Ольга Машукова
Конспект занятия «Ментальная карта заповедного Забайкалья»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид деятельности: дизайн ментальных карт.
Цель. Сформировать понятие о разнообразии и великолепии Забайкальских ландшафтов, охраняемых территорий – заповедников, охраняемых, редких и распространённых представителей животного мира родного края.
Задачи. Продолжать знакомить с основными природными зонами, охраняемыми территориями Забайкалья и животным миром этих территорий. Создать условия для умения принять и самостоятельно реализовать творческую задачу, проявить оформительские умения в дизайне основы ментальных карт способами работы с сухой пастелью, углём. Развивать творческое воображение и опыт эстетической деятельности. Воспитывать желание к художественному отображению своих впечатлений и представлений о животном мире охраняемых территорий Забайкалья.
Публикация «Конспект занятия „Ментальная карта заповедного Забайкалья“» размещена в разделах
- Забайкальский край
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Предполагаемый результат. Дети знают представителей фауны охраняемых территорий Кодара, Сохондо, Даурии. Дети могут отобразить особенности охраняемых природных территорий в оформлении основы ментальных карт. Из детских работ составлены и оформлены ментальные карты.
Предварительная работа. Утренний сбор «Природные зоны Забайкалья», игры с макетами «Лес», «Горы», «Степь».
Материалы для творчества: Сухая пастель,уголь, ватманы, фотоиллюстрации Кодара, Сохондо, Даурии, цветные карандаши.
Дидактический и наглядный материал: фотоиллюстрации охраняемых территорий Забайкалья, тех. карты последовательности рисования горного, лесного, степного пейзажей.
ИКТ. Презентация «Ландшафты Заповедников Забайкалья»
Ход
Организационный момент. Давайте возьмем, друг друга за руки и подарим улыбки, ведь мы все живём в одном крае и название ему?
Чтение стихотворения:
Забайкалье. Резкие контрасты…
Даль лесов. И эта ширь степей…
Гор хребты отчётливо и ясно
Говорят о древности твоей.
Забайкалье – резкие контрасты –
Всё вместило: степи, горы, лес.
И сурово ты, и – как прекрасно
В разноцветии своих небес.
Юрий Сучков
Мотивационно-оценочный этап. Итак, Забайкалье – край, где существуют разные природные зоны. Какие, и как называются? (ответы детей с помощью презентации) Сегодня мы продолжим работу по созданию ментальных карт о заповедных местах Забайкалья. Ваша задача разработать дизайн основы карты, где важно передать особенности природы данного места.
Поисковый этап. Презентация по ходу.
На Земле есть много мест, где можно почувствовать величие, силу и красоту природы. Даурские степи – это бесконечные просторы «травяного моря» и бархатные сонные сопки, звонкое пение жаворонков, «столбики» любопытных тарбаганов и грациозные танцы журавлей.
И пока еще многочисленные стада азиатских антилоп - дзеренов, готовых в любую секунду умчаться вдаль со скоростью ветра. Большую часть заповедника занимают блюдца озер: от маленьких до бескрайних, где вода сливается с горизонтом, а окаймляющие песчаные пляжи или заросли камышей и тростников служат прибежищем для тысяч уток, гусей, белоснежных лебедей, юрких куликов и неугомонных чаек.
Подвести детей к отражению особенностей степи (линия горизонта в середине, показываем простор степи и воздушного пространства, солнце, травы)
На севере Забайкалья,
на БАМе у речки Чары
есть горы, где пики, скалы.
Туристам всем, как подарок.
Их вид порой устрашает:
на пиках, как шапки, тучи,
и льды наверху не тают,
и сыплются камни с кручей.
С горами пустыня рядом
на вечных лежит мерзлотах,
барханы с волнистой рябью,
а ниже вокруг болота.
(Стихи Николая Шалашова «Хребет Кодар»)
О какой территории идёт речь в стихотворении?
Подвести детей к отражению особенностей гор (линия горизонта по диагонали, показываем высоту гор и глубину воздушного пространства, свет и тень на склонах, лежащую у подножья пустыню, далёкий лес)
Этот заповедник расположен в самом сердце Евразийского материка. Здесь начинаются реки, впадающие в два океана — Северный Ледовитый и Тихий. Деревья в лесах распределены на два высотных слоя: нижний светлохвойный и верхний темнохвойный. К первому относят лиственничные и сосновые леса, ко второму — кедровники. Заповедник имеет и своих постоянных обитателей. Здесь живут волки, медведи, рыси, соболи, изюбри, кабарги, белки-летяги, бурундуки.
Как называется этот заповедник? (ответы детей)
Подвести детей к отражению особенностей леса (линия горизонта высоко, показываем высоту и ярусность лесного пространства, особенности хвойной и лиственной кроны, подлесок)
Точечные установки:
*Намечаем контуры изображения простым карандашом
*Начинаем раскрашивать с дальнего фона тушёвкой
*Используем приём растирания пальцем
*Используем приём контраста фона и изображения
*Для придания фактурности, чёткости деталей в заключение работы рисуем уголком мелка.
Здоровьесберегаюшие технологии. Музыкальная разминка «Зверобика»
Практический этап. Дети делятся на три команды.
Ребятам предлагается в помощь выбрать опорный зрительный образ или тех. карту рисования пейзажа.
Совместная творческая работа детей и педагога.
Рефлексивно - оценочный этап. Ребятам предлагается составить ментальную карту путём подбора своего представителя животного мира Забайкалья (итоги прошлого занятия) к месту обитания - основе ментальной карты: Даурский или Сохондинский заповедники, северный Кодар. Дети находят подходящее место на основе для своей лепной работы. Детские работы оформляются клеем на основу по окончании занятия.
Готовые ментальные карты используются для проведения детских экскурсий, составления рассказов о животном мире заповедных мест Забайкалья.