 шагов. Между ними проводится черта. По всей ее длине раскладываются предметы: камешки, палочки, кубики и т. д. по количеству игроков. По сигналу свистка играющие бегут к предметам, стараясь взять их как можно больше. Выигрывает та команда, которая собрала больше предметов. Игра повторяется 2-3 раза).
Отправляемся дальше, следующая остановка «Жизнь».
Теперь, вы узнаете, как одевались казаки.
Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды.
Женский костюм состоял из юбки и кофточки (блузки) и назывался он «парочка». Блузка была с длинным рукавом. Он был домашний и праздничный.
Дети получали минимум одежды, часто донашивая старую, после старших братьев и сестер.
Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, мясо, рыба, овощи и фрукты. Наиболее популярным являлся борщ.
В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты- рогачи, чаплейки, кочерги.
Семьи на Кубани были большие. Главной обязанностью казака была военная служба.
В семье особым уважением пользовались старики, они выступали хранителями обычаев.
В казачьих семьях трудились не покладая рук, особенно тяжелыми были полевые работы.
Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь.
Дети очень любили играть на улице. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Калачи».
Вы многое узнали о казаках, а теперь предлагаю вам нарисовать казачью жизнь, как они жили и трудились.
Выбирайте шаблоны и приступайте к работе.
Дети приступают к работе.
Делаем выставку рисунков, обсуждаем качество их выполнения.
Итог: Ребята, как вы думаете, мы с вами помогли музею города Крымска?
(ответы детей)
Рефлексия: Что вам понравилось больше всего?
Что бы вы хотели еще узнать о жизни казаков?
Давайте все наши рисунки соберем в альбом и отправим в музей.